Когда наступает право на досрочную пенсию. Судебная практика по пенсиям, пенсионным спорам. По безработице, при сокращении

29.02.2024 Подержанные

/Наша практика /Практика по гражданским делам

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 15 июня 2012 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Москаленко М.С.,
при секретаре Заржицкой Э.Ю.,
с участием истца Тарасова В.А.,
представителей истца Гаджиева Г.К. , Тарасовой О.В.,
представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области по доверенности Малютиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2012/12 по иску Тарасова Владимира Алексеевича к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:

Тарасов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ ПФР № 10) о признании неправомерным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

В обоснование своих уточненных требований истец указал, что в марте 2012 года он обратился в Управление № 3 ГУ ПФР № 10 за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по пенсионным вопросами № 60 от 22.03.2012 года необоснованно из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии исключены периоды его работы с 11.08.1977 года по 22.07.1979 года, с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года, с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года, с 06.11.1982 года по 05.01.1987 года в должности каменщика в бригаде каменщиков СУ-117 Треста «Мосстрой №6», и в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы, дающего право на ее досрочное назначение, в связи с чем истец просит признать решение комиссии по пенсионным вопросам от 22 марта 2012 года незаконным, засчитать в льготный стаж периоды работы в должности каменщика, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 22 января 2012 года. Истец Тарасов В.А. и его представители Гаджиев Г.К., Тарасова О.В. в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области - Малютина С.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении комиссии по пенсионным вопросам Управления № 3 ГУ - Главное Управление ПФР № 10 по г. Москве и Московской области № 60 от 22.03.2012 года, отзыве на исковое заявление, указав, что спорные периоды работы не могут быть включены в подсчет льготного стажа, поскольку истцом не было представлено документов подтверждающих его работу в должности каменщика в бригаде каменщиков.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования Тарасова В.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, следующим лица: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 устанавливает, что при досрочном назначении в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Списки производств, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР Советом Министров РСФСР и Правительства РФ.

Так, согласно Списка № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ имеют: каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (шифр профессий 2290000а-12680).

Согласно п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего времени.

Таким образом, из пенсионного законодательства следует, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, необходимо выполнение трех условий, а именно: достижение возраста 55 лет (для мужчин); стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев (для мужчин); страховой стаж не менее 25 лет (для мужчин).

В судебном заседании установлено, что 23 декабря 2011 года Тарасов В.А. обратился в Управление № 3 ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет на основании подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с выработкой им льготного стажа 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда.

Решением комиссии по пенсионным вопросам от 22.03.2012 года № 60 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу Тарасову В.А. отказано ввиду отсутствия у него необходимого льготного стажа работы 12 лет 6 месяцев; стаж работы дающий право на досрочную трудовую пенсию признаваемый ответчиком данным решением составил 3 года 6 месяцев 24 дня (с 23.03.1989 года по 19.10.1992 года - бригадир комплексной бригады Ремонтно-строительного управления №1 Ремонтно-строительного треста Краснопресненского района); периоды работы истца с 11.08.1977 года по 22.07.1979 года, с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года, с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года, с 06.11.1982 года по 05.01.1987 года в должности каменщика СУ-117 Треста «Мосстрой №6» не были засчитаны комиссией в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как представленные истцом документы и трудовой книжки отсутствуют сведения о работе в бригаде каменщиков и отсутствует приказ о создании бригады каменщиков (л.д. 23-28). Как усматривается из трудовой книжки истца, Тарасов В.А. 11.08.1977 года зачислен в качестве каменщика 4 разряда; 04.03.1981 года Тарасову В.А. присвоен 5 разряд каменщика; 04.01.1987 года уволен согласно ст.31 КЗоТ РСФСР (л.д. 12).

