Положение о конкурсе «инженерный старт. Положение о конкурсе «инженерный старт Инженерный старт

04.05.2024 Тест-драйвы

Заключительный этап конкурса «Инженерный старт - 2016» состоялся 2 декабря 2016 года на площадке Технополиса «Москва». В этом году конкурс проходил в четвертый раз. В программу заключительного этапа вошли выставка-экспозиция результатов проектной деятельности обучающихся в Центрах технологической поддержки образования вузов, презентации проектов, успешно прошедших отборочный этап, а также круглый стол, посвященный актуальным вопросам современного образования.
В 2016 году количество участников конкурса увеличилось и составило на двух этапах более 800 человек. На заключительном этапе конкурса были представлены 63 лучших проекта, отобранных Центрами технологической поддержки образования вузов по итогам первого этапа конкурса.
Традиционно конкурсная программа проходила по трем номинациям: моделирование, проектирование, владение технологией. В номинации «Моделирование» в заключительном этапе приняли участие 16 проектов. В этом году уровень владения инструментами моделирования и прототипирования среди участников заключительного этапа вырос. Разница в оценке работ учащихся была минимальной и доходила до одного балла. По итогам первое место было единогласно присуждено участникам, создавшим работающую модель «Компактный модуль комфортного сна, позволяющий нормализовать сон и биоритмы человека», выполненного в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета. В этом проекте были учтены инженерный аспект и медицинский и естественно-научный компоненты.
В номинации «Владение технологией» было представлено более 20 докладов учащихся московских школ. Особенностью этой номинации в 2016 году было наличие более глубокой теоретической проработки представленных решений и несколько большей математизации описания проектов, чем в прошлые годы. Это свидетельствует о более вдумчивом отношении к творческой проектной деятельности и большем участии педагогов физики и математики в роли руководителей. Все проекты были представлены в виде образцов действующих моделей, элементы конструкции которых выполнялись на машинах лазерной резки, 3D принтерах и настольных станков с числовым программным управлением. Увеличилось также количество проектов, выполненных учащимися 5-7 классов. Первое место занял проект «Электроискровой скальпель», выполненный в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета.
В номинации «Проектирование» были представлены 27 проектов. Помимо классических исследовательских и рационализаторских проектов были представлены углубленные исследовательские проекты и интересные изобретения. Особое внимание жюри уделило органичному сочетанию образовательной, научной, исследовательской и практической составляющей представленных проектов. Заслуженное первое место жюри отдало проекту «Автоматизация логистических систем: взаимодействие пользователя с системой RONAVI», выполненному в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета. Это готовый программно-аппаратный комплекс, который уже внедряется в работу.
Отличительной особенностью конкурса 2016 года стало расширение тематик представленных проектов, появились проекты, связанные с медицинским, экологическим и социальным направлениями. С каждым годом конкурс «Инженерный старт» становится все более известным и значимым городским мероприятием, направленным на популяризацию научно-технического творчества молодежи в Москве. Вместе с постоянно растущим числом участников повышается число проектов, которые могут рассматриваться как проекты, готовые к реальному внедрению.

Заключительный этап конкурса «Инженерный старт - 2016» состоялся 2 декабря 2016 года на площадке Технополиса «Москва». В этом году конкурс проходил в четвертый раз. В программу заключительного этапа вошли выставка-экспозиция результатов проектной деятельности обучающихся в Центрах технологической поддержки образования вузов, презентации проектов, успешно прошедших отборочный этап, а также круглый стол, посвященный актуальным вопросам современного образования.

В 2016 году количество участников конкурса увеличилось и составило на двух этапах более 800 человек. На заключительном этапе конкурса были представлены 63 лучших проекта, отобранных Центрами технологической поддержки образования вузов по итогам первого этапа конкурса.

Традиционно конкурсная программа проходила по трем номинациям: моделирование, проектирование, владение технологией. В номинации «Моделирование» в заключительном этапе приняли участие 16 проектов. В этом году уровень владения инструментами моделирования и прототипирования среди участников заключительного этапа вырос. Разница в оценке работ учащихся была минимальной и доходила до одного балла. По итогам первое место было единогласно присуждено участникам, создавшим работающую модель «Компактный модуль комфортного сна, позволяющий нормализовать сон и биоритмы человека», выполненного в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета. В этом проекте были учтены инженерный аспект и медицинский и естественно-научный компоненты.

В номинации «Владение технологией» было представлено более 20 докладов учащихся московских школ. Особенностью этой номинации в 2016 году было наличие более глубокой теоретической проработки представленных решений и несколько большей математизации описания проектов, чем в прошлые годы. Это свидетельствует о более вдумчивом отношении к творческой проектной деятельности и большем участии педагогов физики и математики в роли руководителей. Все проекты были представлены в виде образцов действующих моделей, элементы конструкции которых выполнялись на машинах лазерной резки, 3D принтерах и настольных станков с числовым программным управлением. Увеличилось также количество проектов, выполненных учащимися 5-7 классов. Первое место занял проект «Электроискровой скальпель», выполненный в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета.

В номинации «Проектирование» были представлены 27 проектов. Помимо классических исследовательских и рационализаторских проектов были представлены углубленные исследовательские проекты и интересные изобретения. Особое внимание жюри уделило органичному сочетанию образовательной, научной, исследовательской и практической составляющей представленных проектов. Заслуженное первое место жюри отдало проекту «Автоматизация логистических систем: взаимодействие пользователя с системой RONAVI», выполненному в Центре технологической поддержки образования Московского государственного строительного университета. Это готовый программно-аппаратный комплекс, который уже внедряется в работу.

Отличительной особенностью конкурса 2016 года стало расширение тематик представленных проектов, появились проекты, связанные с медицинским, экологическим и социальным направлениями. С каждым годом конкурс «Инженерный старт» становится все более известным и значимым городским мероприятием, направленным на популяризацию научно-технического творчества молодежи в Москве. Вместе с постоянно растущим числом участников повышается число проектов, которые могут рассматриваться как проекты, готовые к реальному внедрению.

20 февраля 2018 г. в Институте физики, технологии и информационных систем состоялось интерактивное мероприятие для школьников – профориентационный межшкольный марафон «Инженерный старт», организованное преподавателями и студентами ИФТИС.

Для участия в «Инженерном старте» на Малую Пироговскую, 29 прибыло около 150 школьников и их учителей из 14 школ Москвы и Люберецкого района Московской области. Гостей встречала заведующая кафедрой технологии и профессионального образования М.Л. Субочева. Организаторы мероприятия, а это около 20 преподавателей с 4-х кафедр факультета технологии и информационных систем и более 60 студентов постарались на славу. Ими была организована выставка проектных работ студентов ИФТИС и школьников из подмосковного Троицка и, главное, разработан «инженерный маршрут» для участников марафона, состоящий из 21 «станции».

В вестибюле над головами гостей летал и совершал кульбиты дрон – квадрокоптер, управляемый со смартфона преподавателя кафедры технологических и информационных тсистем Д.В. Бондаренко.

В фойе первого этажа расположились роботы и другие проектные работы учащихся Троицкой школы №2, выполненные коллективом под руководством выпускника ФТИП МПГУ Николая Анатольевича Тихонова. Среди них – «Бедный Йорик» – голова антропоморфного робота, которую ребята уже научили двигать глазными яблоками и продолжают совершенствовать; рельсотрон-коллайдер – абсолютно не понятная штука, которую просто надо видеть (!); робот-«Пионер», собирающий металлолом, и ещё масса всяких подвижных крабиков, гусениц и крокодильчиков, детали которых ребята напечатали на 3-D принтере. Наше внимание привлекала неказистая на вид модель кривошипно-шатунного механизма, на которой, однако, интересующиеся автомобилями подростки могут понять, что такое «опережение зажигания» и зачем оно нужно.

На втором этаже – проекты студентов ИФТИС. Нам приглянулись копилка для монет, которая умеет подсчитывать сумму, сделанного вклада (Владимир Муленков, автор этого проекта, научил ее различать опускаемые монеты по их номиналу!), активная подсветка игрового монитора, собранная Борисом Биляловым для полного счастья заядлых геймеров, и модель промышленного крана (руководитель работы – А.Н. Орлова), который почему-то принято называть «козловым».

