Проблема бытия. Проблемы бытия в истории философии Проблема бытия в философии история и современность

12.03.2024 Новинки

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией . Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия.

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование – предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира. Они носили умопостигаемый характер, обладали натуральностью и безличностью. Из мира исключалась божественная воля. Космос возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. Превращая бытие в единое и умопостигаемое, греки приручали его. И действительно, космос в представлении античных философов гармоничен и соразмерен человеку, мир логичен, необходим, разумен и постигаем.



Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам. Парменид сформулировал свой основной тезис: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения он поставил знак равенства между бытием и мыслью об этом бытии, то есть сформулировал принцип тождества бытия и мышления. «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно – вся возможная полнота совершенств. Бытие – это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то надо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие – это объект мысли.

В противоположность Пармениду Гераклит основное внимание уделяет движению. Мир для него – это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Мир, по Гераклиту, находится в вечном движении. Само движение он рассматривает как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое.

Левкипп и его ученик Демокрит постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и разработали концепцию атомизма. Атомы – это неделимые частицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела – это пустота.

Опираясь на идеи Гераклида об изменчивости бытия и Парменида о неизменности бытия Платон создает свою онтологическую систему. Истинно сущим бытием являются идеи, им противостоит мир небытия – материя. Бытие чувственных вещей – это бытие по мнению, а не по истине. Идею упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага, которая объемлет истину, добро и красоту. Платон не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие неподвижно.

Средневековые философы адаптировали идеи Античности к решению волновавших их теологических проблем. Для религиозной философии принципиально важным является выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы – с другой. Творящее и сотворенное – вот главные виды бытия.

В философии Возрождения бытие соотносится прежде всего с бытием материальной природы. В это время появляются пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени бытие отождествляется с субстанцией. Б.Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествил Бога, природу и субстанцию. Наиболее характерной для Нового времени является онтология Р.Декарта. Декарт утверждал существование двух субстанций: протяженной и мыслящей. Обе равноправны и независимы друг от друга. Но, не смотря на это равноправие, критерием бытия Декарт называет именно мышление. «Мыслю, следовательно, существую». – Декарт превращает бытие в субъектную форму, так как мыслит и существует субъект, человек, личность. Мысль – единственный гарант бытия, а бытие – точка зрения человека.

В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая, в свою очередь принимает форму вещества. В это время сохраняется также представление о бытии как субстанции, но все свойства субстанции приписываются вещественной материи. Вещество существует в трехмерном пустом пространстве и линейном однородном времени, подчинено законам механики, такое телесное бытие встает в оппозицию человеку. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философии 17-18 вв.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается в рамках классической немецкой философии. Кант, поднял вопрос о природе человека до уровня достойного внимания философии. Он же сформулировал проблему границ человеческого разума, который не может разрешить всех гносеологических и онтологических проблем. И.Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей человека: субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей упорядочивая хаос реальности. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, благодаря априорным формам чувственности, рассудка и разума. По мнению Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысла, бытие следует рассматривать только по отношению к субъекту.

Гегель считал бытие необходимым этапом развития мышления, субстанцией и первоосновой мира он называет абсолютную идею. Бытие – исходная точка движения духа.

Марксистская философия отождествила бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии – это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе. В философию было введено новое понятие: «общественное бытие». Общественное бытие – это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое образование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью.

В к.ХIХ – нач. ХХвв. происходит реальная трансформация классического представления о бытии. Бытие отождествляется с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку предложили представители философии жизни Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер. Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта.

В ХХв. всплеск интереса к онтологической проблематики наблюдается в феноменологии Гуссерля. По его мнению, философия должна заниматься прояснением структур интенциональных актов сознания и выявлять объективные связи между идеальными смыслами. Подлинное бытие – по Гуссерлю – это бытие объективно-идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпирического или психического содержания.

Продолжением философии жизни стал в ХХв. экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. Подлинностью, по их мнению, обладает не любое, а только осознанное бытие.

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена Хайдеггером. Он считал, что европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущее. Сущее – это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается в познании и отличается от того, то человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, который и есть «дом бытия».

Философия постмодернизма отрицает идею единого бытия Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека – свобода. В философии постмодернизма реальность выглядит как вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек становится интерпретатором и множителем смыслов, одним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что не является отказом от онтологической проблематики, а объединяет в единое целое онтологию и антропологию.

