Основы рыночной модели экономики кратко. Международный студенческий научный вестник. Сущность рыночной экономики

24.02.2024 Новости

Основы классической модели были заложены еще в ХVШ веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.-С.Милль, А.Маршалл, A.Пигу и др.

Основные положения классической модели следующие:

  • Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка заемных средств и товарного рынка.
    • На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers».
    • Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда – номинальной ставке заработной платы; и к цене заемных средств – номинальной ставке процента; и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов.
    • Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»).
    • Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название «laissez faire, laissez passer», что в переводе с французского означает «пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет».
    • Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов).
    • Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый «закон Сэя», предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Так, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса, собственником которого он является, т.е. труда, а с другой - покупателем товаров и услуг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. (Условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы, как известно из микроэкономики: МС = МR (предельные издержки равны предельной выручке), т.е. W = P * MPL, где W – номинальная заработная плата, P – цена продукции, производимой фирмой и MPL – предельный продукт труда) . А его доход равен сумме расходов. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг) и покупателем (экономических ресурсов). Доход, получаемый от продажи своей продукции, она расходует на покупку факторов производства. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.
    • Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей – процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно. Поэтому классическая модель – это модель, описывающая долгосрочный период (модель «long-run»).

    Абсолютная гибкость цен и взаимное уравновешивание рынков наблюдается только в долгосрочном периоде. Рассмотрим, как взаимодействуют рынки в классической модели.

    Реальных рынков в классической модели три: рынок труда, рынок заемных средств и рынок товаров (рис.1.)

    Рассмотрим рынок труда (рис.1.(а)). Поскольку в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда (LS – labour supply curve) вертикальна, и объем предлагаемого труда равен LF (full employment). Спрос на труд зависит от ставки заработной платы, причем зависимость обратная (чем выше ставка номинальной заработной платы (W – wage rate), тем выше издержки фирм, и тем меньшее количество рабочих они нанимают). Поэтому кривая спроса на труд (LD – labour demand curve) имеет отрицательный наклон.

    Первоначально равновесие устанавливается в точке пересечения кривой предложения труда (LS) и кривой спроса на труд (LD1) и соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству занятых LF. Предположим, что спрос на труд снизился, и кривая спроса на труд LD1 сдвинулась влево до LD2. При номинальной ставке заработной платы W1 предприниматели наймут (предъявят спрос на) количество рабочих, равное L2. Разница между LF и L2 есть не что иное, как безработица. Поскольку в ХIХ веке не существовало пособий по безработице, то, по мнению представителей классической школы, рабочие, как рационально действующие экономические агенты, предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого. Номинальная ставка заработной платы снизится до W2, и на рынке труда вновь восстановится полная занятость LF. Безработица в классической модели поэтому имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего работать за данную ставку номинальной заработной платы (W2). Таким образом, рабочие добровольно обрекают себя на безработное состояние.

    Рынок заемных средств (рис. 1.(б)) – это рынок, на котором «встречаются» инвестиции (I - investment) и сбережения (S - savings) и устанавливается равновесная ставка процента (R – interest rate). Спрос на заемные средства предъявляют фирмы, используя их для покупки инвестиционных товаров, а предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Инвестиции отрицательно зависят от ставки процента, так как чем выше цена заемных средств, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, то кривая инвестиций имеет поэтому отрицательный наклон. Зависимость сбережений от ставки процента положительная, так как чем выше ставка процента, тем больше доход, получаемый домохозяйствами от предоставления в кредит своих сбережений. Первоначально равновесие (инвестиции = сбережениям, т.е. I1 = S1) устанавливается при величине ставки процента R1. Но если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то при прежней ставке процента R1 часть сбережений не будет приносить доход, что невозможно при условии, если все экономические агенты ведет себя рационально. Сберегатели (домохозяйства) предпочтут получать доход на все свои сбережения, пусть даже по более низкой ставке процента. Новая равновесная ставка процента установится на уровне R2, при которой все кредитные средства будут использоваться полностью, так как при этой более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций увеличится до I2, т.е. I2 = S2. Равновесие установлено, причем на уровне полной занятости ресурсов.