Согласно архивной справке №Т/77 от 21.12.2011 года по документам Строительного управления №1177 треста «Мосстрой № 6» (СУ-117 МС-6) Главмосстроя Тарасов В.А. значится в должности каменщика 4 разряда с 11.08.1977 года (приказ №127К от 17.08.1977 года). Приказ №45 от 23.03.1981 года в книге приказов по личному составу не обнаружен; уволен с 05.01.1987 года (Приказ №1К от 04.01.1987 года); по лицевым счетам на зарплату значится в должности каменщика; работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, совмещения профессий не имел, учебными отпусками не пользовался, СУ-117 ликвидировано в результате банкротства в составе вышестоящей организации без правопреемника (л.д. 29).

Как усматривается из приказа по строительному управлению №117 Треста «Мосстрой №6» № 221-к от 03.11.1983 года в связи с производственной необходимостью и большим количеством рабочих на корпусе №41 Тарасов В.А. назначен бригадиром комплексной бригады с 01.11.1983 го да (л.д. 66).

Согласно приказу №142 от 05.07.1985 года Тарасов В.А. назначен бригадиром комплексной бригады с 01.07.1985 года в связи с производственной необходимостью и отсутствием бригадира на объекте общественного центра с/х «Заречье» (л.д. 67).

Из приказа строительного управления №117 Треста «Мосстрой № 6» № 170-к от 11.08.1983 года следует, что бригада корпуса №41 в г.Солнцеве состоит из 12 человек (л.д. 68).

В соответствии с приказом №132-к от 20.06.1986 года в связи с производственной необходимостью, централизованной поставкой грузов и их разгрузкой, обслуживание отопительных агрегатов и сдачей объектов в эксплуатацию выходной день объявлен рабочем на следующих объектах: РИК в Солнцево - 17 человек (л.д. 69).

Как следует из приказа строительного управления №117 Треста «Мосстрой № 6» № 198-к от 12.11.1981 года в связи с производственной необходимостью, централизованной поставкой грузов на объекты и их разгрузкой, обслуживание отопительных агрегатов и сдачей объектов в эксплуатацию выходные дни объявлены рабочими на объекте - общежитие в г.Солнцеве - 40 человек, ОГМ - 3 человека (л.д. 70).

Согласно приказу №117к от 14.06.1985 года строительного управления №117 Треста «Мосстрой № 6» в связи с производственной необходимостью, централизованной поставкой грузов на объекты и их разгрузкой, обслуживание отопительных агрегатов и сдачей объектов в эксплуатацию выходные дни объявлены рабочими на объекте: 40 корпус - 35 человек (л.д. 71).

Из приказа №156-К от 02.09.1981 года следует, что на Тарасова В.А. возложены обязанности бригадира комплексной бригады (л.д. 72).

Указанные фактические обстоятельства дела сторонами не оспаривались и подтверждаются письменными материалами дела, а именно: копией трудовой книжки истца, копиями приказов, архивными справками.

В судебном заседании Тарасов В.А. пояснил, что с 11.08.1977 года по настоящее время он работает в должности каменщика в составе бригады каменщиков, и на протяжении своей деятельности производит строительство жилых домов, а в 1981 году его бригада каменщиков возводила олимпийские объекты, однако ответчиком не обоснованно не включены периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем истец просил признать решение комиссии по пенсионным вопросам от 22.03.2012 года незаконным, засчитать в льготный стаж периоды работы в должности каменщика, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее назначение, то есть с 22.01.2012 года, поскольку ему исполнилось 55 лет.