Основные формы бытия.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия :

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);

3.Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, а природа в целом бесконечна. «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно.

В теологических философских отмечается субстанциональное бытие Бога . Отметим, что для большинства нерелигиозных систем бытие Бога сводится либо к индивидуализированному, либо к объективированному духовному, но на современном уровне человеческого знания (на наш взгляд, и в очень отдаленной перспективе) научно ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога невозможно.

Кроме того, выделяют реальное и кажущееся бытие. Реальное бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное».

Кажущееся Бытие, т.е. такое Бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином Феноменальное бытие (феномен – явление, данное нам в опыте), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека.

Для конкретизации абстрактного понятия «бытие» было введено понятие субстанция. Философы переходят от констатации наличия бытия к вопросу о том, что конкретно существует? Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов – своих конкретных воплощений. Модус не может вести независимого от субстанции существования. Понятие субстанция не надо путать с Субстратом (основа, подкладка) - материал, вещество, из которого строится все существующее.

Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), по мнению ученого, дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

Материализм признает первичным материальное начало, это означает, что материя никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – ее формами существования. Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. В пантеизме Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом – с другой, существуя через многочисленные атрибуты и модусы. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество – природа.

Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека». Традиционно выделяют объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание (Гегель). Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. (Беркли, Юм). Дж.Беркли категорически отрицает возможность существования материальной субстанции и настаивает на ее духовной природе. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией.

Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названиям. Так, например объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (Гегель), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает воля. (Шопенгауэр).

Московский государственный университет технологий и управления

Институт: « Социально-гуманитарных технологий »

Специальность: 050701 « Педагогика »

Контрольная работа

По дисциплине : « Философия »

« Проблема бытия в философии »

Выполнил(а):

Студент (ка) 1 курса ЗФО 050701 п.ф.о

Москва 2011 г.

Основные понятия бытия. …… стр. 3

Формы бытия… стр.6

Философский смысл понятия бытия… стр.9

Материальное и идеальное… стр.11

Список литературы… стр.14

Основные понятия бытия.

Первые подходы к пониманию единства мира, его целостности, поиски его основ и управляющих ими закономерностей встречаются в древнеиндийских и древнекитайских источниках, возникновение которых относят к началу первого тысячелетия до н.э… Нередко идеи о первоначале мира противоречат друг другу. Так в Ведах (в «Ригведе») Древней Индии говорится: «Едино то, что стало всем». То есть упоминается единое существование, когда не было неба и земли, смерти и бессмертия. Но мы не знаем, откуда возникло это мироздание, кто его создал. В «Упанишадах» создателем этого мира признается Атман, из которого возникли пространство, ветер, огонь, земля, растения, животные, человек. Из сущего возникает не сущее, как мир конкретных предметов. А в философии великого китайского мыслителя Лао-цзы основой мира и его началом признается дао. Дао порождает единицу, единица порождает два- Инь и Янь, которые порождают три и весь проявленный мир. То есть Дао является источником всех форм. Античные мыслители стремились найти одну первопричину всего сущего (вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена, огонь - у Гераклита, атомы у Демокрита и т.д.), при этом они подчеркивали изменчивую природу вещей. Практически все более или менее известные философы этого периода прямо или косвенно анализировали проблему бытия, соотнося ее с вечным и совершенным космосом (космоцентризм), в подавляющем большинстве отождествляя бытие с проявлениями или свойствами предметно-чувственного мира.

Впервые термин бытие ввел античный философ Парменид. Он взял это слово из обычного греческого языка и наполнил новым содержанием. Бытие в философии Парменида рассматривается как истинное сущее. Оно самодостаточно, лишено чувственных качеств и постигать его можно только умом. В то же время бытие сравнивается с шаром, который не имеет пространственных границ. Бытие-это прежде всего мысль. Но это не индивидуальная мысль, а Космический Разум-Логос. Именно Логос открывает человеку непосредственно истину бытия. Содержание бытия открывается человеку путем приобщения его разума к космическому Разуму. Но само это абсолютное бытие независимо от человеческого сознания, объективно. Абсолютное бытие обеспечивает миру стабильность, надежность, необходимость.