    На товарном рынке (рис. 1.(в)) первоначальное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой совокупного предложения AS и совокупного спроса AD1, чему соответствует равновесный уровень цен Р1 и равновесный объем производства на уровне потенциального выпуска - Y*. Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда (что ведет к снижению уровня дохода), и рост сбережений на рынке капитала обусловливают снижение потребительских расходов, и, следовательно, совокупного спроса. Кривая AD1 сдвигается влево до AD2. При прежнем уровне цен Р1 фирмы не могут продать всю продукцию, а только ее часть, равную Y2. Однако поскольку фирмы являются рациональными экономическими агентами, то они в условиях совершенной конкуренции предпочтут продать весь произведенный объем производства, пусть даже по более низким ценам. В результате уровень цен снизится до Р2, и весь произведенный объем производства будет продан, т.е. равновесие опять установится на уровне потенциального выпуска (Y*)

    Рынки уравновесились сами собой за счет гибкости цен, при этом равновесие на каждом из рынков установилось на уровне полной занятости ресурсов. Изменились только номинальные показатели, а реальные остались без изменения. Таким образом, в классической модели гибкими являются номинальные показатели, а реальные показатели – жесткие. Это касается и реального объема выпуска (по-прежнему равного потенциальному объему выпуска), и реальных доходов каждого экономического агента. Дело в том, что цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому отношение W1/P1 = W2/P2, а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен есть не что иное, как реальная заработной платы. Следовательно, несмотря на падение номинального дохода, реальный доход на рынке труда остается неизменным.

    Реальные доходы сберегателей (реальная ставка процента) также не изменились, поскольку номинальная ставка процента снизилась в той же пропорции, что и цены. Реальные доходы предпринимателей (выручка от продаж и прибыль) не снизились, несмотря на падение уровня цен, так как в той же степени снизились издержки (расходы на оплату труда, т.е. номинальная ставка заработной платы). При этом падение совокупного спроса не приведет к падению производства, так как снижение потребительского спроса (в результате падения номинальных доходов на рынке труда и роста величины сбережений на рынке капитала) будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса (в результате падения ставки процента на рынке капитала). Таким образом, равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков друг с другом, и, следовательно, в экономике в целом.

    Из положений классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действия рыночного механизма - через механизм изменения цен.

    Но в конце 1929 года в США разразился кризис, охвативший ведущие страны мира, длившийся до 1933 года и получивший название Великого краха или Великой депрессии. Этот кризис был не просто очередным экономическим кризисом. Этот кризис показал несостоятельность положений и выводов классической макроэкономической модели, и прежде всего идеи о саморегулирующейся экономической системе. Во-первых, Великую депрессию, длившуюся четыре долгих года, невозможно было трактовать как временную диспропорцию, как временный сбой в действии механизма автоматического рыночного саморегулирования. Во-вторых, о какой ограниченности ресурсов, как центральной экономической проблеме, могла идти речь в условиях, когда, например, в США уровень безработицы составлял 25%, т.е. каждый четвертый был безработным (человеком, который хотел работать и искал работу, но не мог ее найти).

    Причины Великого краха, возможные пути выхода из него и рекомендации по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году. Результатом выхода в свет этой книги было то, что макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственным предметом и методами анализа. Вклад Кейнса в экономическую теорию был настолько велик, что появление кейнсианской макроэкономической модели, кейнсианского подхода к анализу экономических процессов получил название «кейнсианской революции».

    Но следует иметь в виду, что несостоятельность положений классической школы - не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения классической модели разрабатывались в ХIX веке и отражали экономическую ситуацию того времени, т.е. эпохи совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствовали экономике первой трети ХХ века, характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив собственную макроэкономическую модель.

