Как списать шины автомобилей в рк. Списание автомобильных шин и аккумуляторов

26.10.2023 Практика

Образец - акт дефектации акт списания - принт гарант

Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и. Акт на списание автошин комиссия в составе. Долю операций, облагаемых ндс, обусловьте исходя из цены отгруженных продуктов (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых ндс, в общем объеме отгрузки за налоговый период.

Описаны советы и даны ссылки на законодательные акты по бухучету авто шин. Упомянутые правила не позволяют снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль либо восстановление, если они по собственному техническому состоянию применимы для эксплуатации (п. По воззрению создателя, в любом случае авто шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание.

Учет автошин зимней сезонной изношенной нормы списания

Для подготовки акта списания главных средств в нашей организации. Измерение высоты рисунка протектора в 4 сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 4,4 4,0 4,3) 4,0). Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (древняя конструкция). 20 года в эксплуатацию шины и признала их пришедшими в.

Нормы списания автошин консультант плюс

Некие организации, не имея собственных тс, арендуют авто у физических лиц. Во всех других случаях акты следует оформлять на общем бланке организации, который должен включать весь нужный состав неотклонимых частей документа. В конце концов, в-4-х, аннотация к плану счетов прямо предписывает учесть авто шины (находящиеся в припасе и обороте) в составе запчастей (счет 10-5 аннотации к плану счетов).

Акт списания форма акта списания торг-16 образец бланка

В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей наибольший износ. При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по цены отходов. Так как момент списания цены авто шин не.

Как следует, списывать авто шины со счета 10 материалы. При таком подходе операция по приобретению и списанию шин отражается так. Акт выполненных работ по ремонту автомобиля амортизация. Всесезонные шины эксплуатируются повсевременно, до полного их износа либо порчи. Скачать акт на списание эталон авто шины. Может быть использовать два варианта формулировки заголовка с предлогом о (об) либо без него.

Списание автомобильных шин и аккумуляторов

главный редактор журнала «Бюджетные организации: бухгалтерской учет и налогообложение»

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных. Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы - нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ О безопасности дорожного движения

Нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее - Временные нормы)

Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее - Методическое руководство РД 37.009.015-98)

Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее - Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 . В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.
  • Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

    Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

    До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее - Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

    Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 - 9 Временных норм. можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

    На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин - летний и зимний (195/70 R 14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

    Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

    Нормы списания автошин

    Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы списания автошин (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Нормативные акты. Нормы списания автошин

    Приказ Минсельхоза РФ от 16.05.2003 N 750

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Нормы списания автошин

    Корреспонденция счетов: Автотранспортная организация в декабре установила на автомобиль комплект зимней резины, приобретенный в ноябре и учтенный в составе материалов. В следующем месяце по вине водителя были испорчены 2 шины. Рыночная стоимость испорченных шин с учетом износа составляет 4600 руб. и возмещена работником в добровольном порядке.

    Акт списания шин образец. Машина туризмо в самп.

    Лёнькина комната - весь материал в наличии, только руки приложить. Откуда взялись негры, если Адам и Ева - белые, а эволюции не существует? По счастью, не у всех детство прошло в тюрьме среди наглого, неотёсанного хулиганья. Не все выросли безымянными дуболомами с кличкой. а цветы весной обязательны! И дня бы без плеера не протянул. Лавров отказался от своих десантников попавших в плен в Украине: И правда. нет ни докзательств ни записей разговоров, ни захваченного российского оружия, ни слов полевых командиров террористов. - Еду за солярой, буксую в глине. Ебаааать, песня просто мега играет тут. Ну не могу я на тебя долго обижать

    Пример определения нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин

    ООО «Альфа» приобрело 1 октября четыре зимние шины Yokohama для легкового автомобиля Ford Mondeo. Для расчета срока полезного использования автомобильных шин бухгалтер «Альфы» пользуется Временными нормами, утвержденными Минтрансом России 4 апреля 2002 г. РД 3112199-1085-02.

    Среднестатистический пробег шин легкового автомобиля марки Ford составляет 55 тыс. км. Автомобиль не работает в условиях, в которых применяются коэффициенты (К1 и К2), поэтому эксплуатационная норма пробега одной шины Yokohama составляет 55 тыс. км. После пробега шиной этого расстояния ее списание в связи с износом будет обоснованным.

    Решение о списании поврежденной (не подлежащей ремонту) шины должна принять созданная в организации комиссия (п. 125 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Такое решение нужно оформить документально. Это можно сделать в карточке учета автомобильной шины. Данный документ будет подтверждать обоснованность замены шин.