Платон выделяет два рода бытия: истинное бытие (мир духовных сущностей, идей) и материальное, чувственное бытие (мир вещей). Мир идей-это подлинное, истинное, вечное, неизменное. А мир чувственных вещей- неподлинное бытие, так как этот мир преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается, погибает. Соединением бытия и небытия объясняется движение и развитие окружающего мира. Так же Платон пришел к мысли о существовании высшей формы-чистого бытия или Единого, которое стоит выше мира объективных идей.

В эпоху Возрождения получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, - отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального производства. В механистической картине мира XVII - XVIII вв. бытие отождествляется с физической реальностью, веществом, атомами. Но в этот период в учении о бытии появляется новое понятие, выработанное для обозначения общей основы мира, философская категория субстанция (от лат. сущность). Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат (основа, основание, носитель); как конкретная индивидуальность; как сущностное свойство; как то, что способно к самостоятельному существованию; как логический субъект и т.д.

Философия Нового времени отказывается от идеи абсолютного бытия. Центром внимания становится человек. Именно его сознание, потребности рассматриваются Р. Декартом как единственно несомненное и подлинное бытие. Он утверждал, что можно сомневаться в существовании Бога, объективного мира, даже собственного тела. Но «если я мыслю, то я существую»-это есть самое простое и самое очевидное основание существования мира и человека. Таким образом, Декарт сделал мысль бытием, а творцом объявил человека. Бытие стало субъективным и определялось человеческими способностями воспринимать и действовать.

Для И. Канта формы чувственности и рассудка, за которыми в конечном итоге стоит социальный опыт человека, достижения культуры, направляют познание человека. Ведущую роль занимает человеческий разум. Но этому разуму придается объективный характер. Его принципы и требования обязательны в равной степени для всех людей. Он рассматривается как необходимое условие единства Я и мира, позволяет понять разумность истории общества, важность социальных ценностей, необходимость самопожертвования человека во имя осуществления разумных общественных идеалов. Знание есть самораскрытие бытия, и познающий субъект не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания. Человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум, то есть посредник между миром и Абсолютом.

В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости. Бытие есть только то, что может быть определено научным, рациональным знанием и практикой.

Формы бытия.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2. Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;

3. Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;

4. Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. Природа объективна и первична еще и потому, что без нее невозможна жизнь человека.

«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

· без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

· здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

· человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Бытие духовного занимает особое место среди других форм бытия. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова – приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

Бытие социального-это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека.

Как и любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и процессов. Она фиксирует, во-первых, факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и, во-вторых, в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире, т.е. бытие – это существование мира как беспредельной и непреходящей целостности. Но существование явлений мира бывает двух родов: как объективная реальность, существующая вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы), и субъективная реальность, существующая только в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи). Эти две реальности тесно связаны между собой, их единство, охватывающее все возможные состояния материального и духовного мира, и обозначается категорией бытия. Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.

· она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;

· однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.

Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

Для подавляющего большинства философских систем понятие «бытие» понималась как исходный, основополагающий момент всех последующих рассуждений. В диалектических концепциях понятия бытия и небытия рассматривались как противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство при определяющей роли бытия. Однако, наряду с этими представлениями, существовали попытки понятие «бытие» вывести из «небытия». В современных условиях существования человеческой цивилизации возрождение интереса к «небытию», связано с целым рядом глобальных проблем, способных весь мир превратить в «небытие». Успехи науки, открывшей перед человеком новые миры с необъятными пространственно-временными характеристиками, снова ставят перед философией задачу осмысления конечности бытия. И в решении этой задачи предпринимается попытка вывести бытие из небытия, доказать, что небытие не только существует, но что оно первично и абсолютно, тогда как бытие по отношению к нему относительно и вторично.

· доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;

· доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;

· доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;

· доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;

· доказательство от противоположностей: всякое явление имеет свою противоположность, бытие которого есть одновременно его небытие («добро» и «зло», «+» и «-», «движение» и «покой», «материя» и «сознание» и др.).

Философия, которая берет за основу «небытие», признает «бытие», но выводит его из «небытия», как следствие из причины. Но эти, а также целый ряд аналогичных способов доказательств существования и абсолютного характера небытия становятся бессмысленными, если иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной (относительной) формы бытия в другую. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы бытия в другую.

Итак, философская теория бытия является самой сложной в плане раскрытия ее сущности. Подчеркивая единство и многообразие бытия, философия выходит на проблему атрибутивности бытия.

Под атрибутом в философии и науке понимают необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибутивными свойствами бытия в философии считаются движение и покой, пространство и время.

