Основные направления финансовой политики м рейтерна. Развитие финансовых реформ. Министр финансов М.Х. Рейтерн. «Министр-пацифист» и его отставка

13.03.2024 Подержанные

Михаил Христофорович Рейтерн

Очерченное в конце предыдущей лекции тяжелое угнетенное экономическое положение тесным образом связывалось с таким же положением государственного хозяйства. После Крымской войны, в течение всей эпохи реформ, а затем и в пореформенное время правительство было в чрезвычайно трудных условиях. Тут первую роль сыграло, конечно, падение курса тогдашнего кредитного рубля. До Крымской войны, после денежной реформы 1843 г., в этом отношении положение наших финансов было довольно хорошее. После реформы Канкрина количество обращавшихся кредитных денег было весьма умеренно: в 1854 г. их было всего 311 млн. руб., и при этом был в наличности металлический фонд в 123 млн. руб., который мог достаточно обеспечивать безостановочный их размен, так что курс их стоял al pari. Когда началась восточная война, то оказалось, что вести ее пришлось на новые выпуски бумажных денег. После войны 1858 г. кредитных рублей обращалось уже 780 млн. руб., а металлический запас понизился до 119 млн. руб., так что был уже ниже той одной шестой, которую считал необходимой для поддержания безостановочного размена Канкрин, и поэтому пришлось отказывать в размене. Понятно, что курс таких неразменных денег должен был падать, и он падал в течение всех ближайших лет после Крымской войны.

Надо сказать, что при этом правительство, озаботясь, по-видимому, тем, чтобы развивался частный кредит и частные капиталистические предприятия, необходимость чего оно сознало в это время, уменьшило процент по вкладам, хранившимся в казенных кредитных учреждениях. Оно сделало это, чтобы способствовать перенесению вкладов в частные предприятия. Вклады стали быстро утекать из сохранных казен и в течение 10 лет дошли до 200 млн. руб. вместо ранее хранившегося миллиарда с лишним. Между тем правительство в дореформенное время свободно пользовалось этим фондом и делало из него позаимствования на свои нужды, так что в конце концов оказалось, что долг правительства сохранным казнам превышал 500 млн. руб. Поэтому, когда вклады стали выбирать быстрее, чем можно было рассчитывать, правительство оказалось в затруднительном положении. Чтобы пополнить свою растрату, ему пришлось совершать займы на тяжелых условиях. Но эти займы в конце концов дали возможность пополнить только часть растраты, а 160 млн. руб. правительство так и осталось должным этим кредитным учреждениям.

Разумеется, такое положение не облегчило государственных финансов и еще более пошатнуло курс кредитного рубля. Если уже от одного чрезмерного выпуска кредитных денег и уменьшения металлического фонда курс этих денег должен был сильно падать, то его падение еще усиливалось чрезвычайно невыгодным торговым балансом, который мы имели, потому что тогда нечего было вывозить, а ввоз после войны первое время был довольно значителен. Невыгодность нашего баланса в особенности усиливалась тем обстоятельством, что после почти полного запрещения выезда русских подданных за границу в царствование Николая Павловича, с 1856 г., когда эти ограничения были отменены, выезд за границу стал настолько значителен, и настолько велики были вывозимые путешественниками за границу суммы денег, что это также весьма заметно отражалось на ухудшении нашего баланса и понижении вексельного курса.

Таким образом, приток металлических денег был ничтожен, а отток их огромен и в общем положение становилось очень похожим на то, которое мы видели после Тильзитского мира и континентальной системы в начале XIX в. При таких обстоятельствах в 1862 г., когда положение особенно обострилось, был назначен на пост министра финансов талантливый и молодой сравнительно человек, М. Х. Рейтерн, – после двух совершенно бездарных министров: Брока и Княжевича.

Положение Рейтерна, когда он вступил на пост министра финансов, было, понятно, не из легких. Сам Рейтерн был подготовлен к занятию этого поста уже тем, что он был одним из деятельных членов финансовой комиссии, которая образована была при редакционной комиссии и выработала план выкупной операции. Рейтерн тогда же зарекомендовал себя как один из самых талантливых ее членов.

