Лэпбук по автоматизации звука. «использование технологии «лэпбук» в работе учителя –логопеда мдоу. Полоса, сложенная в несколько раз
Тамара Степановна Ионина
Лэпбук в работе учителя – логопеда
Цель: развитие познавательной активности детей 4 – 7 лет посредством развивающих заданий и игр.
Задачи:
1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, мимику, речевое дыхание.
2. Развивать фонематический слух и звукобуквенный анализ слов («Логопедическое лото», «Прочитай слово по первым звукам»).
3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках.
4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»).
5. Развивать зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»).
Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется.
Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.
Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
В пособии отражены следующие разделы :
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика;
Эмоции (задание: «Угадай эмоцию»);
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку (божью коровку) с цветка», «Дождик», «Ветерок»);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова («Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам»);
Автоматизация звуков (чистоговорки, скороговорки);
Грамматический строй («Предлоги»);
Развитие связной речи («Составь рассказ по серии картинок»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками», «Шнуровка», «Собери бусы»);
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
В начале занятия по работе с лэпбуком ребенок выбирает те задания, которые он хочет сделать на данном занятии и отмечает их фишкой. В лэпбуке есть специальные условные обозначения этих заданий.
Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.
Публикации по теме:
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.
Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление.
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.
Шестак Елена Владимировна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт:
гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала:
методическое пособие
Тема:
"Логопедический лепбук"
Дата публикации:
18.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Краткая аннотация методического пособия
«Логопедический лэпбук»
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой
папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,
которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения
кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,
что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В
пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,
нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,
словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,
мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой
Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной
работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков,
закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Увеличилось
число воспитанников с проблемами психического плана -
гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая
утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших
психических функций.
Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в
организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,
многократные повторения одного и того же материала утомляют не только
ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно
помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть
стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в
желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных
моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при
выполнении которых процесс обучения и научения превращается в
интересную игру.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в
коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных
задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых
нарушений.
В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было
разработано и внедрено в систему коррекционной работы
многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит
"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную
основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые
и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и
т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает
требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной
предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах
детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми
как индивидуально, так и с подгруппой;
вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,
обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,
возможно использование в любом помещении, где осуществляется
образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых
материалов, стимулирующих активность детей.
В пособии отражены следующие разделы :
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
Грамматический строй («Предлоги»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать
звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере
занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно
проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных
задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному
профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению
дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются
родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный
процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.
Пособие имеет практическую ценность , так как в игровой,
непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных
задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных
условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся
недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную
ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника
становятся прочнее и полнее.
Эффективность данного пособия состоит в том , что в процессе освоения
игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности
ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике
такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является
следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.
Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у
детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает
настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а
это самый высокий показатель данного пособия .
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и
проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам
предложенных блоков.
Лэпбук – учитель и друг
или
«Чудо- папка»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.
Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.
Что такое лэпбук, зачем он нужен?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .
Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
формировать психологическую базу речи;
совершенствовать мелкую моторику.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
Лэпбук - эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.
Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.
Учитель-логопед МБДОУ № 157
Тихомирова Екатерина Витальевна.
Светлана Костина
Цель данного пособия :
Автоматизация звука (Л) в словах, фразах, предложениях;
Совершенствование фонематического восприятия.
1. На первом развороте - буквы и "дорожки" из разных на ощупь материалов для чтения прямых и обратных слогов .
3. Следующие игры "Лабиринты". Ребенок "двигается" в направлении, указанном стрелками, называя картинки. Для этой игры я специально подбирала картинки с глаголами, т. к. именно в глаголах прошедшего времени звук (л) лучше автоматизировать.
4. "Разрезная картинка". Я разрезала сюжетную картинку "Голубой платок" (пособие Т . А. Ткаченко "Фонетические рассказы с картинками"). Ребенок составляет картинку, а затем слушает, отвечает на вопросы и пересказывает текст.
5. "Придумай предложение". В кармашке собраны картинки, преимущественно с глаголами. Ребенок составляет предложения, в некоторых случаях, получится рассказ.
Публикации по теме:
Дидактическая игра для дошкольников 3-6 лет на тему: «Транспорт» Цель игры: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Образовательные.
Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие "Улица звуков". Цель его использования на занятиях - закрепление правильного звукопроизношения.
Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.
Работая над проектом: "Краснодарский край" я решила рассказать детям о чае, ведь на Кубани растёт самый северный чай. А чтобы было детям.
Дидактическое пособие «Лэпбук «Прогулка в парк» предназначено для детей 4-5 лет. Если содержание лэпбука пополнять и усложнять, можно использовать.
Предлагаю вашему вниманию лэпбук на звук Р. Размер лэпбука А3, основа иллюстрирована из «Конструктора картинок-2» сайт Мерсибо и заламинирована.
…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.