Материальное и идеальное.

Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное).

Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1) мир вечных идей, который он считал основным; 2) мир смертных вещей. Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса: Что такое дух? Что такое идеальное бытие?

Каково соотношение идеального и материального? Что первично, а что вторично?

Демокрит один из первых дал ответы на эти вопросы. Он считал, что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они более легкие. Т.о. в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальное тождественно материальному. Идеальное вторично. Производно от материального.

Сразу же против него выступил Платон. По его мнению, основой всего материального является идеальное. Эта критика продлилась и позднее. Годфрид Лейбниц говорил: «Если увеличить человеческий мозг до размеров ветряной мельницы. То и тогда все равно нигде нельзя будет увидеть идеального. Видны будут только отдельные части вещества, а атомы нет. Следовательно, идеальное не есть материальное. А есть нечто иное, бестелесное. Конечно, между ними есть связь».

Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным. Его признаки: идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие. Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. Все это возникает в силу двух факторов: 1) Существованию человека с его мозгом; 2) Существованию материального мира. Таким образом, идеальное - особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека. Таким образом, идеальное для человека не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат. Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия. Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику. Мир идеального прошел преобразование; душа человека тоже прошла длительный путь развития и приобрела сложную структуру.

Мир идеального, находящийся внутри нашего мозга иногда выходит наружу, опредмечивается. Мир материализуется двумя способами: 1) через наш язык, он часто делает тайное явным; 2) наши дела, наше поведение, действия. Материальные формы бытия: мышление и язык. Мышление – обобщающее, синтезирующее, опосредованное сознание. Итоговый процесс обработки оперирует уже возникшее на более низком уровне ощущения, восприятиями на этой основе вырабатывает свой продукт, всегда понятийное мышление. В мышлении наиболее ярко проявляется природа идеального, его уникальность.

Литература

1. Философия: Учебник. Под редакцией проф. О.А. Митрошенкова– М..: «Гардарики», 2002.

2. Гуманитас. Том 1, книга 1. Философия. Логика. Учебно-практическое пособие. Под редакцией проф. О. К. Филатова. – М., Изд-во МГУТУ, 2007.

3.. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994

4… Философия. Вводный курс. Т.Г. Лешкевич - М.: Конкур, 1998

Учение о бытии

Тема данной лекции предполагает изучения проблем бытие в истории философии, а также предполагает исследования онтологического отношения человека к миру. Вам предстоит ознакомиться с монистическими и плюралистическими концепциями бытия, выяснить сущность бытия и материи. Изучения материала этой лекции поможет Вам в формировании целостного представления о едином сущем во всех его формах и проявлениях.

Необходимо обратить внимание на следующие вопросы и положения:

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Что составляет сущность Бытия.

3. Понятие материального и идеального.

5. Каковы свойства материи, движение, пространство и времени и как они связаны друг с другом.

6. Самоорганизация бытия.

7. Каковы законы синергетики.

Проблема бытия в истории философии

Выделяя предметные уровни философии, мы указывали, что важнейшим из них является онтологический. Здесь человек ставит вопрос о сущности бытия. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается в ней как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. Первую концепцию бытия дали древнегреческие философы. Для них бытие совпадает с материальным космосом.

Христианство проводит различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей.

Бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда в философии уже Нового времени возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту. Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки в период Нового времени становится понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки XVII – XVIII веков. В свою очередь, такое понимание бытия послужило основой естественнонаучного представления о мире в то время. Период формирования классической европейской науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. В ряде направлений современной философии делятся попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы VI – V веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно, и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов, по мысли Парменида, нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее.


Парменид дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся еще в античной древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.

Таким образом, у Парменида бытие – это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожимо. Оно предстаёт как единое (цельное – сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность, которая выступает на первый план у Левкиппа и Демокрита.

Другие философы античности рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика бытия у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий – огня.

Согласно философам античности становление в сфере бытия возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.

Наиболее четко выразил это явление Платон, который противопоставлял чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была близка богу и, «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе».

Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием.

Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и предложил свое решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. По его мнению, единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Б. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов – единичных проявлений единой субстанции бытия. В результате Бог сливается у него с природой, что в философии называется пантеизмом.

Это важная особенность концепций бытия в Новое время. Она состоит в том, что для этих концепций характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые.

