Сборник идеальных эссе по обществознанию. Личный опыт: как сдать ОГЭ по химии

19.03.2024 Автотоп

Вряд ли найдется выпускной экзамен сложнее, чем ОГЭ или ЕГЭ по химии. Этот предмет приходится сдавать будущим биологам, химикам, медикам, инженерам и строителям. Сегодня мы поговорим о том, что необходимо знать для того, чтобы получить высокие баллы, и какими пособиями пользоваться лучше всего.

Книги и пособия для подготовки

Эксперты ЕГЭ и ОГЭ рекомендуют при подготовке опираться на учебники профильного уровня. Материала стандартного базового учебника для успешной сдачи экзамена недостаточно. Практика показывает, что школьники, проходившие профильный курс химии, чувствуют себя во время экзамена довольно уверенно. Таких учебников написано несколько, но по содержанию и подаче они примерно одинаковы.

Рекомендуем обзавестись сборником типовых экзаменационных заданий — официальное издание ФИПИ (с голограммой) и парой книг других авторов. В них подробно разбираются задания, показываются способы их решения, даются алгоритмы и ответы для самоконтроля. Чем больше вариантов вы прорешаете, тем больше ваши шансы удачно сдать экзамен.

Повторение — мать ученья

Это важная составляющая качественной подготовки. Химия — сложная наука о веществе, не зная элементарных тем начального курса, вы не поймете более сложные. Конечно, на повторение всей программы может не хватить времени, поэтому лучше уделить больше внимания именно тем вопросам, которые вызывают наибольшее затруднения.

По мнению преподавателей центра «Мерлин», школьники чаще допускают ошибки в заданиях, связанных с темами:

  • механизмы образования молекулярных связей;
  • водородная связь;
  • закономерности протекания химических реакций;
  • физико-химические свойства растворов, электролитическая диссоциация, реакции в растворах электролитов;
  • влияние разбавления раствора на степень диссоциации (закон разбавления Оствальда);
  • гидролиз солей;
  • атмосферные соединения;
  • основные классы соединений;
  • промышленное производство и область применения.

Выявить пробелы помогут те же типовые экзаменационные задания и тесты. Не получается? Обратитесь за помощью к учителю химии или запишитесь на подготовительные курсы.

Ставьте опыты

Химия — это наука, построенная на реальных экспериментах с веществами. Лучше понять ту или иную тему помогут опыты. Для этого необязательно покупать набор реактивов и лабораторные принадлежности. В Интернете много интересных, хорошо снятых видео, посвященным химическим реакциям. Не поленитесь найти их и посмотреть.

На экзамене будьте внимательны!

Большинство ошибок допускается ребятами именно из-за невнимательности. Приучайте себя не пропускать ни одного слова, читая задание, обращать внимание на формулировку и то, сколько ответов должно быть.

  • Читайте вопрос до конца, вдумайтесь в его смысл. В формулировке часто скрывается небольшая подсказка.
  • Начинайте с легких вопросов, где вы не сомневаетесь в правильности ответов, потом переходите к более сложным заданиям, где нужно подумать.
  • Если какой-то вопрос слишком трудный, пропустите его, не теряйте времени, позже вы сможете вернуться к нему.
  • Задания друг с другом не связаны, поэтому сосредоточьтесь только на том, которое выполняете в данный момент.
  • При затруднении попробуйте сначала исключить явно неправильные ответы. Проще выбрать вариант из двух-трех оставшихся, чем путаться в пяти-шести ответах.
  • Обязательно оставьте время для проверки работы, чтобы вы успели быстро просмотреть задания и исправить допущенные ошибки. Недописанное слово или цифра могут стоить вам балла.

Химия — трудный предмет, и готовиться к экзамену лучше всего под руководством опытного преподавателя, на то, что вы справитесь с такой ответственной задачей, рассчитывать не рекомендуется. Только учитель может указать вам на «незаметные» ошибки и помочь восполнить пробелы, объяснить сложный материал простым, доступным языком.

В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.

Общая информация об экзамене

ОГЭ по химии состоит из трех частей.

В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.

Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.

Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.

Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.

Всего на работу дается 140 минут.

Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.

Для кого предназначены эти тесты?

Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.

Как устроены тематические тесты?

Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?

Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!

  • Тематический тест № 11. Химические свойства кислот и оснований. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 12. Химические свойства средних солей. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 13. Разделение смесей и очистка веществ. (Готовится к выпуску!)
  • Тематический тест № 14. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. (Готовится к выпуску!)
  • Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?

    Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?


    Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!

    Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

    Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

    Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;

    Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).

    Шкала перевода баллов в оценки:

    «2» – от 0 до 8

    «3» – от 9 до 17

    «4» – от 18 до 26

    «5» – от 27 до 34

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

    Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

    Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

    На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут

    Новикова Галина Петровна
    Должность: учитель химии и биологии
    Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ярославка
    Населённый пункт: село Ярославка муниципального района Дуванский район РБ
    Наименование материала: мастер-класс
    Тема: "Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии"
    Дата публикации: 10.01.2018
    Раздел: полное образование

    Мастер-класс «Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии»

    Подготовила

    республиканских

    повышения

    Петровна,

    биологии

    с.Ярославка

    муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан

    Мастер-класс – это эффективная форма обмена опытом с коллегами. В

    к выполнению экзаменационных заданий с развернутым ответом.

    экзаменационного

    варианта

    содержит

    высокого

    уровня сложности, с развернутым ответом – 20, 21, 22.

    Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в экзаменационной

    работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания:

    получения

    химические

    свойства

    различных

    неорганических

    соединений;

    окислительно-

    восстановительные

    взаимосвязь

    различных

    количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества; массовая

    доля растворенного вещества.

    Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности

    комплексных умений:

    составлять

    электронный

    уравнение

    окислительно-

    восстановительной реакции;

    объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их

    составом и строением;

    проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

    выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции,

    представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение

    ОВР, определить окислитель и восстановитель.

    Примеры решения задания 20. Задание оценивается в 3 балла.

    4 – процесс окисления

    1- процесс восстановления

    Молекулярное уравнение

    Иод в степени окисления -1 (т.е. КI) является восстановителем, а сера в

    степени окисления +6 (т.е. H

    ) является окислителем.

    5 - процесс восстановления

    1 – процесс окисления

    Молекулярное уравнение

    окисления

    является

    окислителем,

    окисления 0 является восстановителем.

    1 – процесс окисления

    6 – процесс восстановления

    Молекулярное уравнение

    Сера в степени окисления 0 является восстановителем, а азот в степени

    ) является окислителем.

    Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление

    массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества

    вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или

    объему одного из реагентов или продуктов реакции.

    Чтобы решить задачу, воспользуемся следующим алгоритмом:

    Алгоритм

    решения

    задач

    вычисление

    химическим

    уравнениям массы (объема, количества) исходных веществ и продуктов

    реакции.

    1.Прочитайте задачу и составьте для нее краткое условие.

    2.Составьте уравнение происходящей химической реакции.

    3.Вычислите молярные массы известного и искомого веществ.

    4.Вычислите количество того вещества, которое известно по условию задачи.

    Для этого можно воспользоваться следующими формулами:

    n = m: M или n =V: V

    химическим

    уравнением

    запишите

    количественное

    соотношение

    между веществом, заданным по условию задачи, и искомым веществом.

    Количественное соотношение определяется по коэффициентам, записанным

    перед формулами соответствующих веществ в химическом уравнении.

    количественному

    соотношению

    определите

    количество

    искомого

    вещества.

    Вычислите

    искомого

    вещества.

    использовать следующие формулы: m = n

    Примеры решения задач. Задание оценивается в 3 балла.

    Задача 1.

    раствора

    массовой

    долей NaOH 6% пропустили

    углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н.у.)

    вступившего в реакцию газа.

    m(р-ра NaOH)=40г 2NaOH + CO

    2моль 1моль

    w(NaOH)=6% или 0,06 M=40г/моль

    Найти: 1)Рассчитываем массу и количество вещества NaOH:

    а) m(NaOH)=40г

    )- ? б) n(NaOH)=2,4г:40г/моль=0,06 моль

    2)Определяем объем CO

    : а)по уравнению реакции

    )=2:1, значит, n(CO

    )=22,4л/моль

    0,03 моль=0,672л

    Ответ: V(CO

    Задача 2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии

    избытка раствора хлорида бария на 68,4 г 8%-ного раствора сульфата

    алюминия.

    Дано: Решение:

    )=8% или 0,08 1моль 3 моль

    Найти: М=342г/моль М=233г/моль

    )-? 1)Рассчитываем массу и количество вещества

    )= 5,472г: 342г/моль=0,016 моль

    2) Рассчитываем массу осадка BaSO

    а) по уравнению реакции n(Al

    )=1:3, значит, n(BaSO

    )=233г/моль

    моль=11,184г

    Ответ: m(BaSO

    Задача 3. Вычислите массу осадка, который образуется при пропускании

    сероводорода через 75,2г 5% -ного раствора нитрата меди (II).

    Дано: Решение:

    m (р-ра Cu(NO

    )=5% или 0,05 1 моль 1 моль

    Найти: М=188г/моль М=96г/моль

    m(CuS) -? 1)Рассчитываем массу и количество вещества

    )=3,76г:188г/моль=0,02 моль

    2)Рассчитываем массу осадка: а)по уравнению

    р е а к ц и и

    ):n(CuS) = 1: 1 , з н а ч и т n(CuS) =

    б) m(CuS)=96 г/моль

    0,02 моль=1,92г

    Ответ: m(CuS)= 1,92г

    Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет

    характер

    мысленного

    эксперимента.

    ориентировано

    проверку

    следующих

    планировать

    проведение

    эксперимента

    предложенных

    описывать

    признаки

    протекания

    химических

    реакций; составлять молекулярные и сокращенные ионные уравнения этих

    реакций. Задание оценивается в 5 баллов.

    Примеры решения заданий.

    вещества:

    растворы NaOH,

    две стадии Zn(OH)

    Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции

    ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

    Схема эксперимента:

    Реакция ионного обмена

    2 NaOH = Zn(OH)

    Реакция ионного обмена

    Признаки протекания реакций:

    Для первой реакции – выпадение белого плотного осадка;

    Для второй реакции – образование белого студенистого осадка.

    вещества: Al,

    р а с т в о р ы BaCl

    Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в

    две стадии AlCl

    Опишите признаки проводимых реакций. Для 2-ой реакции

    напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

    Схема эксперимента:

    Признаки протекания реакций:

    Для первой реакции – выпадение белого осадка;

    Для второй реакции – растворение осадка, образование прозрачного

    раствора.

    Сокращенное ионное уравнение для 2-ой реакции:

    В заключение хочется пожелать большой и кропотливой работы по

    подготовке

    государственной

    итоговой

    аттестации,

    оказалась

    обязательно успешной!