1.1 Классическая модель рыночной экономики

Основы классической модели были заложены еще в ХVШ веке, а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты как А.Смит, Д.Рикардо, Ж.-Б.Сэй, Дж.-С.Милль, А.Маршалл, A.Пигу и др.

Основные положения классической модели следующие:

Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный, что в макроэкономике получило название принципа «классической дихотомии». Денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонение номинальных показателей от реальных, что получило название принципа «нейтральности денег». Этот принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительные. На всех реальных рынках совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца ХVШ и всего ХIХ века. Поэтому все экономические агенты являются «price takers». Поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция, то все цены (т.е. номинальные показатели) гибкие (flexible). Это относится и к цене труда - номинальной ставке заработной платы и к цене заемных средств - номинальной ставке процента и к цене товаров. Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т.е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков, причем на уровне полной занятости ресурсов. Так как цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливается и восстанавливается автоматически, действует выведенный A.Смитом принцип «невидимой руки» («invisible hand»), принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков («market-clearing»). Поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом, то никакая внешняя сила, внешний агент (включая государство) не должны вмешиваться в процесс регулирования экономики, а тем более в функционирование самой экономики. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому все ресурсы используются полностью, и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального их использования. (Как известно из микроэкономики, наиболее эффективное использование ресурсов из всех рыночных структур соответствует именно системе совершенной конкуренции). Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном уровне (уровне потенциального или естественного выпуска (natural output), т.е. выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов). Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения. Поэтому классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения (модель «supply-side»). Основным рынком выступает ресурсный рынок, и, в первую очередь, рынок труда. Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению. В экономике действует так называемый закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала ХIХ века Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый человек одновременно является и продавцом, и покупателем; и его расходы всегда равны доходам. Проблема ограниченности ресурсов (увеличение количества и улучшение качества) решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей - процесс длительный, долгосрочный. Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением также не немедленно. Поэтому классическая модель - это модель, описывающая долгосрочный период (модель «long-run»). Абсолютная гибкость цен и взаимное уравновешивание рынков наблюдается только в долгосрочном периоде.

Основой для стабилизации цен, с точки зрения классиков, является контроль над предложением денег в стране. Даже если совокупный спрос понизится, эластичность цен и заработной платы автоматически поддержит функционирование экономики на уровне ее потенциального объема производства и естественного уровня безработицы.

Классическая модель рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

5) осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования;

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок -- это механизм заведомо бездефицитного рынка.

Он обеспечивает:

Эффективное распределение в обществе ресурсов;

Гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

Свободу выбора и действий рыночных субъектов;

Максимальное использование достижений НТР;

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

Повышение качества товаров и услуг.

Изучение зависимости прибыли гостиницы "Планета" от экономических показателей предприятия

Строится классическая регрессионная модель, которая описывается выражением (10) где Х7 -- прибыль предприятия, x1 - объем номерного фонда, х2 - загрузка гостиницы, х3 - выручка, х4 - количество сотрудников, х5 - затраты на строительство и ремонт...

Инструменты денежной политики

В рыночной экономике все произведенные товары (совокупное предложение) должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок (совокупный спрос), должны быть отоварены...

Макроэкономическое равновесие на товарном рынке

В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос...

Модель рыночной экономики Кейнса

Основные модели рыночной экономики: преимущества, недостатки, перспективы развития

В Республике Беларусь в качестве перспективы была принята модель социально ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан...

Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Излишки и дефицит

Классической точке зрения соответствует вертикальный отрезок. В основе этой модели лежит идея о том, что изменение совокупного предложения порождает точно такой же совокупный спрос (закон Сея). Но тогда возникает вопрос: что произойдет...

Рыночная экономика понятие достаточно широкое, и в каждом отдельно взятом государстве существуют свои национальные особенности. Эти особенности возникают по той причине, что все страны отличаются историей, уровнем экономического развития...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

В настоящее время Япония занимает одно из центральных мест в мировой экономике. Однако, вначале 20 в. это государство в основном было аграрным, без какой-либо развитой промышленности...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов...