Для И. Фихте подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное бытие есть продукт этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры, бытие, созданное деятельностью человека. В основе философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему. Сознание не дано, а задано, порождает себя. Очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай свое Я, создай его актом этого осознания – таково требование Фихте. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу.

«От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственные склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого.

Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться.

В развернутом виде учение о бытии представлено в объективном идеализме Г. Гегеля. Для него бытие – наиболее абстрактное, предельное логическое понятие, и, по закону гегелевской триады, оно должно быть «снято» в результате познания, обогатившись конкретным содержанием. Бытие – первая чистая мысль, т. е. «Абсолютная идея», «Мировой разум».

У Гегеля абсолютное бытие есть мировой разум, выступающий субстанцией всего сущего. Абсолютное бытие универсума, по словам Гегеля, и есть сама история.

Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX – начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие.

С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецком классическом идеализме.

В экзинстенциализме для человека бытие духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытие – сознание временности, постоянный страх перед смертью. Как говорил Достоевский: «бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие». В пограничной ситуации- на грани небытия, смерти- возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, моральным выбором которые должен сделать человек.

Первые представления о бытии как о философской проблеме в западной философии сформулированы элеатами (VI-V вв. до Р.Х.), которые утверждали, что только бытие есть, а небытия нет. Наиболее видный представитель элейской школы Парменид считавший, что учение об истине - это учение о бытии и бытие едино, вечно, неизменно, неподвижно, неделимо. Учение о множественных преходящих вещах мира, по Пармениду, есть учение мнения.

Учение элеатов было противоположным учению Гераклита (VI-V вв. до Р.Х.), для которого бытие было вечным становлением, движением, процессом вещей, происходящих из огня. Огонь, в свою очередь, возникает по необходимости из высшего разумного начала Логоса. Понятие Логоса - смысловая область сходимости идея элеатов и Гераклита.

Учение Платона наиболее близко учению главы элейской школы Парменида, поскольку для него истинно сущее - мир идей, а преходящий видимый мир множественных вещей и явлений можно считать почти несуществующим, близким к ничто (к небытию). Учение Платона для здравомыслящего обывателя может показаться странным, но это лишь при недостаточно глубоком рассмотрении проблемы бытия. Действительно, материальные объекты весомы и протяженны (по современным представлениям материальные объекты состоят из вещества и поля, вещество весомо и протяженно, поле протяженно), а главное - они преходящи, находятся в непрерывном изменении во времени. Идеальные объекты: чувства, понятия, идеи, мысли - невесомы и непротяженны, а главное - они непреходящи. Поскольку в основе мира не может быть того, что постоянно изменяется, ускользает, исчезает, то есть вполне разумные основания искать основы мира, т.е. бытие, в чем-то вечном и неизменном. Для Платона это мир идей с основной идеей этого мира - Благо, или Единое, или Бог. Позднее неоплатоник Плотин (III в.) истинное бытие будет усматривать только в Боге.

Можно сказать, что в разнообразных вариантах монистической традиции объективного идеализма язык - свет абсолютного бытия (Логоса-Слова-Бога) в сознании человека.

«Для Аристотеля бытие есть возможность, которая реализуется во множественности форм материального мира, или предикат (всеобщее свойство) всех вещей».

Все вышеназванные направления представляют собой монизм, то есть усматривают единую первооснову существования. В учении Платона можно найти элементы дуализма в части разделения им мира на мир идей и мир вещей, а в учении Аристотеля - элементы плюрализма, в части учения о множественности форм сущего. Для Аристотеля в мире неподвижен, неизменен, вечен только «перводвигатель» - Бог.

Вариантом монизма восточной философии является даосизм. Понятие «дао», или «пути» всего существующего в чем-то близко понятию «Логос» западной философии.

Плюрализм в явном виде представлен Анаксагором (V в. до Р.Х.) в его учении о первичных элементах вещей - «семенах материи», а также античными атомистами и их последователями - Левкиппом (V в. до Р.Х.), Демокритом (V-IV вв. До Р.Х.) и др., согласно которым основа всего существующего - разнообразные по формам неделимые вечные атомы.

Классический вариант дуализма представлен в учении Р. Декарта (1596-1650), который резко разграничивал протяженную материю и мыслящего субъекта.