Вступив на пост министра финансов, на первых порах он, конечно, должен был поставить себе главной задачей именно борьбу с падением курса бумажного рубля, которое, разумеется, отражалось тогда на всей жизни страны и являлось чрезвычайно невыгодным условием и для правительства, и для целого ряда категорий населения. Рейтерн на этом и сосредоточился, и весь его финансовый план и сводился именно к борьбе с этим падением курса, а как дальний идеал он ставил себе переход к постоянной металлической валюте. Рейтерн пробыл министром финансов целых 16 лет и был, таким образом, одним из важнейших сотрудников императора Александра II. Но надо сказать, что независимо от того, как оценивать вообще план экономической политики министра финансов, который сводится исключительно только к этой одной задаче, независимо от этого надо сказать, что и при исполнении этого плана Рейтерн начал, по крайней мере, с крупной ошибки. Он просто, выражаясь вульгарно, несколько погорячился; для того чтобы повысить курс бумажных денег, он сделал попытку их размена и для этой цели сделал заем в 15 млн. фунтов стерлингов, т.е. около 150 млн. руб. металлических, что сразу очень увеличило металлический запас и позволило объявить, что казна начинает разменивать кредитные бумажки. Но при этом Рейтерн сделал чрезвычайно наивную, даже с первого взгляда, ошибку: он опубликовал, что до такого-то срока кредитные рубли будут размениваться по такому-то курсу, спустя некоторое время – по более высокому, потом – по еще высшему и т. д., рассчитывая, что курс рубля будет благодаря размену повышаться. Но он не учел того, что этим сейчас же воспользуются все спекулянты, которые, действительно, сразу поспешили захватить как можно более кредиток вначале, пока они разменивались по сравнительно дешевой цене, а затем предъявили их к размену тогда, когда было обещано за них платить дороже. Это создало такую бешеную спекуляцию, которая совершенно парализовала возможный успех этой меры, а к этому присоединилось еще польское восстание и ожидание правительством вмешательства иностранных держав, что повело, в свою очередь, к растрате на военные цели части накопленного металлического фонда, почему Рейтерн вскоре оказался не в состоянии продолжать свою операцию, а падение курса оказалось большим, чем то, какое было до этого. Хотя число обращавшихся кредитных рублей несколько и уменьшилось – с 780 до 700 млн. руб., но и металлический фонд опустился со 119 до 55 млн. руб., что составило уже около одной двенадцатой части всего количества кредитных денег и было с лишком в два раза меньше, чем тот умеренный фонд, который считал необходимым Канкрин.

Таким образом, Рейтерн начал, как вы видите, с большого промаха, но так как этот промах был несколько маскирован польским восстанием и Рейтерн мог ссылаться на военные приготовления, поглотившие много денег, то этот промах не подорвал его репутации, и он пробыл министром финансов, как я уже сказал, целых 16 лет. В дальнейшем он направил свою деятельность к подъему производительных сил в стране. Это понятно: раз основною его целью было бороться с падением курса бумажного рубля и раз он увидел, что героическими мерами тут не помочь, то он и направил, естественно, свои усилия в эту сторону. Он ясно видел, конечно, что для усиления вывоза главного предмета нашей заграничной торговли, русского хлеба, – чем и можно было скорее всего поднять баланс – существенно необходимой является постройка железных дорог, уже повсюду распространенных в Европе; и на это он и направил свои главные усилия. А так как он пользовался большим доверием императора Александра II, то, несмотря на частые несогласия с министрами путей сообщения, он и явился главным хозяином в этом важном деле.

В январе 1862 г. император отправил Княжевича в отставку. По просьбе Константина Николаевича и Нессельроде Александр II назначил Михаила Христофоровича Рейтерна Министром финансов. Это расценили как очередной "кадровый" успех великого князя. Люди из его окружения постепенно проникали на высшие административные должности. При Александре II безуспешно боролись с инфляцией шесть министров финансов, работавших по 2-4 года, исключением стал Рейтерн Михаил Христофорович, занимавший пост министра финансов в течение 18 лет.

Возвышение Рейтерна было встречено в верхах благожелательно. Современники уважали его за обширные знания, исключительное трудолюбие, сдержанный и волевой характер, личную честность и бескорыстие. Он отличался удивительной ясностью суждений и даром воздействия на собеседника. Росту авторитета министра финансов весьма способствовали его обстоятельные и аргументированные выступления на заседаниях Государственного совета.

Деятельность министра финансов началась в критический момент для народного хозяйства России. Экономика медленно выходила из кризиса, промышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и нехватки капиталов. Бюджетные дефициты сохранялись из года в год. Золотой и серебряный фонд казначейства за 1858 - 1861 гг. уменьшился в полтора раза. Между тем ведомства, где кипела работа по реформированию армии, суда, местного управления, образования, наперебой требовали денег. Рейтерн оказался в сложном положении, вынужденный совмещать экономию казенных средств с расширением "дотаций" отдельным министерствам.

В борьбе с экономическими невзгодами министр финансов имел опору в лице государственного контролера В.А. Татаринова и председателя Департамента государственной экономии Госсовета К.В. Чевкина. Еще большее значение для Михаила Христофоровича имело покровительство Александра II. Император не раз защищал его от нападок со стороны других министров. Он часто расспрашивал Рейтерна о планах на будущее. Все записки и проекты по экономическим вопросам, поступавшие на высочайшее имя, обязательно передавались на заключение министра финансов Валуев П.А. Дневник министра внутренних дел. // Александр II. Воспоминания. Дневники. Государственные деятели России глазами современников. Пушкинский фонд. СПб., 1995.С. 140 - 223. .

