Основные составляющие входящие в категорию репродуктивного здоровья. Характеристика репродуктивного здоровья молодежи. Факторы, влияющие на его состояние. Инфекции, передаваемые половым путем

12.02.2024 Автотоп

В настоящее время одной из главных характеристик демографического состояния России является депопуляция, то есть естественная убыль населения. Превышение уровня смертности над рождаемостью достигло 2-кратной величины. Низкая рождаемость – главный фактор сокращения численности населения. В настоящее время репродуктивное здоровье становится важной проблемой общего здоровья населения.

Репродуктивное здоровье и поведение данного поколения оказывает существенное влияние на репродуктивное здоровье, поведение и формирование репродуктивного менталитета у последующего поколения.

Говоря простыми словами: образ жизни и поведение нашего поколения напрямую оказывает влияние на формирование образа жизни и поведения последующего поколения.

На состояние репродуктивного здоровья значимое влияние оказывает соматическое и психическое здоровье населения.

За последние годы увеличилось количество хронических заболеваний с рецидивирующим течением, возросло число заболеваний системы кровообращения, нервной системы, мочеполовых органов, инфекционных болезней.

Отмечен рост числа психических заболеваний, алкоголизма, наркомании.

Возросло число больных туберкулезом.

Большую тревогу вызывает рост инфекции передаваемой половым путем и СПИДа. Увеличение числа больных ИППП И СПИДом происходит на фоне роста токсикомании, наркомании, алкоголизма.

В последние годы практически сформировалась новая большая группа риска – это дети и подростки, рано начинающие половую жизнь, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся подпольной проституцией.

К началу репродуктивного периода (детородного возраста) каждый подросток имеет, по крайней мере, 1 хроническое заболевание. Выросла частота ранних абортов и венерических заболеваний среди подростков.

Увеличился рост заболеваемости репродуктивной системы женского организма.

Возросло число расстройств менструального цикла у подростков и у взрослых женщин, число воспалительных заболеваний, онкологических заболеваний женских половых органов; число заболевших сифилисом среди девочек до 14 лет, у девушек подростков, у взрослых женщин.

Проблема абортов – для России национальная. Так из 10 беременностей 7 заканчиваются абортами, причем каждый 10-й аборт у лиц в возрасте до 18 лет. Аборты ежегодно производятся и у подростков до 14 лет. Сохраняется высокий уровень осложнений после абортов.

Рост заболеваний репродуктивной системы и соматической патологии определяет увеличение числа осложнений во время беременности и родов, в результате чего число нормальных родов снизилось до 31%. Каждый 3-й рожденный ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Отмечается рост рождения недоношенных и незрелых детей.

Проблема патологии репродуктивной системы у детей и подростков представляет в настоящее время большой интерес не только с медицинской, но и с социальной точки зрения. Речь идет о демографическом кризисе, частоте бесплодных браков.

Мужское бесплодие встречается чаще женского.

Чаще других встречаются урологические заболевания репродуктивной системы. Это, прежде всего, наиболее тяжелые пороки развития мочевого пузыря, инфекции мочеполовой системы, приводящие к энурезу, заболеваниям крайней плоти – фимозу, (некоторые и сегодня придерживаются мнения, что половые органы мальчика не нуждаются в гигиеническом уходе вплоть до 5 лет). Крипторхизм – не опущение яичка, варикоцеле; частота мужского бесплодия при варикоцеле достигает 74%. Варикоцеле – варикозное расширение вен разной степени выраженности встречается у каждого 5 подростка. Гермафродитизм , дисфункция предстательной железы, ювенильный простатит, задержка полового развития у юношей подростков достигает 4,2%.

Поэтому важно следить за здоровьем мальчиков и формировать у них здоровый образ жизни, что включает в себя гигиеническое, нравственное воспитание, проведение обязательных профилактических осмотров.

Соматическая составляющая репродуктивного потенциала у современных девушек весьма тревожна: доля хронических заболеваний достигает 70%.В России наблюдается еще одна особенность: девушки на 15% более болезненны чем юноши. Частота нестандартных костных тазов достигает 15%. Несоблюдение здорового образа жизни двумя девушками из трех.

Состояние репродуктивной системы девочек подростков в современных условиях характеризуется высокой распространенностью гинекологических заболеваний. В структуре гинекологической заболеваемости 1 место занимают воспалительные процессы гениталий, причем заметную роль стали играть инфекции передаваемые половым путем (ИППП). На 2-м месте Нарушения Овариального Менструального Цикла. На 3 – отклонения полового созревания.

Значительный урон половой системе наносят аборты (12% составляют несовершеннолетние).

Важно прививать навыки здорового образа жизни, гигиенический режим, правильное питание – гиповитаминоз, голодание также отрицательно воздействует на репродуктивную систему, бороться с наркоманией, алкоголизмом.

Итак, приучайте детей быть аккуратными, приучайте к личной гигиене.

Дети должны следить за своими волосами, руками и ногтями, ногами, зубами, за своим бельем, платьем, чулками, носками и обувью. Руки должны быть в чистоте и порядке, раз в неделю ногти нужно подстригать закругленными ножницами, края ногтей аккуратно обточить пилочкой. Отучать детей грызть ногти, руки нужно мыть часто с мылом и вытирать насухо. Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней (гельминтоз, чесотку, дизентерию и т.д.). Не забывать мыть ноги перед сном, усталость накопившаяся за день быстро уходит. Ногти на ногах стричь нужно не реже 2 раз в месяц.

Волосы должны быть чистыми, их необходимо регулярно мыть, используя мягкие шампуни. Обязательно должна быть своя собственная расческа! За чистотой которой нужно следить не меньше, чем за чистотой волос! Расческа должна быть только индивидуальной и ни чьей больше, чистить ее нужно регулярно. Этими правилами предупредите педикулез.