Все аудитории ИФТИС, включая несколько компьютерных классов, читальный зал, зал заседания ученого совета и даже 2 лаборатории, которые, по понятным причинам, в общем-то, «неприкосновенны», были отданы под «Станции инженерного маршрута». Здесь все участники «Старта» могли, пусть совсем чуть-чуть, но все-таки попробовать себя в роли инженеров разных профилей. Для этого преподаватели и студенты придумали для ребят, не имеющих какой-либо специальной подготовки, доступные для их возраста и образования задания, отражающие специфику того или иного вида инженерного труда.

На станции «Технологическая» участники «Старта» определяли с помощью каких инструментов, и в какой последовательности была изготовлена забавная игрушка, которую принес преподаватель кафедры технологии и профессионального образования Александр Викторович Латышев. На «Конструировании» – с успехом находили детали по чертежам, заранее подготовленным студентами Светланы Юрьевны Макленковой. На «Химии» под руководством химика-профессионала с кафедры естественных наук и инновационных технологий определяли содержание крахмала в колбасе и бананах. На станции «Engineering English» дети, руководствуясь инструкцией на английском языке, пытались понять, что от них требуется для того, чтобы заработала охранная сигнализация. Конечно И им это удавалось! Конечно с помощью Интернета, студентов и дружеской поддержки преподавателя кафедры интегрированного предметно-языкового обучения Бориса Сергеевича Пушкарева. Даже задания на станциях с такими пугающими названиями как «Электротехника и электробезопасность», «Аналоговая и цифровая электроника» (руководитель – доцент КТиИС Рябов Б.А.), или «Расчет конструкции инженерного сооружения» (преподаватели КТиИС Чернецова Н.Л. и Якушева Т.Г.) оказались по плечу шестиклассникам и семиклассникам, еще не начавшим изучать физику!

Наибольший интерес по мнению студентов, сопровождавших группы участников (каждую команду сопровождал опытный навигатор), вызвали соревнования по виртуальной сборке компьютера на станции «Эксплуатация средств ИТ». А еще ребята учились создавать компьютерные сети, находить технические решения, в том числе экономически обоснованные (станции «Технические решения» и «Прикладная экономика», подготовленные Е.Б. Петровой и К.Ф. Гусиным соответственно) и определять под руководством профессора Ю.Л. Хотунцева некоторые параметры окружающей среды (станция «Защита окружающей среды»).

Но, надо сказать честно, что за 3,5 часа «Инженерного старта» ни одна из 27 команд не прошла «инженерного маршрута» полностью. Рекорд – 12 станций из 21.

В половине седьмого, валясь с ног от усталости, но с живыми и веселыми (что важно!) глазами, школьники и их сопровождающие собрались в большой лекционной аудитории на подведении итогов, которое вели доцент кафедры технологических и информационных систем Виктор Георгиевич Леонов и студентка второго курса Ольга Володина. Лучшие команды были награждены специальными дипломами, а все остальные получили сертификаты об участии в «Инженерном старте».

Пока ребята переходили от станции к станции, двигаясь по «инженерному маршруту» их учителя повышали квалификацию, участвуя в работе методического семинара «Современные тенденции образования: педагог сетевого столетия», где с большим интересом обсуждали доклады выпускника факультета технологии и предпринимательств МПГУ, а ныне учителя информатики и магистранта ИФТИС А.Н. Степанова: «Московская Электронная Школа – новые возможности для экспериментов и творчества» и «Социальные сети, как средство вовлечения в обучение».

Второй профориентационый марафон в ИФТИС прошел «на ура!».

За что огромная благодарность или, как теперь говорят, «респект и уважуха» всем, кто принимал участие в его подготовке и проведении.

Кстати, завершило «Инженерный старт-2018» дружное «спасибо» от всех участников интерактивного марафона. Эхо этого «спа-си-бо!!», как говорят, до сих пор звучит в старых стенах тихмировского корпуса МПГУ.