Рыночная экономика: общие черты и национальные особенности

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, эффективно смягчающей недостатки рынка и капитала...

Система оплаты труда в медико-производственной организации

В настоящее время из-за низкой стимулирующей функции оплаты труда работники здравоохранения далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности...

Совокупный спрос и совокупное предложение

Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причём...

Эволюция экономических моделей

Франки - это несколько древних германских племен. Франки жили по нижнему течению Рейна. Основными видами деятельности были земледелие, свиноводство, подсобные промыслы (рыболовство, охота, птицеводство, пчеловодство)...

Экономическая теория (макроэкономика)

Модели рыночной экономики.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

Абсолютное преобладание частной собственности;

Законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

Ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

Относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

Смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

Социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Большой удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

Регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Централизованные переговоры по зарплате;

Значительный государственный сектор;

Тяжелое налоговое бремя.

Социал-демократическая модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

Значительна роль госсектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;

Доля госбюджета в ВВП превышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная сфера;

Регулирование трудовых отношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;

Государственная социальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

Развитая система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японскаямодель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Заключение.

Проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:

Господство частной собственности и частной инициативы;

Рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;

Основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;

Государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;

Наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;

Стремление к открытой экономике.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Германская модель . Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Германская модель характеризуется следующими чертами:

    индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децен­трализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается актив­ной государственной политикой поддержания конкуренции;

    социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложен­ного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение от­носительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные инте­ресы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, напри­мер, в жилищном строительстве;

    антициклическое регулирование;

    стимулирование технологических и организационных инноваций;

    проведение структурной политики;

    защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, пер­вым из которых является органическое единство рынка и государства.

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

– обширным государственным сектором,

– высокоразвитым крупным частным бизнесом,

– укладами, оставшимися от раннего капитализма,

– большим удельным весом малого бизнеса,

– развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Сущность экономических систем

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Типы и модели экономических систем

Элементы экономической системы Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Врамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

Во второй половине нынешнего столетия, когда широко развернулась научно-техническая революция и стала особенно быстро развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между хозяйствующими субъектами (табл. 1).

Таблица 1 Некоторые отличия современного капитализма от чистого капитализма

Основные черты

Капитализм XVIII-XIX вв.

Капитализм второй половины XX в.

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и общенациональные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям. Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды. На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в настоящее время направляется не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.Смотри также статью: Рыночная экономика

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность - активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику (например: Корнаи. Я. Дефицит. М., 1990; Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структуры. М., 1990).

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ , трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованногпланирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.Смотри также статью: Административно-командная экономическая система

Модели в рамках систем

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфрастуктуры (транспорт, НИОКР) - на государство. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей.

В связи с эти выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную и социально ориентированную. Для либеральной характерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики. При этом следует отметить, что экономики стран, функционирующих в рамках данной модели, являются высоко монополизированными, а крупные национальные компании, как правило, выступают в роли международных монополий или транснациональных корпораций. Для либеральной модели рыночной экономики характерна максимальная реализация принципа свободной рыночной игры, в ее рамках активно поощряется предпринимательство. Приемлемый жизненный уровень малообеспеченных слоев населения достигается за счет устойчивого экономического роста. Социальная политика в данной модели строится на том, что каждый трудоспособный член общества должен сам зарабатывать на себя, на свою семью и на свою старость. Яркими примерами либерального типа рыночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии.

Американская модель основывается на свободном частном предпринимательстве и жесткой конкуренции, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая производительность труда и резкое неравенство в доходах.

Японскую модель характеризуют, кроме сильного рыночного начала, такие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, преобладание общенациональных интересов над личными, высокий уровень профессионализма, дисциплинированности и экономической ответственности, активное государственное программирование.