Следить за чистотой тела: утренние и вечерние гигиенические процедуры должен уметь проводить каждый ребенок. Необходимо ребенка научить гигиене интимных мест с обязательной ежедневной сменой белья. У каждого ребенка должны быть индивидуальные: мыло, полотенце.

Одежда должна быть чистой, соответствовать размеру, не стягивать движения. Тесные джинсы с заниженной талией у девочек могут привести к деформации таза, что впоследствии может оказать неблагоприятное действие в репродуктивной функции. У еще не сформировавшегося девичьего организма кости таза деформируются, приобретают неправильные формы и размеры. Роды с таким тазом представляют большие трудности и опасно как для матери, так и для новорожденного. Открытые части тела при ношении джинсов с заниженной талией и топиков, также оказывают неблагоприятное воздействие на женский организм, возникает переохлаждение открытых частей тела, что приводит к приобретению воспалительных заболеваний органов малого таза, почек, поясничного отдела позвоночника.

Обувь тоже должна соответствовать гигиеническим нормам, высокие каблуки для подростка также могут оказать медвежью услугу, в виде нарушения осанки, смещения костей таза. Высота каблука не должна превышать 3-5см.

Характерный признак полового созревания у девочек – появление менструаций.

Каждой девочке рекомендуется завести календарь, в котором нужно отмечать срок начала менструации, продолжительность и примерное количество теряемой крови. Во время критических дней очень важно содержать в чистоте наружные половые органы. Лучше пользоваться душем. Ни в ванной, ни в реке, купаться нельзя, особенно опасно купаться в холодной воде, так как это может усилить кровотечение и вызвать воспаление половых органов. Пользоваться специальными гигиеническими прокладками и менять их по мере загрязнения, в критические дни нужно носить плотно облегающие трусы, зимой теплые рейтузы и теплую обувь.

Татуировка лишает естественной защиты, если у девушки на пояснице тату, ей никогда не вылечить воспаление придатков. Частицы краски попадают в лимфатические сосуды, по ним в ближайшие лимфатические узлы, которые перестают бороться с болезнетворной инфекцией, вырабатывать антитела против вирусов и бактерий. В результате начинает липнуть вся инфекция: герпес, вирус папиллом, могут появиться цистит и проблемы с почками. Состав чернил для проведения тату изобилует литием, свинцом, медью. Кроме того, велик риск пополнить ряды хронических аллергетиков.

Пирсинг – прокалывание пупка аукнется во время беременности. Были случаи, когда у будущей мамы с проколотым в девичестве пупком начинают буквально расходиться ткани брюшной стенки. Образуется грыжа. При частых ангинах пирсинг языка категорически противопоказан, так как все время будут обострения. А уши прокалывать безопасно только в самом центре мочки, если ошибиться с выбором места прокола, можно повредить тройничный нерв, и перекошенное лицо обеспечено на всю оставшуюся жизнь.

Тату и пирсинг – это постоянное раздражение органа связанного с точкой, которую они украшают.

Точки на скулах – проекция зоны кишечника.

На пояснице – зона гинекологии.

Внешний край ушной раковины – проекция миндалин.

Кончик языка – зона сердца.

Пупок считается царем брюшной полости.

Постоянное раздражение этих точек металлом или краской ослабляет связанные с ними органы.

Проколотый пупок заживает очень долго, осложняется флебитом (воспаление пупочной вены), прокалывая брови, мастера салонов попадают в кровеносные сосуды. Образуется отек, гематома, кроме того массивное украшение маячит перед глазами и может привести к развитию косоглазия.

Пирсинг языка резко снижает защитные свойства слюны и повышает риск заражения стоматитом и герпесом, менингитом. Причем риск заболевания сохраняется спустя годы.

О вреде курения сказано немало. Однако эта пагубная привычка распространяется очень быстро. Курение – не безобидное занятие, это настоящая наркомания. Табачный дым, содержащий множество ядовитых компонентов, нарушает функции всех органов и систем растущего организма. У детей снижается способность к физической и умственной деятельности, наблюдаются частые острые респираторные заболевания. Курящие девушки приобретают нарушения менструальной функции, что в свою очередь может привести к бесплодию. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к эпилепсии, они отстают от своих сверстников в умственном развитии. Курение и учеба в школе – не допустимо. Школьные годы это годы роста как физического, так и умственного.

Алкоголь – еще более пагубная привычка, пьянство способствует возникновению злокачественных заболеваний, так как в алкоголе (крепких и слабых напитках) присутствуют канцерогенные вещества, которые проникают в организм. Кроме того, алкоголь губительно воздействует на головной мозг и на половые центры, расположенные в спинном мозге. Установлено, что у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, отмечается ослабление потенции, у женщин – нарушается выработка половых гормонов и менструальный цикл. Спутники пьянства – разврат, преступления, тяжелые болезни. Опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению, утрачивается сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал бы и не сделал бы в трезвом виде. Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков и быстро возникает привыкание. Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство, вызывая тяжелую патологию у новорожденных – врожденные уродства, эпилепсии, нервно-психические заболевания.

Опьяневшие женщины делаются развязными, недостаточно критичными к своему поведению, теряют стыд, женское достоинство, становятся легкомысленными в поведении. В результате случайных половых связей приобретаются такие венерические заболевания как: сифилис, гонорея, трихомониаз, генитальный герпес, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз, урогенитальные инфекции, контагиозный моллюск, СПИД. Чесотка, лобковые вши тоже спутники венерических заболеваний. Эти заболевания встречаются как у взрослых так и у подростков…

Количество случаев растет с каждым годом и ситуация с нравственным поведением подростков ухудшается. Дети рано начинают жить половой жизнью, не достигнув зрелости.

Возникают серьёзные воспалительные заболевания мочеполовой системы, приводящие к бесплодию, как женскому, так и мужскому. Кроме того, как результат случайной половой связи, может возникнуть и не желательная беременность. Беременность для юной не окрепшей девушки – большое испытание.