Мы взяли интервью у одного из активных участников подготовки мероприятия, председателя студенческого совета ИФТИС Романа Хаперского:

«Это мое не первое участие в «Инженерном старте». Как и в 2016 я принял участие на станции «Инженер-конструктор». Мне близка по натуре эта профессия, так как еще в детстве я любил конструировать и изобретать различные модели, более того, я заканчиваю обучение на кафедре технологии и профессионального обучения и мной были изучены многие дисциплины присущие профессии. На станции нами была организована блиц-лекция рассказывающая о специфике работы и происхождении профессии инженера-конструктора, добавили мы так же к этому и без того широкому профилю профессию дизайнера, ибо это одна из неотъемлемых частей работы инженера-конструктора. После того как мы поведали детям о профессии, наступила время погрузить их в специфику графики. Детям было предложено найти деталь по чертежам, а также с помощью простых фигур из набора-конструктора собрать модели, исходя из задания. Детям понравилось на нашей станции и зачастую их фантазия не отпускала от создания различных объектов из конструктора, но увы время было ограничено. Я с удовольствием принял бы участие и в последующих мероприятиях такого типа»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения внутреннего этапа открытого городского конкурса научно-технических проектов школьников «ИНЖЕНЕРНЫЙ СТАРТ» на базе ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова (далее - Конкурс).

1.2. Мероприятия Конкурса направлены на реализацию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта, Указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», реализацию положений Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования города Москвы на 2012-2016 годы, программы развития городской сети Центров технологической поддержки образования (ЦТПО).

1.3. Конкурс способствует развитию научно-технического проектирования школьников на базе ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова.

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Цель: повышение мотивации школьников к научно-техническому творчеству.

2.2. Задачи:

  • содействие интеграции образования, науки и производства;
  • выявление и поддержка одаренных учащихся; расширение массовости и повышение результативности участия детей и молодежи в научно-техническом творчестве;
  • пропаганда занятий научно-техническим творчеством на базе ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова;
  • выявление талантливых детей и молодежи и создание условий для ее дальнейшего интеллектуального и творческого развития и профориентации;
  • обмен опытом организации научно-технического проектирования на базе площадок ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова;
  • выявление новых форм и направлений организации проектной деятельности обучающихся на базе ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова;
  • вовлечение специалистов вузов в осуществление научного и инженерного сопровождения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи.

3. Организаторы Конкурса

Организатором данного этапа является МГУП имени Ивана Федорова.

4. Участники Конкурса

В Конкурсе участвуют учащиеся 1-11 классов (возраст от 7 до 17 лет включительно) в трёх возрастных категориях:
Младшая группа: 7-10 лет;
Средняя группа: 11-13 лет;
Старшая группа: 14-17 лет.

выполнившие свои работы на базе или при содействии ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова.

К участию в Конкурсе допускаются учащиеся, выполнившие проекты в индивидуальном порядке или на базе других центров детского технического творчества при условии, что проекты удовлетворяют условиям конкурса.

На Конкурс представляются индивидуальные и групповые проекты.

Участники Конкурса регистрируются и подают конкурсные работы через сайт МГУП имени Ивана Федорова.

5. Организационный комитет Конкурса

5.1. Общее руководство Конкурсом осуществляется Организационным комитетом (далее - Оргкомитет).

5.2. Оргкомитет:

  • разрабатывает план подготовки и программу проведения Конкурса;
  • осуществляет организационно-методическое сопровождение Конкурса;
  • утверждает состав жюри Конкурса;
  • организует награждение победителей и лауреатов конкурса.

Решение Оргкомитета оформляется протоколом и утверждается председателем Оргкомитета.

6. Жюри Конкурса

  • проводит регистрацию участников в соответствии с требованиями Положения о Конкурсе;
  • осуществляет оценку в соответствии с настоящим Положением о Конкурсе, определяет кандидатуры победителей и призеров, распределяет рейтинговые места;
  • вносит в оргкомитет предложения по вопросам совершенствования организации проведения и обеспечения Конкурса.