Первым крупным мероприятием Михаила Христофоровича был настоящий переворот в бюджетно-сметном деле. В декабре 1861 г. Комитет финансов принял решение о публикации со следующего года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило кредит страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера.

22 мая 1862 г. Александр II утвердил подготовленные комиссией Татаринова новые бюджетные правила. Основы этой реформы разрабатывались государственным контролером совместно с Рейтерном и Чевкиным. Правила устанавливали принципы бюджетного и кассового единства. В стране вводилась общая система бюджетного учета и отчетности. Отныне каждое министерство должно было представлять подробные сметы с указанием отдельных статей и после их утверждения строго соблюдать данную номенклатуру расходов. Ведомственные кассы упразднялись, а все особые капиталы и доходы передавались Министерству финансов. Все финансовые средства государства сосредоточивались в кассах казначейства. Государственный контроль превращался в единый ревизионный орган с правом документальной проверки всех государственных учреждений. Реформа способствовала упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительству в расходовании казенных сумм. Реформа во многом не была доведена до конца, ее реализация растянулась до 1868 г. При обсуждении проекта Татаринова Александр II исключил пункт о предварительном контроле за ведомственными расходами. Из-за сопротивления Министерства путей сообщения и железнодорожных "королей" сорвались попытки установить контроль за финансами казенных и субсидируемых государством частных железных дорог. Реформа окончательно не устранила казнокрадства и должностных преступлений.

В начале 1860-х годов были упразднены обременительные для народных масс и недостаточно прибыльные для государства винные откупа. Торговлю спиртными напитками сделали свободной. С 1 января 1863 г. производство спиртных напитков было обложено акцизным сбором. Являясь значительным источником дохода для государства, акциз на водку как косвенный налог ложился тяжелым бременем на народные массы. Введение этого акциза вызвало разделение департамента разных податей и сборов на два департамента - неокладных и окладных сборов.

Департамент неокладных сборов заведовал питейным, табачным, свеклосахарным, спичечным и керосиновым акцизами, а также различными пошлинами: гербовыми, судебными, канцелярскими, паспортными, страховыми и др. Все акцизы, особенно питейный, являлись одним из основных источников доходов царской России в пореформенное время (в 70 - 80-е годы составляли более 35 - 40% всех доходов).

Департамент окладных сборов заведовал системой прямого обложения, руководил осуществлением натуральных повинностей, сохранившихся в пореформенное время (постойной, дорожной и пр.) Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.С. 212. .

Урон бюджету наносили сверхсметные ассигнования. С середины 1860-х гг. правительство ужесточило порядок выдачи кредитов. Указом 6 октября 1866 г. всем министрам предписывалось испрашивать дополнительные ассигнования в особых случаях и только в форме всеподданнейшего доклада. Но все усилия Рейтерна оставались тщетными. В пореформенные десятилетия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.

Бережливость Михаил Христофорович возвел в высший принцип своей политики. Министры были крайне недовольны его скупостью. Наиболее сильные претензии к нему выражало военное ведомство. В заключении по предложенным Д.А. Милютиным реформам в армии Рейтерн писал, что " ни в одной из европейских государств в мирное время финансы не отягощались в такой степени военными расходами, как у нас", а между тем "благоразумие указывает на необходимость особенно бережного обращения с источниками государственных доходов". Александру II не раз приходилось выступать арбитром между министрами. Сопротивление финансового ведомства заставляло Военное министерство умерять требования о новых кредитах. Тем не менее его расходы в 1865 - 1875 гг. составляли почти треть государственного бюджета.

Гарантией преодоления финансового кризиса Михаил Христофорович считал сохранением мира и прекращение новых территориальных захватов. Он категорически возражал против расширения наступательных действий в Средней Азии. Министр указывал на трудности "привлечения в новый край рабочей силы и капиталов" и нежелательность "отвлечения этих сил от сердца России". Но экспансия в этом регионе постепенно нарастала. Стремление избежать отдельной угрозы военной конфронтации была продиктована позиция Рейтерна во время переговоров с США о судьбе русских владений в Америке. "16 декабря 1866 г. с участием царя состоялось совещание, на котором присутствовал великий князь Константин Николаевич, А.М. Горчаков министр иностранных дел, М.Х. Рейтерн, морской министр Н.К. Краббе, прибывший из Вашингтона посол России Э.А. Стекль. Все они безоговорочно высказались за продажу российских владений США. В пользу такого шага были выдвинуты следующие основные доводы:

1. Убыточность компании (РАК) и невозможность правительственной поддержки ввиду тяжелого финансового положения страны.

2. Невозможность обеспечения защиты колоний в случае войны от неприятельского флота, а в мирное время - от мародеров и иностранных судов, ведущих хищнический рыболовный промысел.