Течение беременности, как правило, осложняется. Развиваются такие заболевания как анемии, пиелонефриты, гестозы, невынашивание.

Беременность часто заканчивается досрочными родами, выкидышами, высока смертность новорожденных у юных мам, материнская смертность у юных первородящих тоже имеет место. Аборты у девочек подростков приводят к таким осложнениям как – воспалительные заболевания внутренних половых органов, кровотечениям, нарушениям менструального цикла, бесплодию.

Нам родителям стоит задуматься и стараться привить правильный образ жизни, предотвратить непоправимые ошибки наших детей, научить здоровому образу жизни.

Мы в ответе за поступки наших детей.

Материал для публикации подготовила

акушерка МБУЗ ГБ№4

Отделения Общая Врачебная Практика №1

г. Прокопьевск

17168 0

Репродуктивное здоровье (РЗ) , по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процес­сов репродуктивной системы, а также психо-сексуальных отно­шений на всех стадиях жизни.

Другими словами - это способ­ность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексу­альных отношений без угрозы заболеваний, передающихся поло­вым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выжи­вание ребенка, благополучие матери и возможность планирова­ния последующих беременностей, в том числе предупреждения нежелательной.

Таким образом, РЗ - это важнейшая составляю­щая общего здоровья каждого конкретного человека, каждой се­мьи и общества в целом.

На репродуктивное здоровье человека влияет множество факторов. В первую очередь - это его образ жизни. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) при­водят к бесплодию и инфицированию будущего ребенка. Алкого­лизм, табакокурение и наркомания приводят к невынашиванию беременности и рождению тяжело больных детей. Раннее начало половой жизни, и как следствие этого - аборты у нерожавших женщин являются причинами бесплодия и развития многих забо­леваний как самой репродуктивной системы, так и всего орга­низма в целом.

По сравнению с недавним доиндустриальным прошлым, когда бесплодие было исключительным, единичным явлением, сегодня полная утрата или снижение фертильности (от лат. fertills - плодородность) - способности к деторождению среди граждан репродуктивного возраста является характерной чертой российской действительности.

По данным разных авторов (В.Ю, Альбицкий, Н.Н.Ваганов, И.И. Гребешева, Т.Я. Пшеничником, В.Н. Серов и др.), частота бесплодного брака колеблется от 10-15 до 18-20%, т.е. в лучшем случае каждая десятая, а в худшем - каждая пятая супружеская пара сталкивается с проблемой бесплодия. В итоге их общее число измеряется уже миллионами!

По данным Н.Н. Куинджи, опрос 5000 школьниц и студен­ток г. Москвы показал, что 90% опрошенных девушек ни разу по обращались к гинекологу, из них 35% студенток и 25% школьниц имели первый сексуальный опыт в возрасте до 16 лет, что свиде­тельствует о низком уровне сексуального образования и сексу­альной информированности.

Для улучшения показателей РЗ необходимо, прежде всего, воспитание у молодежи целомудренного поведения, т.е. дев­ственного вступления в брак. На программы по воспитанию целомудрия у подростков в США тратятся миллиарды долларов, так как сексуальная революция, захлестнувшая эту страну одной из первых, не принесла ничего, кроме венерических заболеваний, СПИДа, ранних абортов и бесплодия.

По данным координатора Дня целомудрия Рины Линдевальдсен, более 3 млн. американских подростков ежегодно заражаются болезнями, передающимися половым путем. Кроме того, 20% из числа 1,3 млн. ежегодных абортов в Америке совершаются среди молодежи, и это самый высокий показатель подростковой беременности среди развитых стран.

Обращая внимание своих воспитанников на высокую моральную ценность - любовь в браке, В.А. Сухомлинский говорил! «Вы - будущие отцы и матери. Через несколько лет у вас будут дети, Вы будете думать о воспитании их так, как сейчас о вас думают ваши отцы и матери. Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это нетолько биологический акт, а прежде всего великое творчество».

Проблемами РЗ у женщин занимаются врачи гинекологи и акушеры, а у мужчин - урологи и андрологии. Гинекология (от греч. gine + logos - женский + наука) - область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности жен­ской половой системы, ее болезни и разрабатывающая методы их профилактики и лечения.

Вопросы, связанные с беременностью и родами изучаются акушерством (от французского accjucher - помогать при родах). Урология (от греч. uron + logos - моча + наука) - область клинической медицины, изучающая болезни ор­ганов мочевой системы. Андрология (от греч. andros + logos - мужчина + наука) - раздел урологии, занимающийся изучением заболеваний мужских мочеполовых органов.

Показатели репродуктивного здоровья

Главным показателем хорошего репродуктивного здоровья является благополучно протекающая беременность и рожде­ние здорового ребенка.

Каждый месяц в одном из яичников женщины созревает фолликул - пузырек с яйцеклеткой. Достигая определенных раз­меров, фолликул разрывается - происходит овуляция, а созрев­шая яйцеклетка выходит из него и начинает путешествовать по брюшной полости и маточным трубам по направлению к матке.

Только в этот момент может наступить оплодотворение - слия­ние яйцеклетки со сперматозоидом, так как продолжительность жизни и способность к оплодотворению у женской клетки сохра­няется всего 24 часа. Овуляция приходится примерно на середину менструального цикла.

В матке уже оплодотворенная яйцеклетка имплантируется прикрепляется к ее стенке. Яйцеклетка - самая крупная клетка человеческого организма, а слившись со сперматозоидом она тут же начинает делиться и становится еще крупнее. Оплодотворен­ная яйцеклетка может успешно пройти в полость матки только через здоровые маточные трубы.

Их просвет очень узкий, и если они изменены из-за перенесенных воспалительных процессов, то становятся еще уже и яйцеклетка там застревает - развивается внематочная (трубная) беременность. Такая беременность в луч­шем случае заканчивается плановой операцией по ее удалению, а в худшем - экстренной операцией по удалению части маточной трубы.

Вот почему очень важно бережно относиться к своему здоровью с детских лет, следить за тем, чтобы ноги и поясница находились в тепле и не возникало воспалительных процессов яичников и их придатков. Мода на ношение укороченных курток и джинсов с заниженной талией приводит к оголению области поясницы и развитию из-за этого воспалительных заболеваний. Подобные фасоны одежды не подходят для стран с холодным климатом, таких как Россия, зато многих девушек приведет к бесплодию.

Гинекологи считают началом беременности первый день последней менструации.

Беременность у женщины или антена­тальный период (от лат. ante + natalis - перед + относящийся к родам) - период внутриутробного развития будущего ребенка делится на два этапа:

  • эмбриональный (от греч. embryon - зародыш) - до 12 аку­шерских недель беременности, во время которого происходит закладка и дифференцировка всех органов и систем;
  • фетальный (от лат. fetalis - потомство, плод) - от 12 недель, до 40 недель беременности (родов), когда происходит окон­чательное формирование всех органов плода.
Применение современного медицинского оборудования позволяет точно знать, что представляют из себя зародыш и плод на разных сроках своего развития.

На третьей неделе развития, у эмбриона уже начинают формироваться зачатки внутренних органов. На 18-ый день от момента оплодотворения звучит первый удар сердца.

У четырехнедельного эмбриона на головной части от­четливо видны черные пятнышки - зачатки глаз. Это период пе­рехода от формирования эмбриона к формированию органов бу­дущего ребенка. Эмбрион принимает окончательную форму и становится похожим на фасолину с выростами, которые станут конечностями, с зачатками органов, которые потом разовьются. В конце первого месяца эмбрион имеет длину 4 мм.

В пятьнедель появляются зачатки полушарий головного мозга.

В шесть недель начинается образование зубов. Сердце уже объемом с маленькую шишечку, сформировались четыре по­лости сердца. Развиваются желудок, кишечник, поджелудочная железа, почечный аппарат.

В этот период с помощью специальной аппаратуры может быть зафиксирована работа сердца, которое сокращается со ско­ростью 110 ударов в минуту. С помощью электроэнцефалографа можно записать мозговые импульсы, подтверждающие то, что зародыш - живой человек. А ведь именно на этот период прихо­дится самое большое количество миниабортов!

Семинедельный эмбрион чувствует прикосновение.

В восемь недель эмбрион уже может двигать ручками и ножками. С 8-й недели заканчивается развитие эмбриона и начи­нается развитие плода. С этого момента и до появления на свет ребенка главные изменения плода связаны с его ростом и после­дующей специализацией.

К концу десятой недели все системы органов начинают работать и эмбрион приобретает статус плода. Четче проявляют­ся черты лица: две маленькие щели - глаза, две канавки – уши, одно отверстие для носа и рта. В конце этого периода эмбрион имеет размеры 3-4 см и весит 2-3 г. Это 12-я акушерская неделя. Как раз на период 10-12 недель приходится самое большое коли­чество медицинских абортов - инструментальных.

В восемнадцать недель плод полностью сформирован и становится жизнеспособным.


Рис.5. Положение плода в матке

Трижды в течении беременности все женщины направляются на ультразву­ковое обследование:

  • в 12-14 недель беременности;
  • 22-24;
  • 32-34 недели.
Эти обследования проводятся не с целью определения пола будущего плода, а для того, чтобы выявить дефекты - по­роки его развития.

В развитых странах при выявле­нии пороков развития с помощью УЗИ, во многих случаях проводят их устранение, применяя внутриутробные операции на плодах, а иногда просто готовятся для проведения исправлений дефектов сразу же после рождения ребенка. У нас такие операции - огромная редкость даже в столице, а о периферии не приходится даже думать.

Если врожденные уродства выявляются, то российские женщины информируются об этом и становятся перед выбором: продолжать вынашивать беременность, чтобы родить заведомо больного ребенка, обречь его и себя на страдания на всю после­дующую жизнь или прервать беременность по медицинским по­казаниям. Прерывание беременности на сроке 22-х недель воз­можно путем проведения искусственных родов.

Парадокс заключается в том, что как раз в этот период времени по международными стандартам плод уже является жиз­неспособным и не может рассматриваться как абортный.

  • срок беременности - 28 недель и более;
  • масса тела - 1000 г. и более.
В пособии уже было отмечено влияние йода и железа на нормальное протекание беременности и рождение здоровых де­тей. Гинекологи в последние годы обращают большое внимание на роль в этом процессе фолиевой кислоты - витамина В 12 .

Дефицит фолиевой кислоты - самый распространенный гиповитаминоз среди беременных, новорожденных и детей ран­него возраста. Причем недостаток витамина В 12 передается от матери к плоду вследствие недостаточного его содержания при беременности в организме матери или новорожденному ребенку при нехватке фолиевой кислоты в молоке.

Недостаток витамина В 12 во время беременности в орга­низме матери может привести к различным негативным послед­ствиям:

  • невынашиванию беременности;
  • частичной или полной отслойке плаценты;
  • спонтанным абортам и рождению мертвого ребенка;
  • развитию у плода дефектов нервной трубки; в гидроцефалии (водянке головного мозга);
  • анэнцефалии (отсутствию головного мозга);
  • задержке умственного развития у будущего ребенка и др.
Из-за недостатка фолиевой кислоты сами беременные женщины могут страдать от токсикозов, депрессий, анемий и бо­лей в ногах.

Для сохранения беременности, здоровья матери и рожде­ния здорового ребенка врачи назначают прием фолиевой кислоты в таблетках при планировании беременности и в течение срока вынашивания. Но принимать витамин В 12 нужно в строгой дози­ровке, назначенной Вам врачом. Передозировка фолиевой кисло­ты не менее опасна для здоровья, чем недостаток.

Для того, чтобы разрешать все проблемы репродуктивно­го здоровья, в РФ были созданы центры планирования семьи ирепродукции.