В судебном заседании представитель ответчика Малютина С.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что представленные истцом документы подтверждают лишь работу истца в должности каменщика, однако не доказывают факт работы Тарасова В.А. в составе бригады каменщиков, в связи, с чем полагала, что истцу обосновано было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как у него отсутствует требуемый специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда, и просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд находит довод истца о том, что в периоды времени с 11.08.1977 года по 22.07.1979 года, с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года, с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года, с 06.11.1982 года по 05.01.1987 года он работал в должности каменщика в составе бригады каменщиков, в связи, с чем периоды его работы в СУ-117 Треста Мосстрой № 6 подлежит включению в специальный трудовой стаж и ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия, так как у него имеется требуемый стаж работы 12 лет 6 месяцев -обоснованным, а возражения представителя ответчика о том, что истцом не подтвержден режим работы в составе бригады каменщиков несостоятельным, по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Из приказов СУ № 117 Треста «Мосстрой № 6» № 221-к от 03.11.1983 года, №142 от 05.07.1985 года, №132-к от 20.06.1986 года, № 198-к от 12.11.1981 года, №117к от 14.06.1985 года, №156-К от 02.09.1981 года, усматривается, что в указанные периоды руководство бригадой каменщиков возлагалось на различных сотрудников, в том числе и на истца Тарасова В.А., в связи с отсутствием в тот или иной период руководителя бригады, объявлялось о производственной необходимости выхода на рабочее место в выходные дни в составе комплексных бригад, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что в указанные периоды в СУ-177 Треста «Мосстрой №6» были созданы бригады каменщиков, а также имелись специализированные звенья каменщиков комплексных бригад. Поскольку в спорные периоды в СУ-117 Треста «Мосстрой №6» существовали бригады каменщиков, а также специализированные звенья каменщиков комплексных бригад, то суд считает, что периоды работы истца с 11.08.1977 года по 22.07.1979 года, с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года, с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года, с 06.11.1982 года по 05.01.1987 года подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как назначение досрочной трудовой пенсии работникам, занятым на производствах с тяжелыми условиями труда, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия поименного списка сотрудников данных бригад или звеньев. При таких обстоятельствах, периоды работы Тарасова В.А. в должности каменщика СУ-117 треста Мосстрой № 6 с 11.08.1977 года по 22.07.1979 года (1 год 11 месяцев 12 дней), с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года (1 год 4 месяца 18 дней), с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года (1 год 9 месяцев 23 дня), с 06.11.1982 года по 05.01.1987 года (4 года 2 месяца) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

При включении в льготный стаж вышеуказанного периода работы, стаж работы Тарасова В.А. на работах с тяжелыми условиями труда составит более 12 лет 6 месяцев, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, то есть выполняется одно из необходимых условий.

В соответствии с представленной копией трудовой книжки, страховой стаж Тарасова В.А. составляет более 25 лет, однако на момент подачи заявления в Пенсионный фонд истцу не исполнилось 55 лет.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникло по достижению возраста 55 лет - 22 января 2012 года, то Тарасову В.А. должна быть назначена пенсия с момента возникновение права на ее назначение, т.е. с 23 января 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать решение комиссии по пенсионным вопросам Управления ПФР № 3 государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от 22 марта 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Тарасову Владимиру Алексеевичу незаконным;

обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Тарасова Владимира Алексеевича в должности каменщика Строительного управления №117 «Мосстрой № 6» с 11.08.1977г. по 22.07.1979 года, с 16.08.1979 года по 03.01.1981 года, с 09.01.1981 года по 31.10.1982 года, с.06.11.1982 года по 05.01.1987 года, в качестве работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости; обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить Тарасову Владимиру Алексеевичу досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на ее назначение - с 23 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца. Апелляционная жалоба подается через Басманный районной суд города Москвы.

Судья Басманного районного суда г. Москвы Курносова О.А.

Теги: обжалование решения пенсионного фонда, досрочная пенсия практика


Решения судов, основанные на применении норм законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях".

Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Федеральный закон №400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Судебная практика

    Апелляционное постановление № 22-7326/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 22-7326/2018

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Уголовное

    Решение № 12-596/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 12-596/2018

    Других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой. В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166 - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» прибрежным рыболовством признается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов...

    Постановление № 44Г-279/2018 4Г-6414/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 2-1904/2017

    Московский областной суд (Московская область) - Гражданское

    Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ). Ответчиком было отказано в назначении истцу досрочной страховой пенсии со ссылкой на отсутствие...