3. Ослабление значения колоний в Америке в связи с утверждением России в Приамурье и Приморье.

4. Стремление избежать столкновений с США из-за колоний и продажей их укрепить дружественные отношения между Россией и США" Лопатников В.А. Горчаков: Время и служение. Серия биографий. Жизнь замечательных людей.М., Молодая гвардия. 2011.С. 289-290. .

Забота о бюджетной экономии сопровождалась напряженными усилиями по увеличению государственных доходов. Осторожный Рейтерн не пошел на отмену подушной подати, хотя о ее неэффективности свидетельствовали накапливающиеся с каждым годом недоимки. Более того, для пополнения казны Министерство финансов в 1860-е гг. неоднократно повышало этот налог. Работа Податной комиссии растянулась на два десятилетия и не дала практических результатов. Подушная подать продолжала тяготеть над крестьянством вплоть до середины 1800-х гг. Чтобы не допустить неисчислимых потерь казны при введении подоходного принципа налогообложения, Михаил Христофорович в 1876 г. предлагал императору "ограничиться теми мерами, которые облегчили бы слишком обремененную часть крестьянских сословий и вместе с тем приблизили бы время, когда осуществление общей реформы прямых податей окажется возможным". Министерство предпочитало даровать льготы отдельным категориям налогоплательщиков, не затрагивая основ старой податной системы. В этой области было сделано немногое: подушная подать с мещан заменена налогом на городскую недвижимость 1863 г., государственный земельный сбор - поземельным налогом 1875 г., изданы правила о земских повинностях, изъявшие их из ведения местной администрации и передавшие в распоряжение земских учреждений 1864 г.

С большими трудностями финансовое ведомство встретилось при осуществлении выкупной операции. В первые годы после отмены крепостного права обнаружилось разительное несоответствие между выкупными платежами и материальными возможностями крестьян. Весьма не велик был рост недоимок, наносивший огромный ущерб казне. Министерство старалось смягчать участь крестьян тех или иных местностей, предоставляя длительные рассрочки в платежах, понижая оклады на несколько лет, слагая недоимки и пр. Но частные меры не решали проблемы. По распоряжению Михаила Христофоровича в губерниях занялись исследованиями с целью выяснения соразмерности платежей с доходностью наделов. Общее понижение взимаемых с крестьянства выкупных сумм состоялось только в начале 1880-х г.

В целом министерство финансов не проявило заметной активности в делах сельского хозяйства. Между тем правительство убеждалось, что его развитие во многом шло вразрез с расчетами авторов "Положений" 19 февраля 1861 г. Болезненный для крестьянства ход реализации реформы и неурожай 1867 и 1871 - 1873 гг. заставляли задуматься о будущем деревни. Размышляя об отрицательных сторонах реформы, Рейтерн пришел к выводу о необходимости следующего этапа аграрных преобразований. На первое место он ставил облегчение перехода крестьян от общинного землевладения к участковому, отмену круговой поруки и пересмотр паспортного устава. Однако эти предложения не вышли за рамки простых пожеланий.

Рейтерн первым из руководителей финансового ведомства стал советоваться с предпринимателями и приглашать их для обсуждения различных законопроектов. Коммерсантов подкупали в министре деловитость, доступность, внимательность, верность данному слову. В.А. Кокорев вспоминал "Рейтерн всякому полезному делу, нуждающемуся в поддержке, помогал денежными ссудами, дабы не уронить движения народной промышленности". По его инициативе были проведены всероссийские промышленные выставки в Москве 1865 году и Петербурге 1870 году, учреждены тринадцать новых бирж, при Министерстве финансов создан Совет торговли и мануфактур в 1872 году.

Но торгово-промышленное законодательство 1863 - 1865 гг. носило довольно скромный характер. Средневековые гильдейская и цеховая организации предпринимателей сохранялись. Вместе с тем несколько улучшились правовые условия коммерческой деятельности. Приобретение купеческих прав становилось доступным для всех желающих, располагающих соответствующим капиталом. Плата за свидетельства на право занятия торговлей и промыслами для крестьян и мещан упразднялись. Иностранцы уравнивались в правах с российскими подданными. Налогообложение по-прежнему строилось не на подоходной основе, а на внешних признаках - правительство как бы продавало разрешение на торгово-промышленную деятельность. Общий уровень обложения был снижен, а большинство сельских промыслов вообще освобождено от налогов.

Существенные изменения претерпело при Михаиле Христофоровиче косвенное обложение. Министр финансов отразил все попытки противников питейной реформы в завуалированной форме сохранить винные откупа. С 1 января 1863 года торговля спиртными напитками стала предметом вольного промысла. Новый способ взимания питейного налога (акциз с винокуров и патентный сбор с оптовых и розничных продавцов) способствовал систематическому приращению государственных доходов. Уничтожив крупнейший очаг злоупотреблений в одну из самых живучих сословных привилегий, реформа окончательно установила государственную монополию в налогообложении. Ликвидация откупов высвободила львиную долю частных капиталовложений и переориентировала их в наиболее продуктивные отрасли народного хозяйства - банки, железные дороги, внешнюю торговлю, нефтяные промыслы и др Степанов В.Л. Михаил Христофорович Рейтерн. // Отечественная история. 1994. № 6.С. 41. .

Указ 14 мая 1862 году объявил о прекращении казенной добычи и продажи соли. Государственные соляные источники передавались в частные руки. Торговля солью становилась свободной. Соляной доход облагался акцизом. Но уже скоро непомерная тяжесть этого налога для населения дала о себе знать, и в 1880 году он был отменен. В период министерской деятельности Михаила Христофоровича произошло значительное повышение акцизов на сахар и табак. С 1860-х гг. удельный вес косвенных налогов в бюджетных доходах начал быстро возрастать и опережать поступления прямых податей.

Министерство финансов всячески поощряло развитие частного кредита. При создании Государственного банка предполагалось, что он будет центром, вокруг которого образуется сеть частных банков. В 1862 г. было утверждено положение о городских общественных банках, в 1863 г. - устав первого частного учреждения краткосрочного кредита (Петербургского общества взаимного кредита), в 1864 г. при помощи правительства в столице возник первый акционерный коммерческий банк (Петербургский частный).

Председатель Комитета министров Российской империи 1881 - 1886
Министр финансов Российской империи
23 января 1862 - 7 июля 1878
Глава правительства Дмитрий Николаевич Блудов ;
Павел Павлович Гагарин ;
Павел Николаевич Игнатьев Монарх Александр II Предшественник Александр Максимович Княжевич Преемник Самуил Алексеевич Грейг Рождение 12 (24) сентября (1820-09-24 )
Поречье , Смоленская губерния Смерть 11 (23) августа (1890-08-23 ) (69 лет)
Царское Село , Санкт-Петербургская губерния Место погребения Курляндия Род Рейтерны Отец Христофор Романович Рейтерн Мать Екатерина (Каролина) Ивановна Гельфрейх Образование Царскосельский лицей Награды Медиафайлы на Викискладе

Биография

Лютеранин. Сын генерал-лейтенанта Христофора Романовича Рейтерна и жены его Екатерины Ивановны, урождённой Гельфрейх (1789-1869). Образование получил в Царскосельском лицее .

Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции , а в 1854 году перешёл в Морское министерство , где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Рейтерн был пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

Министр финансов

4 февраля (23 января) 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов . Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ . В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы. С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Промышленная политика

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита.

М. Х. Рейтерн, 1865

При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская , Киево-Брестская , Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации , выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии . Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа , Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому , Брянскому , Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

Налоги

М.Х. Рейтерн, 1865 год

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати , с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское , а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом , от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор , а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Граф Михаил Христофорович Рейтерн (Michael von Reutern) государственный деятель Российской империи, глава российского правительства (1881-1886) и министр финансов (1862-1878).

Образование получил в Царскосельском лицее.

Начал службу в Министерстве финансов, продолжал её в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешёл в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся вокруг великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Рейтерн пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог; в 1860 году занял должность заведующего делами финансового комитета и вошёл в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

23 января 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время весьма неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, постоянно возрастали, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередь реформы требовали денег.

Упорядочения расходов Рейтерн достиг внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, возможно большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В первый же год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуть ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; одновременно было введено так называемое единство кассы (см. XI, 562).

С большой энергией Рейтерн стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нём с 35 до 15 и даже до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, почти не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный долг при Рейтерне возрос более, нежели при ком-либо из его предшественников, причем правительство впервые обратилось к заключению внутренних займов, то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат.

Лучшее средство к увеличению государственных доходов Рейтерн видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Рейтерне была сооружена железнодорожная сеть протяжённостью более 20 000 километров, давшая большой толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нём переходить в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 1860-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные - до 80 за 100; даже выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что часть его должен был принять государственный банк.

С другой стороны, и частным компаниям долго не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Рейтерн в 1865 году решился принять проект П. Г. фон Дервиза и А. И. Колемина, предложивших строить дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные ранее акции и помещенные преимущественно в Германии. Беспрерывные выпуски облигаций представляли, однако, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту.

Поэтому с 1870 года Рейтерн не допускал помещения облигаций отдельных компаний за границей, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по более выгодному курсу. До Рейтерна Россия знала частный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров.

Ещё в 1864 году первый устраивавшийся в Петербурге частный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до такой степени дело это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Рейтерн делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая система частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую жизнь получили городские общественные банки (нормальный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года).

Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов.

Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и сделать публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели.

При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Рейтерн впервые прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 году почти всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговля.

В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены вне месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего производство рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств.

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике.

Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен.

В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек.

В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен.

В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников.

Финансы во время русско-турецкой войны

Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий характер, Рейтерн представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны сразу и надолго потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда война с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту лишь по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта лишь займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Рейтерн отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 - 30 %. Большая и неожиданная поддержка была оказана российским финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась возможность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монета для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Рейтерн, в июле 1878 года, получил, согласно его просьбе, увольнение от должности министра финансов.

Критика финансовых мер в газетах и журналах никогда не вызывала со стороны Рейтерна обращения к карательной или предупредительной власти администрации.

В 1881 году Рейтерн был назначен председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую должность он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 года), вторую - до конца 1886 года. В 1890 году Рейтерн возведен в графское достоинство.

Похоронен в семейном склепе в Курляндии.

Финансово-кредитная политика Михаила Рейтерна, ставшего министром в 1862 году, в возрасте 42 лет, отличалась особой продуманностью, системностью и последовательностью. Выходец из семьи генерала, он получил образование в Александровском (Царскосельском) лицее.

Богатый опыт службы в министерстве финансов, опора на высококвалифицированных специалистов, особое доверие Александра II – все это вместе позволило Рейтерну провести ряд реформ в области государственных финансов и банковского дела.

Вот исходное положение его программы: улучшение финансов должно быть последствием экономического развития. Частный кредит, устройство путей сообщения и поощрение новых производств представлялись ему главными условиями возрастания государственных доходов и устранения дефицита бюджета.

Вместе с тем, министр проявлял особую заботу о сокращении расходов, особенно по военному и морскому ведомствам. Он сделал первые шаги в заменен подушной подати другими налогами (налог на недвижимое имущество, новое положение об обложении промышленности и торговли, поземельный налог вместо земского сбора и др.) Этот деятель способствовал также возникновению первых акционерных коммерческих банков.

При нем поддерживалось плодотворное сотрудничество между деловым и научным миром. Например, профессор Киевского университета Бунге в качестве управляющего конторой Госбанка в Киеве немало сделал для развития местных кредитных учреждений, профессор Московского университета Бабст долгие годы руководил Московским купеческим банком.

Гласность госбюджета – это тоже вошло в обычай при Рейтерне: с 1862 года в России началась публикация так называемых государственных росписей. Министр приостанавливает рост бумажноденежной массы и стабилизирует цены на новом уровне. В условиях недостаточно развитого в России денежного рынка особое значение Михаимл Рейтерн придавал привлечению иностранного капитала и прежде всего с строительство железных дорог. Таможенная политика в это период была построена на поддержании активности торгового баланса России. Таможенный тариф 1868 года означал переход от активной к умеренной охране промышленности.

Несмотря на дороговизну железнодорожного строительства (всего было построено более 20 тысяч верст) и отдельные неудачные торговые и кредитные операции (в том числе продажа в 1867 году Аляски за 7,2 млн руб.), Михаилу Рейтерну все же удалось за счет крайней бережливости в расходах по истечении 12 лет своего управления свести госбюджет без дефицита и в целом улучшить финансовое положение России.

Этому способствовало удачное проведение выкупной операции в связи с отменой крепостного права, быстрое развитие промышленности, рост капитала, увеличение товарных оборотов и экспорт хлеба. Большую роль в этом сыграли личные качества Рейтерна, стремившегося самостоятельно разобраться во всех новых проблемах, спорные вопросы решать мирным путем и без лишней суеты. Благодаря этому ему удалось, например, предотвратить панику на денежном рынке во время краха Московского Коммерческого Ссудного банка (1875).

Особое чутье государственного человека и принципиальность проявил Рейтерн при своей отставке. Война с Турцией могла привести к финансовой катастрофе, о чем Рейтерн предупреждал Александра II. Но предупреждения не были учтены, и с началом военных действий министр подал в отставку, которую получил, однако, лишь по заключению мира в 1878 году.

Финансовая политика и реформы министра финансов М. Х. Рейтерна.

Михаил Христофорович Рейтерн родился 12 сентября 1820 г. в семье боевого генерала. Получив начальное домашнее образование, продолжил его в Александровском лицее, который окончил в 1839 г. с серебряной медалью. 20 января 1840 г. поступил в министерство финансов в особую канцелярию по кредитной части. В 1843 г. перешел в департамент Министерства юстиции, а в 1854 г. назначен старшим чиновником для особых поручений при начальнике Главного морского штаба. С 1855 по 1858 г. находился за границей. С 1858 г. - управляющий делами Комитета железных дорог. С 1859 г. - член Совета Министерства финансов, с января 1860 г. - управляющий делами Комитета финансов. В 1862 г. стал членом Государственного совета. 23 января 1862 г. назначен управляющим Министерством финансов, а с 6 декабря того же года - министром финансов, в качестве которого прослужил до 7 июля 1878 г. После восшествия на престол Александр 111 лично пригласил Рейтерна на должность председателя Комитета министров, которую тот занимал с 1881 по 1886 г. В январе 1890 г. Рейтерн был произведен в графское достоинство.

Положение отечественных финансов на момент вступления Рейтерна в должность министра было неблагополучное. Каждый год заканчивался с дефицитом, долги, как процентные, так и беспроцентные, росли, покрывая недостаток средств на текущие расходы. Упорядочение государственных расходов Рейтерн начал с внесения в управление финансами принципов либерализма - гласности, законности и большего административного контроля. Уже в первый год своего управления он приступил к обнародованию государственных росписей. Были выработаны новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерством, одновременно введено единство кассы. Сверхштатные ассигнования при нем были снижены с 35 до 9-15 млн руб. Начиная с 1868 г. наряду с обнародованием росписей ежегодно стали публиковаться и отчеты об их исполнении.

С 1872 г. Рейтерн стал сводить росписи с превышением доходов над расходами, почти не прибегая при этом к помощи государственного кредита для бюджетных целей. Лучшее средство для увеличения государственных доходов он видел в развитии производительных сил страны. Для этого следовало устранить два препятствия: громаднейшие расстояния и отсутствие частного кредита.

При Рейтерне железнодорожная сеть увеличилась на 20 тыс. верст, что дало большой толчок развитию хлебной торговли и расширению сбыта мануфактурных изделий. А всего с 1861 по 1891 г. протяженность железных дорог в России возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Рейтерн не был сторонником казенного хозяйства, при нем строились частные железные дороги, а имевшиеся государственные продавались (Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская).

До Рейтерна частный кредит в России существовал только в виде ростовщического и дисконтного. Благодаря поддержке министра стали создаваться акционерные коммерческие банки, возникли частные земельные банки, начали зарождаться ссудосберегательные товарищества, в результате этого в 60-х гг. XIX в. в России сформировалась капиталистическая банковская система.

Однако при этом железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой ряд кризисов. Среди прочих мероприятий крупное значение имело уничтожение нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию национальной нефтяной промышленности, а также отмена в 1863 г. всех вывозных пошлин. В результате этого казначейство потеряло 1,2 млн руб., зато еще больше выиграла отечественная заграничная торговля.

Государственный банк большую часть своих ресурсов в 1860- 1870 гг. вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн руб. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 г.

В конце 1860-х - начале 1870-х гг. в России разгорелась настоящая учредительская горячка. До реформы в стране насчитывалось всего 78 акционерных компаний с общим капиталом в 72 млн руб. За годы так называемой учредительской горячки было создано 357 акционерных компаний с капиталом в 1116 млн руб. Правда, многие из этих компаний, возникших на волне биржевого ажиотажа, оказались дутыми и лопнули. Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всего совокупного капитала в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт - более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте данной отрасли.

В 1864-1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Санкт-Петербурге, Московский купеческий банк (1866), Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк (1867). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны, пять крупнейших банков в 1875-1881 гг. охватывали около половины, а 12 банков - до 75% всех банковских ресурсов России. В те годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, которые отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн руб. до 310,1 млн руб.

Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета в 20 млн руб., Рейтерн после 16 лет работы в должности министра добился превышения доходов государства над расходами на 24 млн руб., при этом объем бюджета увеличился втрое. Однако не все его мероприятия, направленные на достижение данных целей, можно считать удачными. Так, например, в целях ликвидации бюджетного дефицита он провел несколько неудачных коммерческих сделок, наиболее известной из которых является продажа Аляски США в 1867 г. за 7,2 млн дол., что в переводе на нынешние деньги составляет 8,4 млрд дол. По подсчетам, чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн дол. Самое парадоксальное, что для того, чтобы «уговорить» американцев купить Аляску, было затрачено 100 тыс. дол. на взятки.

К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В первый же год управления своего Министерством финансов, Рейтерн пытался установить размен кредитных билетов на звонкую монету, проект которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела лишь к значительным убыткам для казны. Позднее Рейтерн в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру.

Поставив на очередь вопрос об отмене подушной подати, с распределением бремени её между всеми сословиями, и передав способ разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Рейтерн тем не менее дважды увеличил подушную подать с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная подать с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимое имущество в городских поселениях.

В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, значительно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Рейтерне осуществилось уничтожение откупов и введена была акцизная система, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство сильно увеличилось; поэтому уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 копеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году - ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, через два года был удвоен. Налог на табак был значительно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и затем увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах столь нерациональных, что через 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего доход казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан новый гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за производство в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников

Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований

Накануне Русско-турецкой кампании в 1876 г. Рейтерн предоставил царю записку, в которой доказывал, что в случае войны Россия сразу и надолго потеряет все достигнутые ей благодаря 20-летним реформам результаты. Общая сумма чрезвычайных военных расходов в 1876-1878 гг. составила 888 млн руб., которая покрывалась займами и эмиссией (450 млн руб.). Как только в июле 1878 г. в Берлине был заключен мир, Рейтерн ушел в отставку.

Русско-турецкая война обошлась России в два годовых бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились на 66 млн руб., расходы министерств - на 85 млн руб. Чуть сократились, но не исчезли чрезвычайные расходы - в 1879 г. они составили 168 млн руб., в 1880 году - 99 млн руб. Чтобы сводить концы с концами, Министерство финансов было вынуждено отказаться от созидательной работы и обратиться к обычным мерам: налогам и займам.

Новый министр финансов Самуил Алексеевич Грейг (1878- 1880 гг.) достиг большего успеха в займах. Сразу по окончании подписки на второй восточный заем в 300 млн руб. (первый был в 200 млн руб.) и выпуск краткосрочных обязательств казначейства на 150 млн руб. и затем еще на 50 млн руб. в мае 1879 г. началась подписка на третий восточный заем, опять в 300 млн руб. Финансисты встретили его с огромным недоверием, но при помощи российских банков Грейгу удалось заем протолкнуть. Такие займы отличались от заключенных Россией ранее тем, что Грейг не прибегал к помощи иностранных банкиров с их обычным вознаграждением в 2-4%, а действовал через отечественные банки с предоставлением им комиссионных в размере 0,5%. И доказал, что русский кредит не обязан раскошеливаться и унижаться перед иностранцами.

К сожалению, Грейг был почти бессилен в отношении расходов министерств, большая часть которых была основана на штатах и положениях. По этому поводу он даже писал, что многие расходы - это обветшалые памятники прежних порядков, а государственное управление - самое дорогое в свете. Между тем увеличение налогов Грейг считал неудобным приемом с нравственной и политической стороны, полагая, что народ готов нести это бремя, но ждет усилий от правительства для сокращений расходов.

Дополнительным сбором были обложены водочные изделия, увеличен акциз с пива и табака. С 5 до 75 коп. была увеличена пошлина на страхование имущества от огня. Увеличился гербовый сбор. Был обложен пошлиной в 40 коп. с пуда хлопок. В начале 1880 г. увеличены пошлины на привозные металлы, металлические изделия и машины и уничтожены все изъятия из металлического тарифа в пользу железных дорог, тормозивших отечественное производство.

Из введенных новых налогов большие споры вызвал налог на пассажирские билеты и перевозки большой скорости по железной дороге. Из серьезных мероприятий в налоговой сфере того времени выделяют предложения по отмене подушной подати. Была даже создана комиссия, но скорое падение Грейга остановило решение этого вопроса до 1882 г.

Кризис 1873 г. и последовавшая за ним депрессия сопровождались крахом ряда банков, в результате чего число акционерных коммерческих банков сократилось в России за 1878-1880 гг. с 39 до 33.

Финансовая политика Грейга нравилась далеко не всем. Его ругали, упрекали в недостаточной решительности. Население было недовольно введенными налогами. Ко всему прочему 1880 г. оказался очень тяжелым. Неурожаи в ряде губерний, почти голод. Дошло до того, что начали завозить сало, уже подумывали везти хлеб из Америки. К сентябрю стали обнаруживаться признаки близкого кризиса: падение производства, вексельного курса. Так все сошлось, что дни Грейга - министра оказались сочтены.

Начало финансовых преобразований в России в 1880 г. связано с деятельностью Александра Агеевича Абаза, занявшего в этом же году пост министра финансов, взамен ушедшего в отставку Грейга.

Будучи министром финансов, он провел отмену соляного акциза. Им также была предпринята попытка выкупа лишних кредитных билетов на 400 млн руб., выпушенных в период Русско-турецкой войны. Предполагалось выкупать по 50 млн руб. в течение восьми лет. Но результат оказался неудачным, за пять первых лет реализации программы было выкуплено всего 87 млн руб.

В 1881 г. Абаза вышел в отставку в знак протеста против издания Манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». Отставка Абазы стала значимым событием для российских финансов, на биржах царила паника, деньги и бумаги падали в курсе.

Но и после отставки Абаза остался влиятельнейшим политиком. Без его совета не предпринимались никакие экономические и финансовые действия. В бюджетной работе, таможенной политике он по-прежнему был главным специалистом, поддержкой которого старались заручиться самые значительные сановники. Сам государь прибегал к его услугам и справедливо оценивал заслуги, считая особенно полезной деятельность по рассмотрению и составлению государственной росписи. Вышнеградский, находясь на посту министра финансов, без совета с Абазой не проводил ни одного важного дела. Впрочем, и о предшественнике Вышнеградского - Бунге говорили, что он без Абазы, как «карточный король без туза».

В 1880-х гг. появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков - Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло еще в 1875 г. в страховом деле, когда восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.