Основными задачами центров семьи и репродукции являются:

  • применение современных технологий лечения бесплодия;
  • проведение лечения репродуктивной системы с использова­нием новейших достижений науки и техники, в том числе -эндоскопических операций;
  • осуществление пренатальной (дородовой) диагностики пато­логии плода.
Такие высоко затратные методы лечения могут позволить себе центры планирования семьи и репродукции только крупных городов России.

Бесплодие

Бесплодием в браке называется отсутствие беременности при регулярной половой жизни супругов в течение 1 года и более без применения каких-либо методов контрацепции. Современные методы лечения бесплодия позволяют абсолютному большинству таких семей иметь здоровых детей.

Диагностика и лечение бесплодия должны проводиться специалистами - репродуктологами, причем в лечебный процесс должны быть включены оба супруга.

При применении современных методов, направленных на улучшение РЗ, возникает множество проблем этического плана. Занимается ими такая наука, как биомедицинская этика.

Биомедицинская этика представляет собой сложный феномен современной культуры, возникший в начале 70-х гг. прошлого столетия в США. Вначале был предложен термин «биоэтика» американским онкологом Ван Ренсселером Поттером. В 70-е гг. в США создаются первые исследовательские и образовательные центры биоэтики, а изучаемые ею проблемы начинают привлекать самое пристальное внимание политиков, журналистов, религиозных деятелей и вообще самой широкой публики.

На первое место выходит междисциплинарное иссле­дование антропологических, моральных, социальных и юриди­ческих проблем, вызванных развитием новейших биомедицин­ских технологий (генетических, репродуктивных, транснланто-логических и др.)

В следующем десятилетии биомедицинская этика весьма быстро получает признание в Западной Европе, а с начала 90-х гг. - в странах Восточной Европы (включая Россию) и Азии (прежде всего в Японии и Китае).

При многих перинатальных центрах открыты кабинеты и отделения генетического консультирования. Генетика (от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению) - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.

Сегодня у медицинской генетики много моральных проблем:

  • Страдающим «субъектом» является не только индивид, но и группа (род, семья), поэтому возникает конфликт между пра­вом на конфиденциальность обладания данной информацией клиента и сообщением этой информации его родственникам.
  • Существует значительный разрыв между числом наследст­венных заболеваний, которые можно диагностировать, и чис­лом заболеваний, которые можно лечить, а если так, то зачем травмировать человека, сообщая ему о наличии фатального гена?
  • Предметом заботы врача-генетика часто является здоровье еще не рожденного и даже не зачатого индивида, но имеем ли мы право тратить на это средства, отрывая их от уже живу­щих людей?
  • В генетике приходится иметь дело не с однозначной, а с ве­роятностной информацией.

Репродуктивные технологии

Репродуктивные технологии - это методы терапии бес­плодия, при котором отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Существуют следующие репродуктивные технологии, связанные с рождением человека:

  • искусственная инсеминация (оплодотворение) спермой до­нора или мужа;
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (оплодотворе­ние вне организма, invitro, т.е. в пробирке) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;
  • «суррогатное материнство» - когда яйцеклетка одной жен­щины оплодотворяется в пробирке, а затем эмбрион имплан­тируется другой женщине, которая выступает в качестве до­нора матки, вынашивая плод для генетической матери.
При искусственном оплодотворении спермой донора возникает ряд этических проблем, связанных с конфиденциаль­ностью личности донора и супружеской пары, которой досталась его сперма. Вопросы вознаграждения донорства семенной жид­кости также окончательно не решены.

Кроме того, сам процесс сдачи спермы противники этого метода считают либо распущен­ностью, либо безответственным отношением к высшему дару (Бога, Природы), которым обладает всякий здоровый человек.

Другой современной репродуктивной технологией явля­ется оплодотворение «в пробирке». Метод ЭКО создан англий­скими учеными - эмбриологом Р. Эдвардсом и акушером-гинекологом П. Стептоу. Их исследования привели к рождению в 1978 г. в клинике Кембриджского университета первого «ребенка из пробирки» - Луизы Браун.

Применение метода ЭКО сопряжено с риском для жен­щины. Кроме того, поскольку при переносе зародыша в матку вероятность наступления беременности не слишком высока, для ее повышения в полость матки вносят несколько эмбрионов.

Это влечет за собой риск развития многоплодной беременности, ко­торый во много раз больше, чем при естественном зачатии. По­этому при ЭКО часто приходится делать операцию «редукции эмбрионов», то есть абортировать лишние прижившиеся эмбрио­ны. Оказывается, что лечение, смысл которого - преодолеть бес­плодие, обеспечить появление новой жизни, ведет к искусствен­ному прерыванию тех же самых жизней...

Особенно бурные споры вызывают проблемы «суррогат­ного материнства». В этом случае у ребенка помимо суррогат­ной матери - «матери-носительницы», «женщины-донора», «вре­менной матери» и т.п. - имеется еще и социальная мать - «арен­датор», наниматель.

Она, в свою очередь, может и не быть той женщиной, которая дата свою яйцеклетку - в этом качестве будет выступать вообще третья женщина. Таким образом, у ребенка, родившегося благодаря подобным манипуляциям, может оказать­ся пять (!) родителей: три биологических (мужчина-донор спер­мы, женщина-донор яйцеклетки и женщина-донор матки) и два социальных - те, кто выступает в качестве заказчиков.

А нужны ли вообще все эти ухищрения с репродуктивными технологиями, если в мире так много сирот, беспризорных и брошенных детей? Не меньше споров вызывают вопросы клонирования, т.е. воссоздания из одной клетки целого человеческого орга­низма или какой-то отдельной его ткани или органа.