    Постановление № 44Г-130/2018 44-Г-130/2018 4Г-1348/2018 от 22 ноября 2018 г. по делу № 2-4506/2017

    Ярославский областной суд (Ярославская область) - Гражданские и административные

    Межрайонное): зачесть Крутовой Наталье Евгеньевне в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 - ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в льготном исчислении, а именно: один год работы считать за один год и три месяца: отпуск по беременности...

    Постановление № 44Г-180/2018 4Г-1448/2018 от 21 ноября 2018 г. по делу № 2-116/18

    Верховный Суд Республики Дагестан (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Истец обратился к ответчику по вопросу о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федерального закона «О страховых пенсиях»), в связи с тем, что имеет страховой стаж более 30 лет, а специальный - более 10 лет. Решением...

    Решение № 21-1237/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 21-1237/2018

    Приморский краевой суд (Приморский край) - Административные правонарушения

    На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии с частью 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166 - ФЗ «Рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, ...

    Постановление № 44Г-54/2018 4Г-1466/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № №2-91/2018

    Тюменский областной суд (Тюменская область) - Гражданские и административные

    Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1, ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в совхозе имени Челюскинцев (после переименования в СХПК им. Челюскинцев, ЗАО «Челюскинцев») с 08.07.1991 года по 21.09.1997 ...

    Решение № 2-2479/2018 2-2479/2018~М-2422/2018 М-2422/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-2479/2018

    Балаковский районный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    1 статьи 45, части 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", за...

При достижении определенного возраста, который отличается у мужчин и женщин, каждый гражданин нашей страны имеет право выйти на пенсию. Это означает, что теперь он может не работать и получать го государства ежемесячно пенсию. Хотя, выход на не означает, что человек не имеет право работать. Он может и работать и получать свою заслуженную пенсию.

Что гласит Закон о досрочном выходе на пенсию

Далеко не каждый гражданин нашей страны имеет право на то, чтобы досрочно выйти на пенсию. Он должен иметь на это законное право. Перечень лиц, которые могут выйти досрочно на пенсию, можно узнать, изучив обновленный Федеральный закон, который вступил в силу 1 января 2015 года. Это разные категории граждан.

Это люди, чья работа связана с тяжелыми условиями, повышенной опасностью, а также социально незащищенные граждане . В большинстве случаев, даже эти категории граждан, чтобы выйти раньше времени на пенсию, должны достичь возраста, который указан в законе. Это может быть 45 лет, 50 лет или 55 лет. В некоторых случаях, для досрочного выхода на пенсию требуется определенное количество стажа. В этом случае возраст не будет играть такого важного значения.

К льготным категориям граждан, у которых есть такое право, являются люди, работа которых связана с более тяжелыми условиями труда , если сравнивать с остальными. Так как их работа тяжелая физически и часто морально, эти люди быстрее истощаются, теряют трудоспособность намного раньше. Например, это могут быть водители общественного транспорта, люди, работающие на Крайнем Севере, медики, педагоги и не только. Также получать пенсию раньше могут социально незащищенные граждане, например, матери-одиночки, многодетные родители, люди, на иждивении которых находятся инвалиды, сами инвалиды, безработные, которые тали таковыми из-за сокращения и т. д.

Справка для назначения досрочной пенсии: как получить

Данная процедура полна подводных камней, поэтому необходимо быть предельно внимательным и четно следовать алгоритму, чтобы не получить отказ от ПФ РФ.