Социально ориентированнуюмодель рыночной экономики отличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут служить модели национальных экономик Германии и Швеции.

Германская модель - это модель социально-рыночного хозяйства, отличающаяся активной экономической деятельностью государства, направленной, в первую очередь, на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономической цели, а создает надежные социально-правовые рамочные условия для реализации экономической инициативы. При этом важнейшей задачей государства является обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Шведская модель (модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование и социальное страхование) – на государство.

В рамках социально ориентированной модели рынка стремятся развивать свои национальные экономики и страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, где программа перехода к данной рыночной модели принята в 1996 г.

В процессе формирования социально ориентированной экономики в Беларуси предусматривается:

· создать правовое обеспечение всего комплекса рыночных преобразований, личных прав и свобод граждан;

· преобразовать систему распределительных отношений, обеспечить приоритетное стремление человека к приумножению личного благосостояния своим трудом;

· осуществить единый и равный подход ко всем формам собственности;

· создать конкурентную среду и не допускать недобросовестной деятельности субъектов хозяйствования на рынке;

· содействовать рациональному международному разделению труда, обеспечивающему наиболее эффективное продвижение белорусских товаров на мировой рынок;

· сформировать сильные финансовую и кредитно-денежную системы, способные обеспечить социально-экономическую эффективность функционирования и развития национальной экономики.

При этом, основное направление в осуществлении экономических преобразований в Беларуси состоит в том, чтобы на новой экономической основе возродить в обществе социальную справедливость, взаимопомощь и заботу об Отечестве. В связи с этим следует отметить, что для Республики Беларусь в процессе перехода к новой экономической системе особую значимость приобретают проблемы социальной защиты населения и социальных прав человека. Социальная защита будет строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека. А чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования. Следовательно, Беларусь идет по пути формирования социально ориентированной модели смешанной экономики.

В то же время модель, осуществляемая в нашей стране, вбирая в себя основополагающие черты типичного социального рыночного хозяйства, имеет и свои особенности. Так, в ней в связи с остро переживаемыми последствиями чернобыльской катастрофы и с учетом глобальной экологической проблемы будет учитываться еще одна составляющая – экологическая ответственность. Вследствие этого формула белорусской национальной экономической модели выглядит следующим образом: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная экономика .

Источником благосостояния нации в белорусской модели является честный созидательный труд как в государственном, так и в частном секторе экономики. Это наиболее верный путь, основанный на историческом опыте белорусского народа и его менталитете.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Экономическая система – сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Структура экономической системы – состав, строение экономической системы; совокупность составных частей экономической системы.

Производительные силы – совокупность средств производства и рабочей силы (вещественных и личностных факторов производства).

Экономические отношения – совокупность отношений между людьми по поводу использования имеющихся ресурсов для эффективного воспроизводства материальных условий жизни общества.

Собственность – исторически сложившиеся отношения между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства.

Пользование – употребление, применение, использование вещей в соответствии с их предназначением.

Владение – фактическое, реальное, документально подтвержденное обладание вещами или имуществом.

Распоряжение – управление имуществом, выраженное в принятии решений по поводу его использования.

Объект собственности – то, по поводу чего складываются отношения собственности.

Субъект собственности – тот, кто имеет возможность и право на обладание объектом собственности.

Частная собственность – такой тип собственности, при котором правом владения, распоряжения и пользования объектом собственности обладает частное лицо.

Общественная собственность – тип собственности, характеризующийся совместным присвоением средств и результатов производства.

Коллективная собственность – такой вид собственности, при котором права собственника на имущество осуществляет коллектив людей, совместно владеющий им.

Арендная собственность – форма собственности, возникающая в результате аренды трудовым коллективом имущества государственного предприятия на условиях возмездного владения и пользования им в течение определенного срока.

Кооперативная собственность – общее достояние всех членов кооператива, объединивших свои средства и труд для осуществления совместной деятельности.

Акционерная собственность – собственность, которая образуется в результате деления стоимости имущества акционерного общества на равные части, выпуска акций на эти части и их продажи или членам-учредителям этого общества, или всем желающим.

Собственность общественных объединений и религиозных организаций – собственность, которая создается или за счет собственных средств, пожертвований граждан и организаций, или путем передачи государством своего имущества.

Государственная собственность – собственность, представляющая собой достояние всех членов общества.

Республиканская собственность – собственность, представляющая собой достояние всех граждан Республики Беларусь.

Коммунальная (муниципальная) собственность достояние граждан, живущих в областях, районах и других административно-территориальных образованиях.

Интеллектуальная собственность – собственность, представляющая собой экономические отношения по поводу создания и присвоения информации, изобретений, научных открытий, произведений литературы и искусства, других объектов интеллектуальной деятельности.

Традиционная экономика – экономическая система, в которой все основные экономические проблемы решаются на основе традиций и обычаев.

Административно-командная экономика – система организации экономики, в которой главенствующую роль играет государство, решающее все вопросы производства и распределения экономических продуктов.

Рыночная экономика –экономическая система,которая основана на принципах свободного предпринимательства, характеризуется многообразием форм собственности на средства производства, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Смешанная экономика – экономическая система, для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем.

Натуральное хозяйство – экономика, которая находится в процессе изменения, перехода из одного состояния в другое, как в пределах одного типа экономической системы, так и от одного ее типа к другому.

Товарное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи и становятся в силу этого товарами, а связь между производителями и потребителями осуществляется с помощью обмена (торговли).

Конкуренция - это соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Инфраструктура рынка – этокомплекс специализированных учреждений и организаций, обеспечивающих нормальное, успешное функционирование рынка.

Совершенная конкуренция - это соперничество участников рынка в условиях производства примерно одинаковых объемов идентичной продукции.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, возникающая тогда, когда не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Либеральная модель рыночной экономики – это модель, для которойхарактерны, прежде всего, господство частной собственности, прямое и косвенное поощрение частного предпринимательства. Экономические функции государства в этой модели предельно ограниченны и реализуются на уровне всей национальной экономики. Среди методов регулирования широко используются инструменты монетарной политики.

Социально ориентированная модель рыночной экономики – это модель, которуюотличает разнообразие форм собственности и значительное присутствие государственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка.

Рыночная экономика - это экономика, в которой решения, касающиеся инвестиций, производства и распределения основаны на спросе и предложении, а цены на товары и услуги определяются в свободной системой цен. Основной определяющей характеристикой рыночной экономики является то, что решения по инвестициям и распределению средств производства в основном осуществляются через рынки. Это контрастирует с плановой экономикой, где инвестиции и производственные решения воплощаются в плане производства.

Рыночная экономика может варьироваться от вариантов гипотетического невмешательства и свободного рынка до вариантов регулируемых рынков и интервентов. На самом деле та или иная модель рыночной экономики не существует в чистом виде, поскольку общество и правительство регулируют экономику в разной степени. Большинство существующих рыночных экономик включают в себя некоторые элементы экономического планирования или государственного вмешательства, и, таким образом, классифицируются как смешанные экономики. Термин экономика свободного рынка иногда используется как синоним рыночной экономикой, но это может также относиться к модели невмешательства или анархии свободного рынка.

Рыночная экономика логически не предполагает существование частной собственности на средства производства; рыночная экономика может состоять из различных видов кооперативов, коллективов или автономных государственных учреждений, которые приобретают и обмениваются капитальными товарами друг с другом в системе свободных цен. Существует множество вариантов рыночного социализма, некоторые из которых включают работающие по системе самоуправления предприятия (находящиеся в собственности сотрудников); а также модели, которые включают общественную собственность на средства производства, где средства производства выделяются через рынки.