    УСН

    Если организация платит единый налог с доходов, то замена шин никак не отразится на ее налоговых обязательствах (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

    Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, то при замене стоимость шин включите в состав расходов:

    На ремонт основных средств (при замене изношенных (поврежденных и не подлежащих восстановлению) шин) (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

    Стоимость шин спишите в расходы, если выполнены два условия:

    Замена шин фактически проведена (т. е. подписан акт по форме № ОС-3 или акт о сезонной замене шин - при замене собственными силами; акт приема-передачи выполненных работ - при замене автошин подрядчиком) (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);

    Запчасти будут оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Если замену шин проводит подрядчик, его услуги тоже должны быть оплачены. Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 31 марта 2006 г. № 18-11/3/25186.

    ЕНВД

    Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ). Поэтому замена запчастей в автомобиле никак не отражается на налоговых обязательствах организации.

    ОСНО и ЕНВД

    Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость шин, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость шин для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

    Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение шин, также нужно распределить. НДС распределяйте пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, в общем объеме отгрузки за налоговый период.

    Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

    Пример распределения стоимости автомобильных шин, приобретенных для замены на служебном автомобиле. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

    ООО «Торговая фирма Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления). Розничная торговля переведена на ЕНВД. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

    Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в июне, составляет:
    - по оптовой торговле (без учета НДС) - 1 800 000 руб.;
    - по розничной торговле - 650 000 руб.

    Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

    В июне организация приобрела автомобильную шину для замены на служебном автомобиле, используемом для нужд аппарата управления. Стоимость шины составила 5400 руб. (в т. ч. НДС - 824 руб.).
    Чтобы распределить расходы и НДС между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общей суммой доходов.

    Доля доходов от оптовой торговли в общей сумме доходов за июнь составляет:
    1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

    Доля расходов на приобретение автошины, которые учитываются при расчете налога на прибыль за июнь, равна:
    (5400 руб. - 824 руб.) × 0,735 = 3363 руб.

    Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» определил по итогам II квартала.

    С 1 февраля 2004 г. до 1 января 2008 г. обслуживание и эксплуатация шин владельцами транспортных средств на территории РФ регламентировались Правилами эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденными распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р (далее - Правила).

    Так, раздел 10 Правил устанавливал обязанность организации по наблюдению за пробегом и износом автомобильных шин. При установке шин на автомобиль организации следовало завести карточку учета работы автомобильной шины (п. 43 Правил).

    Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого их следует заменить. После достижения нормы эксплуатационного пробега изношенные шины заменяются. Следует иметь в виду, что нормы эксплуатационного пробега шин установлены Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденными Минтрансом России 04.04.2002 (далее - Нормы), однако срок действия этих Норм ограничен датой 01.01.2007.

    Авторы отмечают, что до настоящего времени не издан ни один документ, устанавливающий единый порядок обслуживания и эксплуатации шин владельцами транспортных средств, а также нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств на всей территории РФ. Между тем, при эксплуатации автомобильного транспорта в бюджетном учреждении нужно руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин, который, по нашему мнению, должен прежде всего обеспечивать выполнение требований как бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, так и законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:

    1) порядок обслуживания, эксплуатации и списания автомобильных шин в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, бюджетным учреждением самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом бюджетное учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций);

    2) уполномоченный орган может разрешить подведомственным бюджетным учреждениям руководствоваться Правилами и Нормами, прекратившими свое действие.

    Примером первого варианта может служить приказ Минобороны России от 25.09.2006 № 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ», а второй вариант реализован, например, в приказе Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта», Методических рекомендациях по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России (опубликованы в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., № 12).

    По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации в качестве рекомендации бюджетное учреждение при утверждении порядка учета шин может использовать вышеуказанные Правила и Нормы. Данный порядок может быть утвержден в составе учетной политики учреждения (приказа об особенностях реализации государственной учетной политики в конкретном бюджетном учреждении).

    Кроме того, при определении порядка списания автомобильных шин и норм их эксплуатационного пробега следует также учитывать следующее. При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега необходимо учитывать требования:

    1) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

    2) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27;

    3) других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

    То есть должностные лица, прежде всего, должны учитывать возможность безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на конкретном комплекте шин.

    Обращаем внимание на то, что Нормы устанавливают показатели среднестатистического пробега шин. Данный пробег рассчитывался с учетом:

    • базовой модели автомобиля;
    • типоразмера шины;
    • модели шины.

    Кроме того, при расчете норм эксплуатационного пробега шины учитываются условия эксплуатации (работы) автотранспортного средства. При этом такие показатели были получены специализированной научно-исследовательской организацией опытным путем.

    Следует также учитывать, что, в соответствии с п. 3.4 Норм, для новых моделей шин и марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе приказом по предприятию на основании средних пробегов списанных шин ввести в действие временную норму, согласованную с ФГУП НИИАТ (в настоящее время - ОАО НИИАТ). При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства, а также уточнение значения нормы.

    В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не имеет возможности самостоятельно разработать нормы эксплуатационного пробега шин (отсутствуют соответствующие специалисты и материально-техническая база), но может воспользоваться положениями Правил и Норм. По нашему мнению, при использовании данных документов следует обязательно учитывать гарантии производителей по наработке шин в пределах гарантийного срока службы (т.е. используемая норма не должна быть меньше гарантийной, с учетом поправок на условия эксплуатации). Напомним, что производители могут устанавливать гарантийные сроки не только службы шин, но и их хранения.

    По нашему мнению, на основании заключения соответствующей комиссии для новых моделей шин и марок автомобилей руководитель бюджетного учреждения вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму наработки шин с учетом:

    • средних пробегов списанных шин;
    • гарантийных обязательств производителей шин.

    Кроме того, при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств нормы также могут быть установлены с привлечением специалистов специализированных организаций (например, ОАО НИИАТ).

    Учет автомобильных шин. Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) и другими нормативно-правовыми актами. Документооборот по принятию, перемещению и списанию материальных запасов учреждением разрабатывается самостоятельно, утверждается руководителем и отражается в учетной политике организации. Запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) при приобретении учитываются на основании первичных учетных документов на счете 10506000 «Прочие материальные запасы». В соответствии с Инструкцией № 148н при выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (ф. 0504210) или «Требование-накладная» (ф. 0315006).

    Все выданные запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Аналитический учет шин ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Пришедшие в негодность шины могут списываться с учета по «Акту о списании материальных запасов» (ф. 0504230).

    Основанием для замены автомобильных шин на транспортном средстве служат обоснованные заявки лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, утвержденные руководителем бюджетного учреждения. При установке шин на автомобиль целесообразно составлять акт. При этом в акте могут быть указаны номера, модель и обозначение. Форма такого акта может быть разработана и утверждена организацией с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

    Кроме бюджетного учета, в учреждении может быть организован дополнительный учет автомобильных шин. Для этого можно использовать, например, отдельные положения Правил.

    Так, учреждения могут на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы по форме, указанной в Приложении 12 к Правилам. Учет шин может осуществляться в соответствии с нормами этого документа ответственным лицом, на которого возложена эта обязанность.

    При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель сообщает ответственному лицу дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные должны быть зафиксированы в карточках учета работы заменяемой и запасной шины.

    Для контроля за правильным учетом пробега шин работнику, ответственному за это, надо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточке учета.

    Когда шины снимаются с эксплуатации, в карточке указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу). Кроме того, в ней обязательно производится запись о том, куда направлена шина - на восстановление, углубление рисунка протектора нарезкой, в ремонт, утиль или рекламацию.

    В.Г. Молчанов,эксперт
    Правовой консалтинг ГАРАНТ

    В коммерческих организациях числятся на балансе транспортные средства – грузовые и легковые автомобили. В период эксплуатации данные транспортные средства подвергаются амортизации, естественным образом изнашиваются детали автомобилей, шины и покрышки. В статье рассмотрен порядок учета норм списания и срок службы автомобильных шин.

    Ключевые слова: нормы списания запасных частей и расходных материалов, учет, запасные части, расходные материалы, коммерческие организации

    Нормы эксплуатационного пробега. В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

    В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом-изготовителем автомобильных шин.

    Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, то может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

    В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (НК РФ), т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

    Кроме того, в соответствии с подп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения", эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм.

    Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

    Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на сч. 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов).

    В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

    При этом стоимость автомобильных шин списывается со сч. 10 "Материалы", субсчет 10.5 "Запасные части", в дебет счета учета затрат, например сч. 20 "Основное производство" (пп. 93 и 95 Методических указаний, пп. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н ПБУ 10/99).

    Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете: Д-т сч. 012 .

    При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" как утильсырье.

    Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

    Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

    Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, т.е. в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит сч. 91: Д-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

    Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н): Д-т сч. 62 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход от продажи шин специализированной организации .

    При этом утилизируемые шины списываются со сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н:

    Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 10 "Материалы", субсчет 6 "Прочие материалы" – списана стоимость реализованных шин;

    Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 начислен налог на добавленную стоимость (НДС).

    В то же время, по мнению автора, шины, которые подлежат списанию с последующим выбытием, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

    Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

    Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" – признан доход;

    Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы" К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" – начислен НДС;

    К-т сч. 012 списаны с забалансового счета выбывшие шины.

    К сведению. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

    В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", покрышки отработанные относятся к 4-му классу опасности.

    Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

    Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разд. 4 "Размещение отходов производства и потребления" приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

    Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению и сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

    Налоговый учет. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

    Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (НК РФ), либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

    В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

    Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

    При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

    Из буквального прочтения нормы п. 6 ст. 254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

    Список литературы

    • Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
    • Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
    • О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
    • Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
    • Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
    • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
    • Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
    • Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
    • Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786.
    • Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204.
    • Письмо Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш.