Разница между душой и духом. Чем отличается Душа от Духа? Душа и дух отличие

12.02.2024 Новинки

Сеанс гипнологов

Вопрос. Скажите пожалуйста, а в чем различие между Духом и Душой?
Ответ. Душа воплощается, изменяется, а Дух – он вечен.

В. В каком смысле «Душа изменяется»?
О. Душа, она пластична. Представь себе Звезду. Вот эти её лучи, это Дух, а тот свет, который идет от неё, это Душа. Дух – это основа, более жесткая, более незыблемая, Душа более пластичная. Если Дух представить в виде луча, то Душа будет его чуть размытым свечением, другими словами Дух - это луч, а Душа - это образ Духа и в ней свечение замкнуто.

В. Связан ли конкретный Дух с конкретной Душой? Является ли эта пара постоянной?
О. Да, связаны и они взаимно проникают друг в друга, только у одного Духа, как правило, несколько Душ. А по большому счету, всё есть проявление одного Духа.

В. В чем отличие Души человека от Души представителя какой-либо другой цивилизации?
О. Какого именно человека вы имеете введу? Люди тут разные и много разных цивилизаций воплощается в Людей.

В. У нас была информация о том, что всем воплощающимся на Земле в телах людей существам, если они прибыли откуда то со стороны, дается в пару Душа земного человека. Она может быть с опытом или ещё совершенно чистой матрицей, с записанным на неё базовым опытом… Это не так?
О. Практически так. Но только не то что «выдается в пару», а они как бы сливаются вместе, но при этом сохраняют индивидуальности. Получается единая Душа.

В. После прохождения Земного опыта эти Души разделяются, или они уже навсегда будут вместе?
О. Тут всё по их желанию, по задачам, смотря куда они собираются, тут много разных моментов.

В. В чем всё-таки отличие Земной Души Человека, от других Душ, есть ли какая-то специфическая особенность?
О. Да, можно назвать это особым ароматом… Мы надеемся, вы понимаете, что «аромат» в данном случае является метафорой.

В. Может быть только из Души Человека может получиться настоящий Творец?
О. Нет, каждая Душа может стать Творцом, только творят они по-разному.

В. Ну вот Души Рептилоидов, они тоже могут стать Творцами?
О. Они скорее разрушители, но в то же время они что-то создают, хоть и разрушают.

В. Так чем принципиально они отличаются?
О. Учителя вон уже угорают над нами, говорят «хвостом, хвостом»!)))
А если серьезно…. У них меньше Любви… Скорее даже у них это лучше назвать «забота», Любви у них нет. Отчасти это обусловлено их физиологией. На самом деле их Души тоже могли бы развить в себе это качество, и они как будто чувствуют это и несколько комплексуют из-за этого.
Т.е. вот эта Безусловная Любовь, которая присуща Душе Человека, является одним из ключевых отличий от Душ представителей других цивилизаций.

В. А какие ещё ключевые отличия есть?
О. Я это сейчас воспринимаю как голубой свет и ощущаю его смесью благородства и жертвенности, способностью действовать из принципа, порой даже во вред себе. Все остальные цивилизации достаточно практичны.

В. Есть ли где-то еще цивилизации с подобными характеристиками?
О. Есть, но только с подобными. Этот особый аромат Души Человека формируется целым комплексом особых ощущений, которые испытываешь, находясь рядом с этой Душой. Нет какого-то одного ключевого момента, есть сумма признаков.
Есть люди, которые не испытывают Безусловной Любви, но они всё равно люди.

В. Но почему же они не могут проявлять этой Любви?
О. Это вопрос к этим людям, а не к нам.