Термин рыночная экономика используемый сам по себе может несколько вводить в заблуждение. Например, США представляют собой смешанную экономику (значительная доля регулируемых рынков, субсидирование сельского хозяйства, большие объемы финансирования правительством научных исследований и разработок, государственная поддержка медицины), но в то же время она базируется на условиях рыночной экономики. Существуют различные перспективы относительно того, насколько сильной должна быть роль правительство как в отношении рыночной экономики, так и в решении проблем неравенства, которые приносит рынок.

Капитализм

Капитализм в целом относится к экономической системе, где средства производства находятся в основном или полностью в частной собственности и управляются с прибылью, и строится на процессе накопления капитала. В целом, инвестиции, распределение, доходы и цены определяются рынками.

Существуют различные вариации капитализма с различными отношениями к рынкам. В случае капитализма невмешательства и свободного рынка рынки используются наиболее широко с минимальным или вообще без государственного вмешательства и регулирования над ценами и поставкой товаров и услуг. В интервенционистском капитализме, капитализме благосостояния и смешанной экономике рынки продолжают играть доминирующую роль, однако регулируются в некоторой степени правительством для того, чтобы исправить провалы рынка или содействовать росту социального благосостояния. В государственно-капиталистических системах, рынки регулируются государством в значительной степени, полагаются на любое косвенное экономическое планирование и / или используют государственные предприятия для накапливания капитала.

Капитализм был доминирующим в западном мире с конца феодализма, однако большинство экономистов уверены, что современную экономику более точно описывает термин «смешанная экономика», в связи с тем, что в ней присутствуют как частные, так и принадлежащие государству предприятия. При капитализме цены определяют масштабы спроса и предложения. Например, повышенный спрос на определенные товары и услуги приводит к росту цен, а снижение спроса на определенные товары приводит к снижению цен.

Англо-саксонская модель рыночной экономики

Англо-саксонский капитализм относится к форме капитализма преобладающего в англоязычных странах и характерен для экономики США. Он контрастирует с европейскими моделями капитализма, такими как континентальная социальная рыночная модель и скандинавская модель.

Англо-саксонская капитализм относится к макроэкономическому политическому режиму и структуре рынка капитала, общей для всех англоязычных стран. Его основными характеристиками являются низкие ставки налогообложения, более открытые финансовые рынки, низкая защита на рынке труда, а также менее социально ответственное государство, сторонящееся схем коллективных переговоров (профсоюзов), которые присутствуют в континентальных и северных европейских моделях капитализма.

Восточно-азиатская модель рыночной экономики

Восточно-азиатская модель капитализма основывается на сильной роли государственных инвестиций, а в некоторых случаях, государственных предприятиях. Государство принимает активное участие в содействии экономическому развитию с помощью субсидий, содействия «национальным чемпионам» и ориентированной на экспорт модели экономического роста.

Невмешательство

Невмешательство является синонимом того, что называли экономикой строго капиталистического свободного рынка в начале и середине 19-го века, для достижения которого идеально подходит классический либерализм (правый либерализм). Как правило, понимается, что необходимые компоненты для функционирования идеализированной системы свободного рынка включают в себя полное отсутствие государственного регулирования, субсидий, искусственного ценового давления, предоставленных государством монополий (защитниками свободного рынка обычно классифицируются как принудительные монополии) и никаких налогов или тарифов кроме тех, которые необходимы правительству для обеспечения защиты от преступлений, поддержания мира и имущественных прав, а также предоставления основных общественных благ.

Право-либеральные сторонники анархо-капитализма считают государство морально нелегитимным и экономически ненужным и разрушительным.

Социальная рыночная экономика

Эта модель была реализована Альфредом Мюллером-Армаком и Людвигом Эрхардом после Второй мировой войны в Западной Германии. Социальная рыночная экономическая модель основана на идее реализации выгод от свободной рыночной экономики, особенно экономической эффективности и высоких объемов поставок товаров, при избегании недостатков, таких как провалы рынка, разрушительная конкуренция, концентрация экономической мощи и анти-социальные последствия рыночных процессов. Целью социальной рыночной экономики является реализация наивысшего расцвета в сочетании с наилучшим социальным обеспечением.