Преодолевая дуализм Декарта, Г. Лейбниц (1646-1716) и в мышлении, и в материальных объектах видел единую энергетическую, деятельную основу, носителем которой являются монады. Каждая монада вечна, развивается из внутренних побуждений как целостный живой организм. Гармонизирует все монады центральная монада - Бог. Учение Лейбница о едином деятельном начале всего сущего - монизм, а его учение о множественности различающихся между собой монад можно назвать плюрализмом. И все же учение Лейбница - монизм, поскольку все монады представляют собой в совокупности гармоничное, органичное целое.

Религиозный философ-идеалист Дж. Беркли (1685-1753) утверждал, что существуют только воспринимаемые вещи (человеком или Богом), т.е. вне персонального восприятия нет существования.

Для философа XVIII в. И. Канта проблема бытия не есть проблема разработанной им критической философии, поскольку она относится к области метафизики, то есть к проблемам, решение которых лежит за пределами возможного опыта. Бытие для Канта простая связка в суждениях.

Логик и философ XIX в. Дж. Милль считал бытие эмпирической проблемой, по Миллю, бытие есть постоянная возможность отношения.

В диалектическом материализме Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей бытие - философское понятие, обозначающее независимый от сознания материальный объективный мир. В этом учении понятие «бытие» сводится по существу к понятию материи. Что касается марксистско-ленинского понятия «общественное бытие», то точнее было бы употреблять выражение «общественное существование», поскольку марксистско-ленинская философия отвергает философско-метафизическую проблему Бытие, сводя бытие и сущее к существованию в форме движущейся материи.

Философские учения о бытии в XX веке заметно не обогатились. С одной стороны, они подверглись третированию в разнообразных вариантах эмпиризма, позитивизма, аналитической философии, в которых неоправданно большое значение для миропонимания придается логике. С другой стороны, усилия М. Хайдеггера и др. были более похожи на суету вокруг известных решений проблемы бытия. Если в учении о бытии М. Хайдеггера вычленить наиболее существенное, то это будет онтологизация языка, что близко традиционному платонизму. Хайдеггер в частности писал «Старейшее слово для осмысления власти слова, для речи называется Логос. Сказ, который, показывая, дает сущему явиться в свое это есть. То же слово для Логоса как слово для сказа есть одновременно слово для бытия, то есть для присутствия присутствующего. Сказ и бытие, слово и вещь неким прикровенным, едва продуманным и неизменным образом взаимно принадлежат друг другу».

Пожалуй, дополнительный взгляд на проблему бытия в философии XIX-XX вв. можно найти у экзистенциалистов, которые считали, что истинное бытие - это существование человека в пограничных ситуациях страха, трепета, тошноты, рвоты, страдания, приближающейся смерти.

Несколько слов следует сказать о противоположном бытию понятии «небытие». Схоласт Горгий (V-IV вв.) отождествлял бытие и небытие, но это больше словесно-семантические изыски схоласта. Для Платона и Плотина небытие (точнее, почти небытие, почти ничто) становящийся, изменчивый материальный мир. Божественное творение мира из ничего, скорее, неверная интерпретация религиозных учений, поскольку творению предшествовала Божественная идея, Слово-Логос, а это уже не ничто, не небытие. Если внимательно проанализировать любые философские изыски, в которых небыню, или ничто, приписываются какие-то свойства, способности к порождению чего-либо, то будет понятно, что в них речь идет не о ничто, и не о небытии, а о нечто. То есть словам «небытие» или «ничто» приписываются смыслы, которые могут относиться только к понятиям» бытие «или «нечто». Например, когда говорят, что небытие есть, небытие переходит в бытие, из небытия возникло нечто (то, это или все).

Те же рассуждения можно отнести и к экзистенциальному варианту понятия «небытие» - понятию «смерть». Все, что сказано и написано о смерти, сказано и написано живыми людьми. Человек может познавать только бытие и жизнь, включая возможную жизнь после смерти. Понятия «небытие» и «смерть» - наиболее пустые абстракции. О смерти можно говорить только в этическом измерении, в смысле индивидуальной эсхатологии, т.е. с точки зрения смысла жизни (смысл жизни и смысл смерти - один и тот же вопрос): «Что я должен делать в земной жизни до физической смерти? В данном случае правильнее в понятие бытия вкладывать смыслы понятий Добро, Благо, Логос, Бог, а под небытием и ничто понимать бессмысленность (отсутствие мысли) или Зло.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.