Решение жюри оформляется протоколом и утверждается председателем жюри.

7. Номинации Конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

Моделирование - создание 3D модели.

Конкурс по моделированию до 20 октября с целью формирования команд для участия в общегородском этапе.

Задания конкурса формируются с учетом уровня владения САПР-системой:

A. Стартовый уровень владения САПР (для начинающих пользователей);

B. Базовый уровень владения САПР;

Тематические направления задач Олимпиады:

  • Строим город;
  • Авиамоделирование:
  • Судомоделирование.

Для участия в конкурсе необходимо зарегистрироваться на сайте конкурса Инженерный старт (раздел Моделирование) и подать заявку через контактный центр ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова. Регистрация на сайте позволит участнику Олимпиады скачать задание, получить доступ к Lite-версии CAПР в соответствии с используемым программным продуктом при решении задач и загрузить решенный вариант задания в личном кабинете.

Прототипирование - создание 3D модели с последующей печатью на 3D принтере. Работа должна содержать:

  • проект, напечатанный на 3D принтере;
  • исходный файл в основном формате используемой программы;
  • файл для просмотра в любом графическом формате.

Проектирование - разработка проекта на базе оригинальной технической идеи автора. Проект должен содержать:

Презентацию (количество слайдов не более 15) в формате *.ppt, *.pptx.

Аннотацию в печатном виде.

Аннотация должна содержать:

Аннотацию (включает тезисное изложение сути работы на 1 машинописной странице с указанием объема работы, количества таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных литературных источников и приложений).

Введение (постановка задачи, актуальность, цель работы и её значение).

Заключение.

Список литературы, использованное программное обеспечение.

Приложения (при необходимости).

Правила оформления текста аннотации проекта: шрифт Times New Roman, № 14, прямой; красная строка - 1 см; межстрочный интервал - 1,5; выравнивание - "по ширине"; поля: верхнее - 2 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см.

Объем проекта не должен превышать 30 машинописных страниц, включая рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии.

8. Порядок и сроки проведения Конкурса

Конкурс проводится в два этапа:

Данный этап проводится на базе ЦТПО МГУП имени Ивана Федорова. На первом этапе конкурса проводится экспертиза и отбор пяти лучших работ обучающихся на базе Центра и пяти лучших работ от сторонних участников конкурса.

Срок проведения первого этапа: октябрь-ноябрь 2014 года.

Для регистрации участника первого этапа необходимо зарегистрироватьcя на официальном сайте МГУП имени Ивана Федорова сайт не позднее 12 ноября 2014 года.

9. Общие критерии оценки работ, представленных на Конкурс

Номинация Моделирование:

качество оформления работы;

оптимальность решения;

креативность творческого решения;

объем выполненного задания;

сложность выполненной работы;

уровень владения программным обеспечением.

Номинация Прототипирование:

технический уровень проекта;

художественный уровень проекта;

оригинальность идеи и содержания;

наличие и качество исследовательской составляющей проекта;

сложность выполненной работы;

уровень владения программным обеспечением;

общее восприятие.

Номинация Проектирование:

Актуальность темы проекта;

Новизна и оригинальность предлагаемых решений;

Наличие и качество исследовательской составляющей проекта;

Сложность выполненной работы;

Завершенность проекта. Соответствие результатов поставленным задачам.

10. Подведение итогов Конкурса

Победители и призеры первого этапа Конкурса определяются в 3-х возрастных категориях по 3-м номинациям конкурса.

Дипломы победителей и призеров Конкурса учитываются в индивидуальных достижениях поступающих в Университет в соответствии с Правилами приема и иными локальными актами Университета.

Указанные достижения могут быть использованы в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров Конкурса.

Решение об учете диплома победителя или призера Конкурса в индивидуальных достижениях поступающих в другие образовательные организации находится в компетенции соответствующих образовательных организаций.

Подведение итогов среди индивидуальных и коллективных проектов проводится отдельно.

Победители и призеры первого этапа Конкурса примут участие во втором, городском, этапе конкурса «ИНЖЕНЕРНЫЙ СТАРТ» 20 ноября 2014 года.