Различают репродуктивное и терапевтическое клонирование:

  • репродуктивное клонирование преследует цель рождения ге­нетической копии существующего или существовавшего че­ловека;
  • цель терапевтического клонирования - получить генетически идентичные эмбриональные стволовые клетки, которые предполагается использовать для лечения различных заболе­ваний (инфаркта миокарда, болезни Альцгеймера , сахарного диабета и др.).
В большинстве стран мира действует либо полный, либо временный запрет на репродуктивное клонирование человека. Во Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека ЮНЕСКО (1997) говорится: «...не допускается практика, проти­воречащая человеческому достоинству, такая, как практика кло­нирования с целью воспроизводства человеческой особи...» В России в 2002 г. принят закон о временном (сроком на 5 лет) за­прете репродуктивного клонирования человека. С 2008 г. в РФ наступило безвременье или беззаконие по данному вопросу.

Таким образом, становится понятным, как важно бережно сохранять свое репродуктивное здоровье, ведя здоровый образ жизни, проходя регулярные обследования у гинеколога и сохра­няя целомудрие до вступления в брак.

Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появлялись здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутриутробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод весит около четырех граммов, начинают формироваться половые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и девочек – это результат работы половых гормонов, синтезируемых половыми железами. Мужские половые гормоны называются андрогены, а женские – эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противоположных полов, однако способность к размножению достигается только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловливает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созревания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире – таким образом их организм постепенно готовится к выполнению будущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вынашивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отношения к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при первой беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время решение родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, другие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы такие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья и о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следующих задач:

    рождение желанных здоровых детей;

    сохранение здоровья женщины;

    достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

    осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако, прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи – это появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признанным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно выбирать количество детей в семье, примерные сроки их рождения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей – 20 – 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обычно протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здо ровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 – 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье будущих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт – это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контра цепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими проблемами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прийти мудрый и тактичный взрослый.

На репродуктивную функцию негативно влияет стресс, особенно хронический, качество питания, образ жизни Подобное бывает не только при действии чрезмерных факторов, но и при токсикозах у беременных, когда адаптация к изменениям во время беременности становится недостаточной из-за низкого уровня физического здоровья матері.

Курение отражается на сексуальном здоровье, влияет на обмен половых гормонов Н Ширрен установил, что у людей, курящих сексуальная активность вдвое ниже

Алкоголь несколько повышает сексуальные желания, поскольку снимает тормозящее влияние воспитания и внешней среды, но нарушает эрекцию В Шекспир в \"Мак-бета\" писал: \"выпивка способствует желанию, но лишает яе возможностиавляє можливості".

Чем больше человек пьет, тем меньше у нее половых сил, ухудшается качество половых клеток Под воздействием больших доз алкоголя меняется проявление половых рефлексов

Человеческая сексуальность может приносить не только радость и счастье, но и великие страдания, поскольку многие инфекционных болезней передается половым путем Эти болезни называются венерическими Большинство ни их излечивается, если вовремя поставить диагноз, но повреждения, вызванные их возбудителями, сказываются на репродуктивном здоровье"ї.

Сексуально активные люди, часто меняют партнеров, должны периодически проходить медицинское обследование, особенно после смены сексуального партнера, не заниматься самолечением.

Короче говоря, чтобы сохранить репродуктивное здоровье надо следовать здоровому образу жизни, хорошо и правильно питаться, не пить, не курить, не заболевать инфекционными болезнями передаваемых половым путем (помните о их последствиях), использовать контрацептивы (если делать аборт, то тоже не факт, что все закончится благополучно)

1.2 РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ – ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья.

Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям:

Устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина;

Ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования;

Обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства.

Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации.

Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Под семьей понимается малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В современном обществе семья представляет собой морально–правовой союз мужчины и женщины и состоит из супругов и детей. Формы образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются определенным социальным и культурным нормам, которые вырабатываются обществом в ходе исторического развития. Нормы в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

В Российской Федерации 1 марта 1996 г. введен в действие Семейный кодекс РФ. Его содержание основывается на принципах укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, на ответственности перед семьей всех ее членов, на недопустимости произвольного вмешательства кого–либо в дела семьи, на беспрепятственном осуществлении членами семьи своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности для удовлетворения повседневных потребностей и развития своей личности. Семья наиболее успешно выполняет репродуктивную функцию: рождение и воспитание детей. Именно в ней родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения в окружающем мире, в обществе, взаимодействию с другими людьми, здесь они передают им трудовые навыки. В семье решаются досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.

Высокий уровень репродуктивного здоровья предполагает наличие у человека устойчивой мотивации создания благополучной семьи и привлекательность личностной модели хорошего семьянина, а также умение выбрать достойного спутника жизни, с которым он может создать счастливую семью.

К сожалению, анализ статистических данных и результатов опросов молодежи в России свидетельствует о том, что за последнее время семья и семейные отношения резко теряют свою привлекательность. В нашей стране растет число детей, которые живут и воспитываются в неполных семьях или родились у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Падает значимость и ценность счастливой семейной жизни. Среди молодых людей заметно увеличивается доля тех, кто не считает для себя необходимым при создании будущей семьи юридическое оформление своих брачных отношений. Из этого можно сделать вывод, что уровень важной составляющей здоровья человека и общества – репродуктивного здоровья за последнее время значительно снизился, и этот процесс продолжается.

Семья, как важнейшая социальная ячейка общества и государства, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Качество выполнения этой функции с определенной степенью достоверности можно оценить, используя данные статистики. По данным Минздрава России и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35–40 % – хронически больны. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает количество детей и подростков с нарушениями органов зрения, в 3 раза – с заболеваниями органов пищеварения и мочеполовых путей, в 5 раз – с нарушением осанки, в 4 раза – с нервно–психическими расстройствами. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. С другой стороны, по данным МВД России, быстрыми темпами растет среди несовершеннолетних преступность. В целом среди всех выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14–17 лет составляет 11,8 %. Материалы статистики свидетельствуют также о стремительном росте алкоголизации и токсикомании в подростковой среде.