D_A добавлю от себя:

Дух человека - это та самая Искра Творца. Душа -- это те прослойки, матрицы и тела, которые Искра "надевает" на себя, чтобы проходить опыт таких миров, как Земля. Матрица души непостоянна, их часто меняют, в зависимости от задач, уроков и решений, принятых во время воплощения. Это не значит, что полностью меняется сама душа, однако могут меняться (активироваться или "засыпать") её клетки, тем самым часто изменяя характер. Выходя из воплощения, Искра отдает большинство оболочек тем системам, которым был предназначен накопленный опыт (н.п. Земле, роду, родным цивилизациям). Одна коллега описала этот процесс так:

Когда моя бабушка перешла в мир иной, я видела, как она поднялась над планетой и там обрела облик цветка. Лепестки этого цветка начали распадаться и отходить, в итоге осталась только Искра, которая ушла в свое высшее измерение, у меня не было возможности проследить за ней дальше.

Из внешнего :

Что такое душа и дух

Душа – нематериальная сущность человека, заключенная в его теле, жизненный мотор. С ней тело начинает жить, посредством ее познает окружающий мир. Нет души – нет жизни.
Дух – высшая степень человеческого естества, влекущая и ведущая личность к Богу. Именно наличие духа ставит человека выше всех в иерархии живых существ.

В чем же разница между душой и духом?

Душа – это горизонтальный вектор человеческой жизни, связь личности с миром, область вожделений и чувств. Действия ее разделяются на три направления: чувствующие, желательные и мыслительные. Это все мысли, чувства, эмоции, желание чего-то добиваться, к чему-то стремиться, делать выбор между антагонистичными понятиями, все то, чем человек живет. Дух – вертикальный ориентир, стремление к Богу.

Душа оживотворяет тело. Как кровь проникает во все клетки человеческого организма, так душа пронизывает собою все тело. То есть, человек обладает ею, как обладает телом. Она – его сущность. Пока человек жив, душа не покидает тело. Когда умирает, то уже не видит, не чувствует, не говорит, хоть имеет все органы чувств, но они бездеятельны, потому что нет души. Дух не принадлежит человеку по его природе. Он может покидать его и возвращаться. Его уход не означает смерти человека. Дух оживотворяет душу.

Душа – это то, что болит, когда нет причин для физической боли (тело здорово). Это бывает, когда желания человека идут вразрез с обстоятельствами. Дух лишен чувственных подобных ощущений.

Из раннего

Урок по обществознанию на тему «Человек как духовное существо»

Цель: охарактеризовать особенности духовной жизни современного человека.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Человек, взрослея, всё чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства – духовный мир человека.

Что же такое духовный мир человека? Начнём со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовным мир также весьма разнообразен: у разных людей – разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определённым правилам. Это – необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, ещё в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно – историческим путём – и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Категорический императив – это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведём одну из его формулировок (обдумайте её и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». (Максима – высший принцип, высшее правило.) Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категорического императива И. Канта, известный философ XX в. К. Поппер () писал, что «ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, стоятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.

Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Всё, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать добро), служащее обобщённой характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек – это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

…Совесть твоя:

Узел жизни, в котором мы узнаны…

Без совести нет нравственности. Совесть – внутренний суд, который человек вершит над самим собой. «Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны гг.)

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего, самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, её способность полагаться на себя и отвечать за себя.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.

Так, одно мировоззрение у первобытного охотника или, скажем, у героя книги «Дерсу Узала», который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, и совсем другое у современного учёного, осознающего место и роль человека в мире, задающего себе и окружающим вопрос: «Не погибнем ли мы от своего собственного разума?»

Проще всего было бы сказать: «Сколько людей, столько и мировоззрений». Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что есть такие явления, которые одновременно и разъединяют и объединяют людей, например, школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в восприятии, осознании и оценке мира.

Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами и или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации , но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры – и в этом его слабость.

Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую «поверхность» сферы духовной жизни человека.

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов , Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определённая картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определённого образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабые стороны религиозного мировоззрения – проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления «о соразмерности Бога изменениям, даваемым наукой и технологией».

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своём развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что человек ещё не занял в научном мировоззрении подобающего ему места. Человек, человечество, человечность – это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады – задача неисчерпаемая, но её неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в её решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решающим «облагораживающим» фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность.

Такая направленность ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признаёт равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране – общероссийские), этнокультурные (т. е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально-ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение , неприкосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

Во-первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт () говорил, что хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

III. Практические выводы.

1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы , музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

IV. Документ.

Из творческого наследия русского философа .