Одним из отличий от свободной рыночной экономики является то, что государство не является пассивным, а принимает активные регулирующие меры. Цели социальной политики включают трудоустройство, жилье и политику в области образования, а также социально-политически мотивированную балансировку распределения роста доходов. Характеристиками социальной рыночной экономики являются сильная политика в области конкуренции и сдерживающая монетарная политика. Философской основой построения такой модели стали неолиберализм или ордолиберализм.

Рыночный социализм

Рынок социализм относится к различным типам экономических систем, где средства производства и доминирующие экономические институты либо находятся в государственной собственности, либо совместно принадлежат частным и государственным структурам, но работают в соответствии с правилами спроса и предложения. Этот тип рыночной экономики имеет свои корни в классической экономике в работах Адама Смита, Рикардо и других социалистов и философов.

Отличительной чертой между нерыночным социализмом и рыночным социализмом является существование рынка для факторов производства и критериев рентабельности для предприятий. Прибыль, полученная от государственных предприятий, по-разному можно использовать для реинвестирования в дальнейшее производство, напрямую финансировать государственные и социальные услуги, или распространять среди широкой общественности через социальные дивиденды или базовую систему доходов.

Модели государственной собственности

В моделях рыночного социализма Оскара Ланге и Абба Лернера, теорема Ланге утверждает, что государственный орган (называется Центральный совет по планированию) может устанавливать цены на основе подхода, методом проб и ошибок, пока они не будут равняться предельным издержкам производства так, чтобы достичь совершенной конкуренции и оптимальности по Парето. В этой модели социализма, фирмы находятся в государственной собственности и управляются их сотрудниками, а прибыль распределяется среди населения в виде социальных дивидендов.

Более современная модель рыночного социализма, предложенная американским экономистом Джоном Ремером, именуется экономической демократией. В этой модели, социализация достигается за счет общественной собственности на капитал в условиях рыночной экономики. В модели предполагается, что бюро общественной собственности будет владеть контрольными пакетами акций публичных компания, а полученная прибыль использоваться для государственного финансирования и обеспечения основного дохода.

Кооперативный социализм

Либертарианские социалисты и левые анархисты часто предлагают форму рыночного социализма, в которых предприятия принадлежат и управляются совместно их сотрудниками, так что из прибыли напрямую оплачивается труд сотрудников-собственников. Эти совместные предприятия будут конкурировать друг с другом так же, частные компании конкурируют на капиталистическом рынке. Примером такой экономической модели будет мутуализм.

Самостоятельно управляемый рыночный социализм был внедрен в Югославии экономистами Бранко Хорватом и Ярославом Ванеком. В самоуправляемой модели социализма, фирмы непосредственно принадлежат их сотрудникам и правление избирается из сотрудников. Эти кооперативные фирмы конкурируют друг с другом на рынке, как в плане капитальных товаров, так и продаж товаров народного потребления.

Социалистическая рыночная экономика

После реформ 1978 года, Народная Республика Китай объявила о построении «социалистической рыночной экономики», в которой большая часть экономики находится в государственной собственности, но государственные предприятия реорганизованы в акционерные общества, а различные государственные учреждения владеют контрольными пакетами акций через систему акционеров. Цены устанавливаются в значительной степени с помощью системы свободных цен, а государственные предприятия не подвергаются пристальной опеке на микроуровне со стороны правительственного агентства по планированию. Подобная система «социалистически ориентированной рыночной экономикой» была реализован в Вьетнаме в результате реформ в 1986 году.

Тем не менее, эта система обычно характеризуется как государственный капитализм, а не рыночный социализм, потому что в ней нет значимой роли самоуправления сотрудниками в фирмах, а государственные предприятия сохраняют свою прибыль вместо распространения ее среди сотрудников или передачи правительству, и во многом функционируют де-факто как частные предприятия. Из прибыли финансируются блага всего населения в целом, но она не достается своим сотрудникам.