Необходимо подать заявление, приложив к нему следующие документы:

  • страховое пенсионное свидетельство
  • паспорт
  • документы, подтвреждающие стаж работы (справки о стаже с места работы или архивов, трудовая книжка, официальные показания свидетелей, подтверждающих стаж)
  • специальная уточняющая справка, необходимая для назначения льготной пенсии
  • военный билет, если на досрочную пенсию претендует мужчина
  • свидетельства о рождении детей, если они есть
  • справка о размере средней зарплаты
  • справка с последнего места работы, где указан размер средней заработной платы

Кстати, далеко не все граждане из льготной категории в курсе того, что имеют право на получение досрочной пенсии. Уведомить их об этом должен работодатель. Так как сегодня на всех предприятиях в обязательном порядке осуществляется оценка труда, если признается, что условия для сотрудников тяжелые, при наличии большого стажа они попадают в льготную категорию.

Список документов не унифицированный, и не подходит для всех льготных категорий граждан. Они могут отличаться друг от друга, в зависимости от профессии человека. Например, человек, работавший в тубдиспансере должен предоставить несколько иной список документов, нежели многодетная мать-одиночка или работник Крайнего Севера и т. д. Это все нужно уточнять, обратившись в .

Само заявление нужно подавать не раньше, чем за месяц до наступления официальной даты, когда появляется право досрочного выхода на заслуженный отдых. Если подать его заранее, его не примут. Однако, чтобы не потерять время, не будет лишним, если человек обратиться в пенсионный фонд заранее, примерно за полгода.

Но, не для того, чтобы подать заявление, а для того, чтобы уточнить, какие документы понадобятся, какие справки нужно будет приложить и т. д. Так как большинство людей, претендующих на льготную пенсию работали еще во время существования СССР, многие справки придется долго искать в архивах. Тем более, что теперь многие предприятия, которые функционировали в СССР, как и их архивы, остались на территории других стран, входящих в СНГ.

В этом случае поиск тех или иных документов, справок будет еще более сложным, поэтому лучше заняться всем этим раньше, чтобы собрать все необходимое к моменту официального наступления права на досрочную льготную пенсию, чтобы сразу начать получать ее.

Их достаточно большое количество. Право на досрочную пенсию по старости имеют следующие категории граждан:

  • люди, работающие в горячем цеху, на шахтах, в других тяжелых условиях
  • женщины, которые работают машинистами в любых отраслях
  • сотрудники метрополитена, железной дороги
  • женщины, занятые на тяжелой, интенсивной работе в сфере текстильной промышленности
  • артисты театров
  • водолазы
  • пилоты гражданской авиации
  • сотрудники спасательных служб (МЧС, пожарные)
  • сотрудники тюрем
  • моряки, и те, кто работает на речных судах
  • водители общественного транспорта
  • люди, работавшие в лесозаготовительной промышленности
  • специалисты, занятые в поисковых, геологических, геофизических операциях и т. д.

При сокращении работника предпенсионного возраста ему положена . Также на досрочную пенсию могут рассчитывать люди, которые стали безработными из-за сокращения, у которых есть большой стаж и они не могут больше устроиться на другую работу.

Кто принимает решение о назначении пенсии досрочно?

Решение принимает Пенсионный фонд . При подаче заявления, ПФ проверяет подлинны ли предоставленные документы, есть ли все необходимое. Заявителю выдается расписка, где указывается дата приема заявления, которая и считается датой его сдачи в ПФ. Если тех или иных документов, справок не хватает, заявителю вместе с распиской выдается их список, чтобы он восполнил эти пробелы и предоставил их. Это необходимо сделать в течение 3 месяцев. Если не предоставить недостающие документы в течение 3 месяцев, заявление аннулируется.

Если все документы в порядке, заявление рассматривают в течение 10 дней, после чего принимают решение о его одобрении или отказе. Если будет вынесено положительное решение, пенсия будет начисляться с даты подачи заявления в ПФ РФ.

Смотрите также видео, как оформить досрочную пенсию:

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке , не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

19. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню , являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.

20. Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке , засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

При этом судам следует учитывать следующее:

а) исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица;

б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы;

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2.

Судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

г) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения гражданам дополнительных материальных и физиологических затрат, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться в размере не свыше 1,2 либо при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28 пункте , исчисляемых в льготном порядке, который был предусмотрен в ранее действовавшем законодательстве (периоды работы в городе Ленинграде в период блокады, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере; периоды работы во время Великой Отечественной войны, за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, и в других случаях).

Судам необходимо обратить внимание на то, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 , и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Кроме того, за каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов;

6) при выборе гражданином варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, обратить внимание судов на то, что он применим для тех лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1. По их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента , за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев;

среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;

в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.

В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет;

г) при определении размера трудовой пенсии с учетом валоризации судам необходимо иметь в виду, что гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии, начиная с 1 января 2010 года определение размера пенсии с учетом суммы валоризации ( Федерального закона N 213-ФЗ). При представлении дополнительных документов по истечении указанного периода, то есть после 1 января 2011 года, требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).

Суд, установив, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, необоснованно не учли при осуществлении валоризации представленные гражданином в период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года дополнительные документы (к примеру, представленные документы имеются в пенсионном деле, но не были учтены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)), вправе возложить на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 1 января 2010 года. пункте 3 статьи 23

Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е. позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая была принята 1 ноября 2001 года ( Федерального конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").

При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.

31. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

32. Обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии. статьей 1109

Защита прав на досрочную трудовую пенсию по старости

1. В каких случаях возможно нарушение права на досрочную трудовую пенсию по старости?

Наиболее часто пенсионные органы отказывают лицу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что:

    не подтверждается продолжительность стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости;

    возникают сложности при установлении особо­го характера работы;

    не подтверждается факт полной занятости на тех или иных видах работ;

    наименование специальности, должности в трудовой книжке не совпадает в наименованием специальности, должности, предусмот­ренным нормативными правовыми актами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости;

    невозможно установить факт работы в опреде­ленной организации.

При получении отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушенное право можно восстановить путем его обжало­вания.

Решение об отказе в назначении для назначения досрочной трудовой пенсии по старости может быть обжаловано в вышестоящий ор­ган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вы­несшему соответствующее решение) или в суд.

Для того, что восстановить свое право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, следует:

    внимательно изучить основания для отка­за в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и сопоставить его с фактическими обстоятельствами дела;

    продумать, какие документы или иные источни­ки могут подтвердить вашу позицию;

    начать подготовку документов для обжалова­ния решения пенсионных органов.

2. Обжалование отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ

Решение об отказе в выплате досрочной трудовой пенсии по старости мо­жет быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вынесшему соответ­ствующее решение).

Система Пенсионного фонда РФ и его территори­альных органов имеет трехуровневую структуру:

    центральный аппарат (Исполнительная дирек­ция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

    отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

    управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Пример рассмотрения заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости:

Гражданин Иванов обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода. При отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости он может об­жаловать вынесенное решение в отделение Пенсионного фонда России по Нижегородской области.

Внимание. Обращение в пенсионные органы для обжа­лования отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не лишают гражда­нина права на судебное разрешение спора.

3. Защита права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в судебном порядке

Дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, подсудны районному суду общей юрисдикции.

Внимание. Заявление гражданина по спору, связанному с реа­лизацией им права на досрочную трудовую пенсию по старости, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного ор­гана (отказавшего в назначении пенсии или выплачиваю­щего пенсию).

При подаче искового заявления имущест­венного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимуществен­ного характера уплачивается государствен­ная пошлина.

В настоящее время согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ сумма государственной пошлины при рассмотрении заявления гражданина по спору, связанному с реа­лизацией им права на досрочную трудовую пенсию по старости, для физиче­ских лиц составляет 200 рублей.