…В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала… а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…

Вопросы и задания к документу

1) В чём состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?

2) Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?

4) Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?

5) Какие выводы можно сделать из этого текста?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чём состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты её исторического развития?

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

VI. Задания.

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

4. Академик писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

VII. Мысли мудрых.

«Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

(), русский писатель

VIII. Завершающая часть.

1. Оценивание ответов учащихся.


Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования

Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХ и ДУША

религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно, материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыханиядуша сопрягалась со вдохом, а дух - с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них; к этому взгляду восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия); связанное же существование души выражается понятием экзистенции, т. е. "бытия-между" плотью и духом. Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Т. о., взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга; названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как эмерджента, т. е. уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.

В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.

Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день". Итак, суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания; по существу же эти суждения суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себетождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус"; перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.

Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоул ках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной т. зр., душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и т. п. С другой т. зр., душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию; она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида. Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть симметрично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".

Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бодхисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу притяжением к фальшивому идеалу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов - ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисполни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Ал. Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской фукцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа; человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего его от Бога.

Неполное определение ↓

Многие из нас задавались вопросами глубинного познания всего того многогранного существа, которое мы условно называем человек.

Древние индусы придумали называть энергетические центры человека чакрами и выделили из них 7 основных. Впоследствии оккультисты ввели понятие тонких тел человека, которых вместе с физическим также 7, и связали их с чакрами. В результате появилась теория о том, что человек, помимо физического, состоит из еще 6 тонких тел.

С другой стороны, различные учения и религии вводят такие понятия, как душа и дух. При этом, если с определением физического тела человека проблем обычно не возникает, то представление о тонкоматериальном его строении очень сильно искажено различными религиозными течениями.

Например, Христианство определяет дух, как неотъемлемую составляющую души, а душу определяет как созданную Богом самостоятельную, бессмертную, личную, разумно-свободную сущность, отличную от тела. Иначе говоря, согласно Святым отцам душа состоит из духа и еще чего-то не вполне понятного. И, после смерти физического тела, христиан призывают молиться за упокой души.


Так за что же мы на самом деле молимся и ставим свечки в церкви?


Разберем это представление более подробно. Мы видим, что Христианство называет "душой" все тонкие тела человека. Однако, все-же выделяет ментальное тело (разум) и называет его "духом". С другой стороны из религиозной философии индуизма известно, что душа также бессмертна, но при этом имеет способность к перевоплощению. А если ментальное тело человека, то есть его разум, перевоплощается вместе с душой, то почему помнят свои предыдущие воплощения лишь считанные единицы?


Почему никто не помнит свои предыдущие воплощения?


Кто же прав? Кто ошибается? Постараемся разобраться.

Итак, мы знаем о наличии 7 тел человека.

  1. Физическое
  2. Эфирное
  3. Астральное (эмоциональное)
  4. Ментальное
  5. Каузальное (событийное)
  6. Буддхиальное
  7. Атманическое

Где-то в этих тонких телах находятся душа и дух человека. Вспомним, что христианство выделяет понятие духа и связывает его с разумом или, говоря в терминах тонких тел, с ментальным телом. Это правда, но не вся, а лишь ее часть. Помимо логики, к духу относятся эмоции и эфирные ощущения. Именно включение всех этих тел составляет понятие интуиции, мудрости и разума.

Итак, мы определились с понятием духа. Это Эфирное, Астральное и Ментальное тело человека.

А где-же тогда душа?

Душа находится выше духа. Ее тела Каузальное, Буддхиальное и Атманическое.

Легче всего понять взаимодействие тела, духа и души, если разобрать момент смерти. После того как физическое тело заканчивает свой земной путь, тонкие тела отделяются от физического тела. Но на этом процесс не заканчивается.

На третий день распадается эфирное тело. Почему? А потому, что эфирное тело служит мостиком от духа к телу физическому. Нет физического тела и мостик тоже более не нужен. В итоге у духа остаются только два тела Астральное и Ментальное. В этих телах хранится память о всей прожитой жизни вместе с эмоциями, которые человека окружали. Дух в составе двух тел остается в пространстве духов. К нему можно обратиться и считать информацию о прожитой жизни, ее события, которые были известны только самому человеку.

Дальше происходит следующее. В течение 40 дней душа выбирает, куда она будет перевоплощаться. Поскольку дух через 9 дней уже отделился от души и ушел в пространство духов, Каузальное тело распадается. Все находится в подобии. И если Эфирное тело служит мостиком от духа к телу физическому, то Каузальное тело также служит мостиком от души к духу. Дух ушел и мостик не нужен.

Бессмертная душа состоит из двух тел - Атманического и Буддхиального. Именно там накапливается опыт души, который она понесет в следующее воплощение.

В итоге, не разделяя дух и душу, христианство активно мешает пониманию происходящих на Земле процессов. Верующие молятся и ставят свечки на самом деле не за упокой души - она уже перевоплотилась к тому времени, - а за упокой духа. Который действительно будет отныне пребывать в пространстве духов. Как долго? Достаточно долго, с точки зрения нашей короткой земной жизни - вечно. А качество его существования в пространстве духов напрямую зависит от того, как часто и какими словами вспоминают его потомки. Именно поэтому существует выражение "о покойных либо хорошо, либо ничего ", и принято поминать предков добрым словом.

Душа приходит в следующее воплощение в составе двух тел - Буддхиального и Атманического, и начинает заново строить свой дух. Таким образом, душой каждый раз формируется новый дух для выполнения в каждом конкретном воплощении ее миссии и задач. А сам дух уже в свою очередь определяет, какое физическое тело ему требуется. Так что не "в здоровом теле - здоровый дух", а совершенно наоборот. Дух определяет физические параметры тела, и через эфирный мостик держит с ним связь. Именно дух будет гнать тело на мороз обливаться ледяной водой в качестве закаливания, но никак не наоборот.

Теперь, когда мы понимаем, что граница души проходит по нижней границе Каузального тела, мы можем осознать, каким образом душа влияет на нашу жизнь. Каузальное тело отвечает за событийный план, за качества и особенности мира, который каждого из нас окружает, за его дружелюбие или же наоборот враждебность. Душа выстраивает нам события, приводит к нам тех или иных людей, притягивает или отталкивает какие-либо происшествия, приятные или не приятные истории. Если вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, обливает водой или дарит цветы - это прямое проявление души в вашей жизни.

Введем новое понятие - личность. С точки зрения христианской философии, личность соответствует понятию "дух", тут разночтений нет. Личность - это действительно дух. А именно Ментальное, Астральное и Эфирное тела человека. Личность решает задачу получения жизненного опыта, обдумывает поставленные миром (то есть, душой через каузальный план) задачи, находит и принимает решения. Именно взаимодействие личности с миром и ее развитие мы и склонны называть понятием "жизнь". Но дух, а следовательно личность, отделяется от души в момент смерти. И при новом рождении будет сформирована новая личность.

Именно поэтому мы на уровне личности не помним своих предыдущих воплощений. Астральное и Ментальное тела - новые и никакой памяти о предыдущей жизни не содержат. Весь собранный в предыдущей жизни опыт остался у души в Буддхиальном и Атманическом телах, и чтобы получить информацию о прошлых жизнях, необходимо подняться на уровень именно этих тел, либо получить доступ и пообщаться с собственным духом из прошлой жизни.

(продолжение следует)

  1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.
  1. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Документ

Из творческого наследия русского философа С- Н. Булгакова,

    В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

  1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
  2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
  3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
  4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
  5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?
  2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?
  3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
  4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
  5. В чем состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
  6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
  7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
  8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Задания

  1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определенным образом или она дает свободу? Аргументируйте свой ответ.
  2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
  3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие,- говорил Адам Смит,- предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чем, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?
  4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением ученого? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать свое определение понятия «порядочность».

Мысли мудрых

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Л. Н. Толстой (1828-1910). русский писатель