Многие государства рассматривают демографический потенциал в качестве основной гарантии выживания в условиях мирового и регионального соперничества и борьбы за существование. Лучшие умы России тоже связывали будущее с ростом численности ее народонаселения. Так Д. И. Менделеев, основываясь на демографических показателях начала XX в., определял вероятную численность населения России в 2000 г. в 594,3 млн человек. Однако революция 1917 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг., распад СССР и некоторые другие процессы внесли существенные коррективы в этот прогноз.

По состоянию на 2001 г. численность населения России составила 144,8 млн человек и продолжает сокращаться. Основной причиной этого является естественная убыль населения, которая заключается в превышении числа умерших и погибших людей над числом родившихся. Главным фактором, определяющим этот процесс, является низкая продолжительность жизни населения России. Она составляет для мужчин 59,8 года, для женщин – 72,2 года и, по долгосрочным прогнозам, еще достаточно долго останется близкой к этому уровню.


Что плохо. На семье лежит огромная ответственность за будущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какое время – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь». Глава ІІ. Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника 2.1 Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка Рассмотрев, что...

И стремление к созиданию» (13%); - «предпочтение духовных ценностей материальным» (12%); - «наличие определённой гражданской позиции» (9%); - «светская духовность» (5%). 2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи. В...

Составляет 15 км, меньшая нагрузка связана с развитием гиподинамии. Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, ...

Им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми. Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетное направление по оздоровительной работе на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников, что подтверждает нашу гипотезу. 3.2 Рекомендации...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Важным моментом в таком понятии, как "здоровье человека" является именно репродуктивное его здоровье. Оно представляет собой отсутствие болезней репродуктивной системы, а также, состояние как социальной, так и физической гармонии человека. Другими словами, репродуктивное здоровье человека - это полноценная сексуальная жизнь и способность к воспроизведению потомства. Каждый человек сам для себя решает, когда и сколько детей рожать. Однако, приняв это важное жизненное решение, многие сталкиваются лицом к лицу с довольно сложными проблемами, касающимися неосведомленности о важнейших факторах собственных репродуктивных функций и способов поддержания их нормальной работы. Под репродуктивным здоровьем понимается и сексуальное здоровье, а именно, то состояние, которое позволяет полноценно чувствовать и реализовывать свое влечение к противоположному полу, получать удовлетворение.

Сбои в работе репродуктивной системы:

нефертильность - это неспособность мужчины или женщины зачать ребенка даже при регулярных половых актах без предохранения, продолжающихся около одного года. Причины данного нарушения могут быть разные как у представителей женского, так и мужского пола.

Рассмотрим главные причины сбоев работы мужской репродуктивной системы.

Экскреторный сбой репродуктивного здоровья или непроходимость семявыводящего тракта. При данном отклонении происходит сбой выхода составляющих спермы в мочеиспускательный канал посредством половых каналов. Нарушение может быть как постоянным, так и непостоянным.

Секреторный сбой репродуктивного здоровья, во время которого в каналах яичек не происходит выработка семенных клеток, часто выражается в аспермии, когда в эякуляте отсутствуют клетки сперматогенеза; азооспермии, когда сперматозоиды отсутствуют, а клетки сперматогенеза есть в наличии, и олигозооспермии - отклонении, при котором изменяется структура и динамика сперматозоидов.

Основные причины секреторного сбоя репродуктивного здоровья у мужчин:

сбой функционирования яичка;

сбои гормонов. Происходит нехватка гормонов гипофиза, а точнее, лютеинизирующего и фолликулостимулирующего. Именно они участвуют в производстве сперматозоидов и тестостерона;

аутоиммунный сбой. Данное отклонение репродуктивного здоровья происходит тогда, когда иммунные клетки организма образуют антитела для сперматозоидов.

Существуют другие причины, влияющие на репродуктивное здоровье мужчин:

психологические: анэякуляция или нарушение выброса спермы;

сексуальные: эректильное нарушение, сбой процесса семяизвержения;

неврологические: причиной является травмы спинного мозга.

При секреторном бесплодии самым главным моментом для восстановления репродуктивного здоровья является устранение причины его возникновения. Производится лечение инфекционных заболеваний, подавляются все воспалительные процессы, пациенту назначаются гормональные препараты для возвращения сперматогенеза к норме. При таких болезнях, как грыжа паховой области и крипторхизм применяется хирургическое вмешательство. А также хирургическое вмешательство назначают в случаях бесплодия у мужчины, возникшего по причине непроходимости семявыводящих каналов. Самым сложным процессом лечения патологий репродуктивного здоровья у мужчины является терапия пациента с нарушением движения сперматозоидов. В данном случае назначают гормональные лекарства, и широко применяется лазеротерапия.

Причины сбоя репродуктивного здоровья у женщин:

кистомы; репродуктивный здоровье секреторный

гормональные нарушения;

эндометриоз;

последствия воспалительных процессов, происходящих в малом тазу;

опухоль матки или миома.

Способы лечения нарушений репродуктивного здоровья у женщин

Основным моментом в лечении любого вида патологии репродуктивного здоровья является правильная его диагностика. При эндокринной патологии, лечение отклонений в репродуктивном здоровье представляет собой нормализацию гормонального фона и применение лекарственных средств, стимулирующих работу яичников. Если у пациентки выявлена непроходимость труб или эндометриоз, то применяется лапороскопия. При дефектах функционирования матки для восстановления репродуктивного здоровья при таком типе бесплодия используются методы реконструктивной хирургии. Иммунную причину бесплодия можно устранить с помощью искусственного оплодотворения спермой мужа.

Врачи утверждают, что бережное отношение каждого человека к своему организму, а также способы предотвращения отклонений - вот основные правила сохранения репродуктивного здоровья! Осведомленность и умный подход помогают избежать ряд патологий и болезней, которые впоследствии отражаются на способности к зачатию. Если проблема бесплодия существует, нужно вовремя диагностировать и устранить ее. Таким образом, можно свести к минимуму нарушения репродуктивного здоровья. Осведомленность будущих пап и мам и их готовность к зачатию ребенка способствовать легкому процессу беременности, а в результате появлению здорового малыша.

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц

В отличие от традиционных для образовательных учреждений профилактических технологий, направленных на предупреждение у школьников нарушений зрения, осанки, нервно-психического здоровья и других "школьных болезней", предложение данной программы продиктовано преимущественно неблагоприятной социально-демографической ситуацией в обществе, которая может быть охарактеризована следующим образом.

Вот уже почти 10 лет в стране отсутствует естественный прирост населения, что обусловлено существенным снижением рождаемости, увеличением числа умерших, в том числе в младенческом возрасте. Демографический кризис усугубляется ростом акушерско-гинекологических заболеваний среди беременных и рожениц, а также высокой распространенностью хронических заболеваний среди современных школьниц (до 75%), что угрожает репродуктивным возможностям подрастающего поколения женщин.

Медико-социологические исследования свидетельствуют об омоложении возраста начала половой жизни и о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в этой области. Так, по данным выполненного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1997--1998 гг. опроса около 5000 городских школьниц и учениц профессионально-технических училищ (ПТУ) 15-17 лет установлено, что 90% из опрошенных ни разу не обращались к гинекологу, несмотря на то что 35% учащихся ПТУ и 25% школьниц считали возможным для себя вступление в половую жизнь ранее 16 лет.

Скрининговые обследования состояния менструальной функции у школьниц современных образовательных учреждений выявляют наличие у трети из них несформированности менструального цикла при "стаже" менструаций в 3 и более лет. В новых видах образовательных учреждений (гимназии, лицеи, профильные школы) выявлена еще большая распространенность указанного расстройства.

Известно, что гинекологическая служба в стране ориентирована преимущественно на взрослых женщин, причем активно обращающихся за необходимой гинекологической помощью. Девочки-подростки не обладают такой активностью как в силу возрастных психологических особенностей (стыдливость, страх разоблачения потери девственности и др.), так и потому, что их недостаточная физиологическая грамотность затрудняет объективную оценку тех изменений в организме, которые происходят в период полового созревания и имеют прогностическое значение для формирования репродуктивных возможностей. В частности, установлена неспособность большинства старших школьниц правильно оценивать состояние своей менструальной функции, первоосновы их репродуктивного здоровья. Наиболее распространенными ошибками при этом были неправильный расчет продолжительности менструального цикла (от конца предыдущей до начала следующей менструации, вместо того чтобы рассчитывать от начала предыдущей до начала следующей менструации), признание нормальными коротких (менее 3-х дней) месячных, скептическое отношение к ведению календаря менструаций и др.

Согласно новейшим данным, нарушения менструальной функции у девочек-подростков служат визитной карточкой наличия у них комплекса соматических расстройств и заболеваний.

Литература

1. Бардакова Л.И. Репродуктивные права и репродуктивное здоровье в свете реализации Программы действий Международной конференции в Каире// Народонаселение. - 2004.

2. Гапличник Т.И. Репродуктивное сексуальное поведение, мотивы, установки подростков и молодежи// Социология, - 1999.

3. Герман И. Ухудшение репродуктивного здоровья - цена сексуального невежества молодежи / И. Герман.

4. Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья// Социологические исследования, - 2003.

5. Кулаков В. И. Репродуктивное здоровье в РФ / Владимир И. Кулаков, Ольга Г. Фролова // Народонаселение. - 2004.

6. Леонова Т. А. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья детей и подростков / Т. А. Леонова // Здаровы лад жыцця. - 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Научные основания формирования навыков репродуктивного здоровья. Социально-педагогические аспекты репродуктивного здоровья. Повышение уровня знаний о репродуктивном здоровье у школьников. Репродуктивное здоровье и поведение как медико-социальная проблема.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Инфекции, передаваемые половым путем, как причина нарушений репродуктивного здоровья женщины. Вирусы папилломы человека и простого герпеса. Перечень заболеваний, влияющих на репродуктивное здоровье женщины. Профилактика заражения во время беременности.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Понятие репродуктивного здоровья, проблемы его охраны. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём, организация борьбы с их распространением в Республике Беларусь. Анализ состояния репродуктивного здоровья населения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Особенности демографического кризиса и значение состояния здоровья. Влияние спорта, лекарственных препаратов на репродуктивное здоровье человека и семьи. Воздействие пищи на половую систему, роль диеты, возрастные особенности и проблемы репродукции.

    реферат , добавлен 03.06.2010

    Главные аспекты Глобальной стратегии в области репродуктивного здоровья ВОЗ. Планирование семьи как социальная проблема. Понятие материнской смертности и ее причины. Медицинские факторы, оказывающие негативное влияние на репродуктивное здоровье.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Здоровье как текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма человека. Физическое, психическое и социальное здоровье. Основные признаки здоровья, его уровни в медико-социальных исследованиях. Понятие групп и факторов здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2013

    Ценностная сущность здоровья человека. Зависимость здоровья от окружающей человека социальной среды. Социальное значение хорошего здоровья. Здоровье как индивидуальная и социальная ценность. Социальные аспекты поддержания, укрепления, сохранения здоровья.

    реферат , добавлен 30.04.2014

    Состояние репродуктивного здоровья населения Центрально-Черноземного региона. Значение контрацептивных средств. Химические методы контрацепции (спермициды). Производные прогестерона и спиронолактона. Комбинированные оральные контрацептивы, инъекции.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья. Ситуация со здоровьем детей и подростков в Казахстане. Закон РК о репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления. Договор суррогатного материнства. Искусственное прерывание беременности.

    презентация , добавлен 19.12.2015

    Сущность человеческого здоровья, методика и критерии его оценивания, специфические признаки. Причины и этапы формирования новых генофенотипических свойств. Понятие работоспособности, основные факторы, определяющие данное состояние и влияющие на него.