При этом существует перечень лиц, которые осво­бождаются от ее уплаты:

    истцы-инвалиды I и II группы;

    Герои Советского Союза, Герои Россий­ской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

    истцы-пенсионеры, получающие пенсии, на­значаемые в порядке, установленном пенси­онным законодательством Российской Феде­рации, по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударствен­ным пенсионным фондам либо к федераль­ным органам исполнительной власти, осу­ществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Для обращения в суд необходимо составить заявление, в котором должны быть отражены следующие сведения:

    наименование суда, в который подается заявление;

    наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его ад­рес, если заявление подается представителем;

    наименование ответчика, его место нахож­дения;

    в чем заключается нарушение либо угроза на­рушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

    обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтвер­ждающие эти обстоятельства;

    цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых де­нежных сумм;

    перечень прилагаемых к заявлению доку­ментов.

К завлению необходимо приложить:

    копии заявления в соответствии с количест­вом ответчиков и третьих лиц;

    документ, подтверждающий уплату государ­ственной пошлины;

    доверенность или иной документ, удосто­веряющие полномочия представителя ист­ца (если истец обращается в суд через представителя);

    документы, подтверждающие обстоятельст­ва, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

    расчет взыскиваемой или оспариваемой де­нежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

4. Рассмотрение дел о защите прав на назначение досрочной трудовой пенсии по старости

При непосредственном рассмотрении дел о при­знании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд учитывает все обстоятельства дела.

Процесс разрешения дела о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в суде выглядит следующим образом:

    подача заявления в суд;

    регистрация принятого заявления;

    подготовка дела к судебному разбирательству;

    предварительное судебное заседание;

    непосредственное разбирательство дела;

    вынесение решения по делу.

Стадия Содержание
подача заявле­ния в суд перед тем, как прийти в суд, необходимо ознакомиться с графиком приема исковых заявлений и режимом работы суда. При­ем искового заявления осуществляется после проверки наличия всех необходимых документов
регистрация заявления на копии заявителя следует сделать отметку о принятии заявления (отметку ставит при­нимающее лицо)
подготовка дела к судебному разбирательству судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству (указы­вает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий, а также назначает дату предварительного судебного заседания)
предваритель­ное судебное заседание предварительное судебное заседание проводится судьей единолично. Стороны имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства. Назначается дата основного заседания

Внимание. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

В назначенное для разбирательства дела вре­мя председательствующий открывает судебное засе­дание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по гражданскому делу лиц явился, из­вещены ли не явившиеся лица, и какие имеются сведения о причинах их отсутствия.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.

Свидетели удаляются из зала судебного заседания.

Председательствующий объявляет состав суда, со­общает, кто участвует в судебном заседании, и разъясня­ет лицам, участвующим в деле, их право заявлять само­отводы и отводы.

Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважи­тельности этих причин.

В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела отклады­ается.

В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладыва­ет разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Далее начинается непосредственное рассмотре­ние дела. Судья разъясняет смысл поданного заявления, затем он выясняет, поддерживает ли истец свои требо­вания, признает ли ответчик требования истца и не же­лают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения.

После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, от­ветчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последователь­ность исследования доказательств.

В этой части заседания происходит заслушивание свидетелей.

После исследования всех доказательств сторонам предоставляется право окончательно обозначить свою позицию.

После этого судья удаляется в совещательную ком­нату для принятия решения, о чем объявляется присутст­вующим в зале судебного заседания.

После принятия и подписания решения суд возвра­щается в зал заседания, где объявляется решение суда. Затем председательствующий устно разъясняет содер­жание решения суда, порядок и срок его обжалования.

Внимание. При удовлетворении требований лица и при­знании его права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, понесенные им судебные расходы (в том числе расходы по госпошлине, оплата услуг представите­ля) подлежат возмещению с проигравшей стороны.

5. Отдельные аспекты судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости

Аспект судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости 1

Истребование доказательств для судебного разбирательства о назначении досрочной трудовой пенсии по старости

Важно. При обращении в суд о назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует помнить о такой воз­можности суда как истребование доказательств.

Нередко возникают ситуации, когда лицо по не за­висящей от него причине не имеет возможности получить тот документ, который помог бы ему подтвердить свою правоту на право о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В этом случае суд по ходатайству лица оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указа­но, какие обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказа­тельства, и место нахождения доказательства.

Суд выдает стороне запрос для получения доказа­тельства или запрашивает доказательство непосред­ственно. Лицо, у которого находится истребуемое су­дом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Аспект судебного разрешения дел о восстановлении права на досрочную трудовую пенсию по старости 2

Свидетельские доказательства на право назначения досрочной трудовой пенсии по старости

Внимание. В суде лицо может воспользоваться и таким спосо­бом подтверждения своего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как свидетельские показания.

До начала допроса свидетеля в судебном заседании судья устанавливает его личность, разъясняет ему права и обязанности свидетеля и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу за­ведомо ложных показаний.

У свидетеля берется подпис­ка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответст­венность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

В настоящее время действуют следующие правила допроса свидетелей:

    каждый свидетель допрашивается отдельно;

    судья выясняет отношение свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидете­лю сообщить суду все, что ему лично известно об обстоятельствах дела;

    свидетелю могут быть заданы вопросы;

    суд может повторно допросить свидетеля в том же или в следующем судебном заседании;

    суд может повторно допросить свидетелей для выяснения противоречий в их показаниях.

Пример рассмотрения заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости 1

Гражданин Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ пенсионных органов был обу­словлен неподтвержденностью некоторых периодов спе­циального стажа.

Для участия в судебном заседании были привлечены сви­детели. Свидетель А. показал, что Я. в период с 1973 г. по 1987 г. работал в колхозе в должности газоэлектро­сварщика, выполнял работы, связанные с резкой метал­лов и ручной сваркой.

Свидетель Б. показал, что в период с 1995 г. по 1996 г. Я. работал сварщиком в колхозе, где за­нимался резкой и ручной сваркой металлов. Свидетель С. показала, что Я. в 1986 г. работал электрогазосварщиком на резке и ручной сварке.

Суд отмечает, что свидетели в судебном заседании утвер­ждали, что Я. работал с вредными условиями труда, за что получал дополнительный отпуск, питание, спецодежду, дополнительную оплату, однако в трудовую книжку Я. вне­сена неверная запись наименования его профессии.

Анализируя показания свидетелей, суд не находит оснований ставить их под сомнение, поскольку они соответствуют совокупности других исследованных в судебном заседа­нии доказательств. В связи с чем, суд оценивает показа­ния свидетелей как достоверные.

Внимание. Могут возникнуть ситуации, когда свидетель­ские показания не принимаются судом.

Пример заявлением о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости 2

Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в обоснова­ние своего требования указав, что в период с 1 марта 1977 г. по 13 августа 1979 г. работал в качестве мастера леса в Вытегорском межколхозном лесхозе.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Вытегорском районе от 3 сентября 2009 г. № 229 ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутст­вия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.

Указанный период работы в качестве масте­ра леса не засчитан в льготный стаж по причине того, что в трудовой книжке указана должность «техник-лесовод», отсутствуют документы, подтверждающие факт работы непосредственно на лесозаготовках.

Какие-либо документы, подтверждающие факт рабо­ты истца в период с 1 марта 1977 г. по 13 августа 1979 г. на лесозаготовках, не сохранились.

Согласно имеющимся документам он исполнял обязанности техника-лесовода. Свидетели К., Р. и О. суду показали, что в спорный период они работали в Вытегорском межхозяйственном лесхо­зе. Знают, что О. числился техником-лесоводом, однако фактически исполнял обязанности только мастера леса на лесозаготовке.

Свидетельские показания в данном случае не являются допустимыми доказательствами, поскольку они противо­речат письменным доказательствам.

Важно. Таким образом, показания свидетелей долж­ны соотноситься с письменными доказательствами, подтверждая их.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых, определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

PS1. Если материал "Защита прав на досрочную трудовую пенсию" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию