Как работает страховка на машину. Осаго: как это работает. Сколько стоит осаго

26.10.2023 Тест-драйвы

Теперь страховщики будут возмещать ущерб по ОСАГО натурой: вместо денег получите ремонт авто. Все просто? Нет, не все

С марта в России был принят очень неоднозначный закон, споры о котором велись на протяжении многих месяцев. К сожалению, сегодня этот закон стал нашей новой реальностью, в которой нужно как-то научиться жить — изменился принцип возмещения ущерба по полису ОСАГО. Теперь вместо денежный компенсации страховая компания будет настаивать на ремонте вашего авто — это называется «приоритет ремонта».

Что все это значит?

Теперь главным видом возмещения ущерба при большинстве случаев ДТП становится так называемая «натуральная выплата». Денежные выплаты будут выступать скорее в качестве исключения, когда:

    машина не подлежит восстановлению;

    потерпевший погиб в ДТП, а страховку получают наследники;

    потерпевший получил средние или тяжелые травмы при ДТП;

    потерпевший является инвалидом;

    ремонт дороже максимальной выплаты — 400 тысяч рублей;

    страховая сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;

    не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

Новые правила распространяются на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Соответственно, если ваш полис еще не истек, для вас пока еще работают старые правила.

Как будут ремонтировать

Закон строго регламентирует много расхожих моментов. Например, четко прописано, что страховая должна чинить вашу машину только в авторизованном сервисе, замена должна производиться только на новые детали (хотя СК может предложить вам использовать б/у, но последнее слово все равно остается за собственником).

Как выглядит весь процесс? Для начала СК предложит вам при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

Более того, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил президент РСА Игорь Юргенс.

В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется.

«После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в „свою“ страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», — прокомментировал Юргенс.

Все равно проблемы

Хотя в законе постарались учесть большинство скользких моментов, многие автовладельцы все равно сталкиваются с проблемами. В частности, нередко возникает ситуация, когда вам в автомобиль ставят новые детали, а СК выделяет деньги, как на «старые». Соответственно, вам придется еще и доплачивать за ремонт, несмотря на страховку. Более того, закон в этом случае предлагает взыскать разницу в стоимости с виновника ДТП.

Разные полисы

Как уже было сказано выше, в течение этого года для разных полисов будут действовать разные правила. Если у потерпевшего в ДТП новый полис ОСАГО (договор заключен начиная с 29 апреля 2017 года) и урегулирование убытка происходит по процедуре ПВУ (прямое возмещение убытков: потерпевший идет за выплатой к своему страховщику), то работает приоритет ремонта.

Если условия ПВУ не выполняются (причинен ущерб более чем двум авто и/или есть пострадавшие), ремонт как преимущественный способ урегулирования убытков применяется в случае, если новый полис ОСАГО (с 29 апреля 2017 года) имеет виновник ДТП.

Таким образом, если у пострадавшего в ДТП новый полис ОСАГО, то он обращается в свою страховую компанию, при наличии у пострадавшего в ДТП старого полиса, а у виновника ДТП — нового полиса обращаться следует в страховую компанию виновника аварии, которая обеспечит натуральное возмещение.

При ДТП и дальнейшем урегулировании убытков имеет значение, когда был заключен договор ОСАГО именно с виновником аварии. Закон распространяется лишь на новые договоры, которые заключены с 28 апреля включительно. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение тоже возможно, но только по договоренности между страховщиком и страхователем.

Все равно недовольные

Закон разрабатывался как идеальное решение для всех: страховщики могут, наконец, не бояться пресловутых «автоюристов», которые магическим образом делали ОСАГО крайне невыгодным бизнесом, СТОА получают нескончаемый поток клиентов, а автовладельцы — отремонтированные машины.

Однако, когда в процессе задействовано такое количество участников, он просто не может проходить гладко. В частности, СТОА категорически отказываются принимать на ремонт машины по ОСАГО из-за того, что страховые компании слишком занижают цены на детали. Дело в том, что по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной Центробанком единой методике. И по словам дилеров, средняя стоимость запчастей в справочнике не отражает среднерыночной стоимости.

«С дилерами труднее всего — нам бы хотелось снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается», — подтверждает гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова.

Естественно, находятся недовольные и среди автовладельцев, которые то и дело сталкиваются с нарушениями, к примеру, в сроках ремонта. Многие регионы и вовсе не могут оформить ОСАГО на автомобиль старше 2000 года, так как запчасти к ним встречаются очень редко, и страховщики не хотят брать на себя такую ответственность.

Однако, у потребителей есть выход: если не устроило качество обслуживания, вы можете обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

«СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок», — отметил глава РСА.

Но страховщики все же не теряют надежду. По словам Юргенса, постепенно закон начнет раскручиваться, будет накапливаться статистика и практика его применения, которая поможет «докрутить» закон и усовершенствовать.

На вопрос об ОСАГО что это такое и с чем его едят многие снисходительно улыбнутся, уверенные в своих познаниях. Однако на практике уровень базовой информированности по автогражданке среди водителей невысок – основу знаний составляют разные частности прикладного порядка.

Вразумительно же объяснить, чем является ОСАГО в принципе, способны немногие. Это может приводить к ошибочным убеждениям, неприятным последствиям при приобретении полиса, оформлении и разборе ДТП, порождать убытки, неполные выплаты и штрафы.

Поэтому, несмотря на наличие массы материала по различным аспектам ОСАГО, назрела необходимость в одной обобщающей статье, прочитав которую вы будете знать все важные основы обязательного страхования.

Сперва давайте разберемся с терминологией.

Расшифровка аббревиатуры ОСАГО означает «Обязательное страхование автогражданской ответственности».

Часто к этому еще добавляют словосочетание: «владельцев транспортных средств».

Что означает «обязательное страхование»?

Из приведенной выше расшифровки два первых слова – «обязательное страхование» (ОС), могут быть ясны сразу.

Они прямо говорят, что:

  • Договор относится к области страхового дела;
  • Договор заключается на обязательной, а не на добровольной основе.

Обязательное страхование означает, что страховой договор заключается по предписанию закона и важнейшие его аспекты контролируются государством.

Это могут быть:

  • Страхуемые объекты;
  • Страхуемые субъекты;
  • Страховые премии;
  • Страховые возмещения;
  • Страховые правила.

Заключения обязательного страхового договора регулируется ГК РФ (г. 48, ст. 927). ОС обычно осуществляется в сферах, затрагивающих значительные слои населения.

Подобный договор применяется не только к транспортным средствам (ТС). Например, к обязательному относятся некоторые виды следующих страхований:

  • Профессионального (военнослужащих, налоговиков, электриков, высотников и т. д.);
  • Социального (медицинское, разные виды пособий и т. п.);
  • Транспортного (пассажиров, грузов, ТС и т. д.).

Федеральный закон № 4015-1 («О страховом деле в РФ») статьей 3 (п.4) предписывает наличие для каждого вида ОС специального законодательного акта, которым оно регулируется. Для автогражданки таковым является ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»).

Что означает «автогражданская ответственность»?

Далее в аббревиатуре ОСАГО идет менее понятное сочетание: «автогражданская ответственность». Интуитивно можно догадаться, что страхуется некая ответственность, называемая автогражданской. Подробнее этот момент я разберу ниже.

Тут тоже будет полезно знать, что страхование ответственности (СО) – это большой кластер, включающий более 10-и отраслевых разновидностей. А ОСАГО лишь малая часть его часть.

Например, к СО относится страхование:

  • Производителей товаров;
  • Финансовых организаций вкладчиков;
  • Многих видов промышленности;
  • Ответственности гражданина.

Сюда же относится и транспортное страхование. Здесь имеет значение слово «автогражданской», т. к. не все виды транспортного страхования касаются автомобилей.

К примеру, есть виды страхования ответственности владельцев транспорта:

  • Воздушного
  • Морского
  • Железнодорожного

То есть «автогражданская ответственность» подразумевает страховую ответственность субъекта, использующего колесный автотранспорт – это и есть ОСАГО.

В чем заключается суть ОСАГО – основные принципы автогражданской ответственности

С самим термином ОСАГО, думаю, все понятно. Но из него не до конца ясна суть автогражданки как таковой. Для чего она вообще нужна? Что и кому дает? Давайте разберемся в этом важном вопросе.

Гражданская материальная ответственность

Общеизвестно, что за причиненный ущерб виновное в нем лицо должно материально отвечать, согласно ГК РФ (ст. 1064 и др.) – это и есть материальная гражданская ответственность. Вследствие этого ответчик понесет убыток номинально равный нанесенному ущербу.

Это может быть ответственность:

  • Уголовная
  • Материальная
  • Уголовно-материальная

ОСАГО касается только материальная ответственность – к уголовному производству авторгажданка отношения не имеет.

Для всех субъектов (физлиц и юрлиц) имеется постоянная материальная ответственность, в качестве потенциального виновника перед потенциальными потерпевшими. Ведь любой гражданин, при определенных обстоятельствах, может стать причинителем вреда и отвечать за него.

То есть это классифицируется как риск. И часто такой риск наносится через какие-то объекты, которыми пользуется виновник. А чем занимаются страховые компании (СК)? Правильно – страхуют риски, и риск, связанный с использованием каких-то вещей в том числе.

Например, есть родственный ОСАГО полис гражданской ответственности. Не автогражданской, а гражданской – это добровольное страхование, покрывающее материальную ответственность за ущерб при самых разных ситуациях (в основном бытовых).

Автогражданская материальная ответственность

Кроме страхования гражданской ответственности существуют и другие подобные полисы. Но все они имеют один главный принцип – их предметом является не сам объект, а связанная с ним ответственность субъекта.

То есть прямого классического страхования, когда владелец получает возмещение за повреждение своей собственности, не происходит. Страхуется возможность материальной ответственности перед потерпевшим. Не возможность причинения вреда, как пишут некоторые, а именно возможность ответственности за него.

Ведь наносимый потерпевшему вред не приносит материальный убыток виновнику. Его приносит наступающая ответственность, которая и страхуется. Этот тонкий момент многие понимают туманно.

ОСАГО как раз относится к подобной разновидности страхования, предоставляя полис автогражданской ответственности. Он покрывает возможный убыток виновника, который тот может понести при возмещении вреда потерпевшему. При условии, что вред этот причинен посредством автомобиля.

Отсюда и такой термин – автогражданская ответственность, т. е. ответственность, связанная с ТС виновника, которое выступило в качестве агента нанесения вреда.

Что такое ОСАГО – определение

Думаю, после прочтения вышеизложенного, вам стал ясен принцип страхования, являющийся основой ОСАГО. Теперь можно вывести общее определение автогражданки.

Итак, ОСАГО это — страхование субъектом (физлицом или юрлицом) возможности своей материальной ответственности за причиненный вред другому субъекту, посредством ТС находящимся в процессе движения.

Обратите внимание на концовку – там нет слова «использование». И не зря – вред может быть нанесен ТС и без факта его использования (например, сорвавшимся с ручника транспортом).

Некоторые используют концовку «по прямому назначению», но это не совсем точная формулировка. Да, к легковушкам подобное применимо – их прямое назначение заключается в простом передвижении. А вот со спецтехникой иначе. Повреждения, нанесенные не относящимися к передвижению конструкциями, не возмещаются в рамках ОСАГО, а ведь эти конструкции и определяют прямое назначение таких ТС.

Что ж, главное уяснили, теперь разберемся с частностями, связанными с ОСАГО.

Когда появилось ОСАГО?

Где обязательное автострахование зародилось, началось с какого года и кто его придумал? Некоторых автомобилистов интересуют и такие вопросы.

Добровольное автомобильное страхование стартовало в далеком 1898 г. (в СССР в 1991 г.), спустя всего 3 года после изобретения первого авто. Тогда американская страховая компания «Travelers Insurance Company» выдала первый полис на безлошадный экипаж некому Мартину Трумэну.

Страховка стоила 12 долларов, а покрывала ущерб на 500 – приличная по тем временам сумма. Примечательно, что Трумэн купил полис от столкновения его чудо-повозки с конными экипажами, а не с другими авто, которых тогда был сущий мизер.

Более 30-и лет понадобилось автопрому США, чтобы нарастить такое количество машин, которое потребовало введения для них особого страхования – обязательного. Впервые прототип ОСАГО был внедрен в штате Массачусетс (в 1925 г.), вскоре к нему присоединились все остальные, а к средине 30-х годов эстафету приняла Европа.

После 50-х г. ХХ в. ОСАГО стало общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Как развивалось ОСАГО в РОССИИ?

Вопреки общему предубеждению идея обязательного страхования в России появилась давно: в 24 г. – за год до введения ОСАГО в США. Но ввиду мизерного количества автомобилей в тогдашнем СССР подобное начинание вождями было сочтено неактуальным, хотя и интересным.

В шестидесятых годах уже вполне серьезно планировалась разработка советского варианта ОСАГО, но его опять не поддержало высшее руководство. Из-за этого первые реальные законопроекты по обязательному автострахованию рассматривала уже молодая Госдума в 1993-94 гг.

Правда, разработка шла вяло и только в 2000 г. финальный законопроект был принят в первом чтении. Потом его еще два года дорабатывали и 25 апреля 2002 г. был наконец принят ФЗ «Об ОСАГО» (№ 40).

Примечательно, что в те времена российские автомобилисты весьма негативно восприняли на свои плечи новую повинность, однако теперь это позабылось и ОСАГО для авто воспринимается как обыденный и обязательный атрибут.

Три главных преимущества ОСАГО

Обязательное автострахование отличает три главных положительных качества, совокупность которых способствует его распространению во всем мире.

  1. Страховщик платит за вину страхователя. При условии, что отказаться от автогражданки все равно нельзя, ее наличие дает автомобилисту определенную гарантию сохранности его кошелька при по его вине. Это несомненно плюсовой фактор и материально заинтересовывает владельца полиса.
  2. Гарантия получения страховых выплат. Потерпевшие во многих случаях избавлены от утомительных хлопот по взысканию возмещения с виновной стороны и получают деньги с высокой оперативностью. По ОСАГО оплачивается ущерб даже незастрахованному лицу, т. к. главное тут – наличие полиса у виновника происшествия.
  3. Повышение уровня безопасности дорожного движения. Автогражданка стимулирует водителей к соблюдению правил ПДД и аккуратному вождению. Это косвенно экономит людям время, нервы, усилия и деньги, а также оберегает их здоровье и жизнь.

Перечисленные качества дают свои плоды:

  1. ОСАГО набирает популярность как выгодная страховая услуга, несмотря на повышение ее тарифов;
  2. Основная масса возмещений при ДТП урегулируется исключительно в рамках ОСАГО, что разгружает суды и другие госструктуры;
  3. Число ДТП находится под контролем и не выходит за прогнозируемые пределы, несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин в РФ.

Однако у автогражданки есть и отрицательные моменты, которые большей частью возможно устранить в будущем.

8 существенных минусов, имеющихся у ОСАГО

После окончания стадии активного реформирования, которая имеет место в настоящее время, российское ОСАГО должно стать надежной гарантией достойного возмещения вреда потерпевшим и минимизации проблем у виновника.

Однако сейчас система еще не до конца отлажена и подвержена построению на ее основе дискредитирующих схем. К ним относятся:

  1. Занижение суммы возмещения , к чему склонны практически все страховые компании, в той или иной степени;
  2. Навязывание дополнительных услуг от страховщика, повышающих плату за полис и часто абсолютно ненужных водителю;
  3. Учет износа требуемых замены деталей при выплате возмещения и высокая вероятность обмана в исходных данных по износу для калькуляции;
  4. Случаи занижения страховых баллов водителя без имеющихся на то оснований и отмечающиеся довольно часто;
  5. Возмещение вреда здоровью и жизни еще недостаточно проработано в сравнении с возмещениями по «железу»;
  6. Довольно низкие лимиты возмещений в сравнении с западными странами;
  7. Возможность приобретения левых полисов , мало отличающихся от оригинала.
  8. Отсутствие жесткого контроля государства за страховщиками . Это дает возможность СК использовать юридические казусы в явно негативной плоскости с целью наживы. Примером может служить нашумевшая эпопея с требованиями выплат от сбитых машинами пешеходов.

В последнее время многие относят к минусам существенно повысившуюся стоимость полиса. Однако одновременно с этим были повышены и лимиты возмещений, что уравновесило негатив.

Почему пешеходы платили деньги за восстановление сбивших их автомобилей

В 2012 г. после прецедента Красноярского краевого суда, когда СК сумела взыскать с родителей пострадавшей несовершеннолетней девушки деньги на ремонт сбившего ее авто, начался шквал подобных разбирательств и громких скандалов.

Все дело в том, что в красноярском прецеденте Конституционный суд, в который была подана апелляция от родителей девушки, стал на сторону страховщика. Посчитав это за «зеленый свет» СК принялись наперебой взыскивать уплаченную клиентам стоимость повреждений со сбитых ими пешеходов. Причем суды местных инстанций, также впечатленные решением КС, часто принимали сторону СК, мало учитывая нюансы каждого случая.

Дело дошло до того, что деньги взыскивали с людей, оставшихся инвалидами 1 группы и даже с наследников, скончавшихся под колесами авто пешеходов.

Руководствуясь ФЗ № 40, ущерб ТС действительно должен оплатить виновник, а согласно ст. 1064 ГК РФ и мнению КС РФ, в случае если ДТП произошло по вине пешехода, то ему и платить за поврежденную его телом машину.

Юристы же уточняют, что в подобных случаях нельзя судить так категорично. Да, сбитым пешеходом может быть нарушен пункт 4.5 ПДД («смотри по сторонам»), но в отношении водителя при таком ДТП в 100% случаях нарушен пункт 10.1 («внезапное препятствие») того же ПДД. Выходит, в самом неблагоприятном для пешехода случае вина будет минимум обоюдной, а это уже минус 50% возмещения по закону.

В настоящее время после личного вмешательства президента суды умерили пыл и СК редко выигрывают подобные дела, однако на законодательном уровне данный казус до сих пор не урегулирован.

Обязанности водителя по ОСАГО

ОСАГО предполагает ряд обязанностей для водителя ТС.

Вот их основной перечень:

  1. Оформление обязательного страхования для используемого на общих основаниях транспорта;
  2. Предъявление страхового полиса работникам ДПС (из пункта 2.1.1. ПДД данное требование в будущем может быть исключено);
  3. Постановка в известность СК о фактах изменения сведений о страхователе (места жительства, фамилии и т. д.);
  4. Предоставление данных своего полиса , при возникновении ДТП, другим участникам происшествия;
  5. Уведомление о наступлении страхового случая своего страховщика, посредством специального бланка-извещения, в установленный законом срок.
  6. Предоставление достоверных сведений о страховом случае;
  7. Предоставление автомобиля для определения степени повреждений.

Права водителя по ОСАГО

ОСАГО предоставляет страхователю ряд прав.

Они следующие:

  1. Получать услуги обязательного страхования у любого страховщика на безоговорочной основе, если все условия соблюдены;
  2. Восстанавливать полис , утраченный по каким-либо причинам;
  3. Заключать договор на выбранный временной период;
  4. Самостоятельно разрывать договор в установленных законом случаях (смена собственника и др.);
  5. Получать страховое возмещение в соответствии с положениями закона и в полном объеме;
  6. Требовать дополнительное страховое возмещение при нехватке суммы первоначальной выплаты на восстановление авто или здоровья;
  7. Требовать возмещения расходов, сопутствующих страховому случаю;
  8. Требовать независимой экспертизы от страховщика при несогласии с заключением первичного осмотра авто работником СК;
  9. Воспользоваться расширенными возможностями обязательного страхования.

Как формируется цена на ОСАГО?

Один из главных аспектов автогражданки – ее цена. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что стоимость ОСАГО контролируется государством. Это соответствует действительности лишь номинально, т. к. подобный контроль не дает фиксированной цены полиса.

На самом деле стоимость полиса зависит от:

  • Прямого государственного регулирования;
  • Расчетов страховщиков;
  • Водителя ТС.

В результате разброс цен на страховку может быть очень значительный.

Давайте вкратце во всем этом разберемся.

Прямое государственное регулирование стоимости ОСАГО

Согласно ФЗ № 40 (ст. 8-9) в качестве регулятора цен выступает Центробанк РФ. Но он указывает для СК только значения базового тарифного коридора.

Этот коридор определяется в соответствии с:

  • Максимальными и минимальными тарифными ставками;
  • Территориальными коэффициентами.

Согласно ст. 9, п. 1 (ФЗ № 40), стоимость полиса рассчитывается в виде произведения базовых ставок (БС) и территориальных коэффициентов (ТК).

Значения БС и ТК устанавливаются ЦБ РФ на срок не менее одного года.

Базовые тарифные ставки

Эти ставки разделены на 7 тарифных групп, соответствующих родственным категориям авто- , мото- , и электро- транспорта.

Данные тарифные группы могут подразделяться на подгруппы, согласно различным условиям, которые могут влиять на степень риска причинения вреда:

  • Вид субъекта владения;
  • Сфера применения;
  • Характер использования;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъемность.

Приведу пример для легкового автотранспорта с минимальной и максимальной базовой стоимостью полиса. Легковушки входят в тарифную группу для категорий «В» и «ВЕ», которая подразделяется на 3 подгруппы:

  • Юрлица – от 2573 до 3087 руб.
  • Физлица (включая лиц-ИП) – от 3432 до 4118 руб.
  • ТС применяемые как такси – от 5138 до 6166 руб.

Территориальные коэффициенты

Базовая стоимость полиса зависит и от регионального фактора, согласно ст. 9, п. 2 (ФЗ № 40). Такая регуляция введена из-за существенной разницы в условиях эксплуатации ТС между разными регионами (уровни рисков, уровни цен и т. п.).

Подобное различия условий для ОСАГО выражается в территориальных коэффициентах, значения которых обновляются по одинаковым с базовыми тарифами правилам.

Территориальный коэффициент определяется согласно месту преимущественного использования ТС, с учетом адреса прописки собственника или владельца (ст. 9, п. 2, пп. «а», ФЗ № 40).

ТК разделены на 86 групп, почти полностью соответствующих 85 субъектам Федерации. 86 группа выделена для зарубежной арендной территории Байконур. Большинство групп имеют подразделение на подгруппы – крупные города имеют свой коэффициент, а все остальные населенные пункты один общий.

Также свои ТК, без отрыва от влияния региона, имеет автотранспорт специального назначения.

Расчеты страховых компаний

На основе базовой стоимости страховщики строят собственные расчеты с учетом индивидуальных особенностей водителя, автотранспорта и страховой истории.

Основные факторы, которые влияют на расчеты СК следующие:

  • Базовый ценовой коридор;
  • Возраст водителя;
  • Стаж вождения;
  • Безаварийность вождения;
  • Количество вписанных в полис водителей;
  • Период действия договора;
  • Технические данные ТС.

Причем этот список может быть расширен, согласно подпункту «д» (п. 2, ст. 9 ФЗ № 40). Например, некоторые СК учитывают пол водителя.

Безаварийность езды водителя

Безаварийное вождение – это особый параметр, являющийся принципиальным для ОСАГО. Его определяет балльная система коэффициентов бонус-малус (КБМ) и он существенно влияет на стоимость страховки.

В этой системе есть базовое значение, присваиваемое водителю на старте его истории вождения – страховой класс (начальный КБМ =1, начальный класс = 3). Затем, в зависимости от количества страховых выплат, в этот класс ежегодно вносятся коррективы, снижающие или повышающие его.

Причем такая классность повышается медленно (по 1 классовой единице или 0.5 баллов КБМ в год). А вот утратить ее можно быстро – достаточно двух страховых выплат в год, чтобы скатиться с самого высокого класса (13) опять на базовый (3).

Такая система способствует т. н. безаварийной езде, что благоприятно сказывается на общей безопасности дорожного движения.

Однако тут есть один порок – страховая безаварийность и безаварийность истинная не есть одно и то же. СК снижают стоимость полиса не за отсутствие аварий, а за отсутствие страховых выплат. То есть водитель может постоянно попадать в ДТП и быть на плохом счету в ГИБДД, но если он улаживает все в частном порядке, то для СК он «белый и пушистый».

В будущем подобная ситуация может измениться и СК обяжут учитывать все ДТП зафиксированные ДПС.

Какие бывают полисы автогражданки?

В рамках ОСАГО предусмотрено несколько , которые страхователь может выбирать на добровольной основе.

Вот их перечень:

  • Базовое ОСАГО – классический полис, являющийся обязательным. Он предполагает возможность доступа к управлению ТС не более 5-ю водителями.
  • Неограниченное ОСАГО – подобный полис (оформленный на основного владельца) дает право управления автомобилем неограниченному количеству водителей. Этот вариант существенно дороже.
  • ДСАГО – это расширение для полиса ОСАГО, дающее право водителю самостоятельно выбрать сумму возмещения в более широком диапазоне. Данная страховка полезна для дорогих автомобилей.
  • Сезонное ОСАГО – дает возможность водителю существенно снизить стоимость полиса, уменьшая период страхования (доступны варианты на 3 или 6 мес.). Такая страховка популярна у тех, кто использует ТС не круглый год.
  • Электронное ОСАГО (е-ОСАГО) – это не вид полиса, а возможность его приобретения онлайн, которую все СК обязаны предоставлять с января 2017 г. Такой вариант подходит для тех, кто хочет купить ОСАГО быстро, без очередей и навязывания всяких допов. Электронный полис не имеет юридически значимого бумажного бланка. Хотя некоторые компании предлагают е-ОСАГО с дублированным бумажным договором, но законом это не предусмотрено.

К 2020 г. планируется предоставить страховщикам больше свободы в плане создания фирменных страховых программ по ОСАГО. Это идея т. н. вмененного страхования, предусматривающего либерализацию тарифов и условий страхования, но в рамках государственного контроля.

Какие есть варианты процедур страхового возмещения?

Как известно максимальная сумма выплаты по ОСАГО на 2016 и 2017 г. составляет:

  • 400 тыс. руб . – за ущерб по «железу»;
  • 500 тыс. руб. – за вред здоровью или жизни.

Сумма возмещения рассчитывается на основе величины ущерба в рамках этих лимитов. Минимальная выплата по ОСАГО не лимитирована.

Способы страхового возмещения постоянно реформировались. Сперва был доступен только классический вариант – потерпевший обращался за возмещением к компании виновника.

Затем появилась альтернатива – прямое возмещение от СК потерпевшего, который мог выбирать один вариант из двух. Позже это новшество отменили, введением безальтернативного прямого возмещения. Ко всему этому впоследствии был добавлен вариант натурального возмещения (ремонтом авто).

Итак, какие способы выплат доступны на сегодняшний день? Вот их список, актуальный на февраль 2017 г.:

  • Прямое безальтернативное возмещение – на данный момент является основным вариантом выплат;
  • Классическое возмещение – запасной вариант, применяемый для страховых случаев, условия которых исключают выплаты по основной прямой схеме;
  • Натуральное возмещение – сейчас этот вариант занимает место альтернативного.
  • Компенсационное возмещение – это страховочный вариант для случаев, когда выплаты от страховщика недоступны (по разным причинам). Вместо СК деньги выплачивает РСА (Российский союз страховщиков) из специального компенсационного фонда.

Вопрос в тему: Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Это может произойти только в случае обоюдной виновности участников ДТП. В таких случаях возмещение обычно составляет 50% от положенного. Но СК могут сделать и более точные расчеты, с учетом доли вины каждого участника происшествия.

Что будет с вариантами выплат в ближайшем будущем?

По вариантам выплат нужно уточнить, что в 2017 г. в их отношении выплат грядет серьезная реформа – планируется заменить денежное возмещение натуральным почти для всех страховых случаев.

Так, 14 декабря 2016 г. Госдума приняла соответствующий законопроект (от Емельянова М.) в первом чтении. Центробанк же настаивает на введении закона в действие до 1 марта 2017 г.

Законопроект Емельянова был внесен совсем недавно (по меркам Думы) – в июне 2016 г., а всего через полгода был принят в первом чтении. Откуда такая поспешность в таком важном деле? Ведь обычно Дума принимает законы после их обстоятельного и довольно длительного обсуждения.

Дело в том, что в этой области сложилась ситуация близкая к катастрофической, которая угрожает всей системе ОСАГО и требует срочного вмешательства.

По всей стране расплодилось множество юридических фирм, профилем которых является перекупка у потерпевших их спорных страховых дел и выбивание из СК непомерно раздутых исками возмещений в свою пользу. Введением безденежной формы возмещения в качестве основной, планируется оздоровить ситуацию и выбить почву из-под ног узаконенного юридического мошенничества.

Так что тут ожидаются важные новости, о которых я вам непременно сообщу на страницах моего блога.

  • Если был увеличен страховой риск и СК требует дополнительной оплаты, ее величина рассчитывается по актуальным на это время тарифам, которые могут отличаться от первоначальных (ст. 8, п. 3, абз. 2 ФЗ № 40), имейте это в виду.
  • Принимаемая СК от страхователя оплата за полис (страховая премия) должна большей своей долей участвовать в непосредственном страховом возмещении, точнее это – 80% всей внесенной суммы.
  • Расчеты и окончательная цена за полис ОСАГО в одном населенном пункте для одного водителя и одного авто не должны существенно отличаться у разных страховщиков, обращайте на это внимание.
  • Статистические данные по ОСАГО (размеры оплат страхователей, количество и величина возмещений и др.) обнародуются Центробанком в ежегодных отчетах.

Заключение

Итак, вы уяснили что такое ОСАГО, на каких принципах оно основано, откуда берет корни и как работает эта система. Подобные знания помогут вам правильно сориентироваться в страховой компании и не дать себя обмануть.

А как вы относитесь к автогражданке? Согласны ли вы с принципами такого страхования? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео-бонус: 15 самых необычных фобий знаменитостей . Нео из Матрицы страшится темноты, а великий создатель «Мика и Мауса» мышей! А хотите узнать, чего боится сам Арнольд Шварценеггер и другие знаменитости? Тогда смотрите видео и удивляйтесь от души:


На этом все, делитесь статьей со своими друзьями через соцсети, подписывайтесь на блог и не забывайте об обязательном страховании.

П.С. На фото Рэйндж Ровер Спорт drive2.ru/r/landrover/1549183.

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая?

ОСАГО - это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено.

Всеобщность и обязательность страхования

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО - это то, что он регулирует возмещение убытков и ущерба, которые именно вы, не другой участник, причинили третьим лицам - транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Что касается вас, вашего автомобиля, имущества, жизни и здоровья, то ОСАГО к ним не имеет никакого отношения. Компенсировать ущерб, который понесли лично вы, придётся за счёт собственного кошелька. Если вы хотите защитить и свой автомобиль от повреждения и угона, то тогда нужно купить .

Каждый водитель обязан приобрести полис ОСАГО или, по крайней мере, быть в него вписан. Правило это действует даже тогда, когда вы просто перегоняете своё авто от автосалона до дома или места регистрации (исключение составляют случаи, когда полис ОСАГО подразумевает неограниченное количество лиц, имеющих право на управление автомобилем).

Без полиса ОСАГО вы не только не имеете права выезжать на проезжую часть (иначе штраф - от 5 до 8 МРОТ), но не сможете поставить свой автомобиль на учёт в ГИБДД. Кроме того, заработаете серьёзные неприятности, если вдруг произойдёт ДТП с вашим участием, а полиса ОСАГО вы предъявить не сможете.

Управляя автомобилем, оригинал полиса вы всегда должны иметь при себе, равно как права и документы на машину. Если полис у вас есть, но вы его, например, забыли дома, инспектор имеет право отправить техническое средство на штрафстоянку, откуда вы его можете забрать опять же только предъявив полис.

Страховые выплаты по ОСАГО

Законодательством также предусмотрен ряд условий, когда ущерб, нанесенный по вашей вине, при помощи полиса ОСАГО компенсировать нельзя. Полный список ограничений по полису ОСАГО можно прочитать в статье Путеводителя .

Срок

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обычно заключается на год, при этом минимальный срок заключения договора по закону может составлять всего три месяца. А если вы являетесь владельцем автомобиля, зарегистрированного за рубежом, но планируете ездить на нем на территории РФ, то полис можно оформить на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.

Стоимость полиса ОСАГО

Цену на полис ОСАГО определяют водительский стаж, марка и мощность транспортного средства, регион, в котором вы используете автомобиль и другие расчётные параметры. На каждый из показателей устанавливается свой повышающий или понижающий коэффициент, величина которого жестко регламентирована правительственными постановлениями. О том, как устанавливается цена на полис, вы узнаете в статье Путеводителя , а рассчитать и оформить сам полис сможете с помощью .

Как действует ОСАГО?

Первоначально закон об ОСАГО предполагал один способ расчётов: потерпевшая в дорожно-транспортном происшествии сторона должна была обращаться к страховщику лица, которое нанесло ущерб. Однако с недавних пор в процесс получения страховой компенсации были внесены законодательные изменения с тем, чтобы как-то упростить процедуру получения компенсации при наступлении страхового случая. Согласно внесённым поправкам, если в ходе ДТП не нанесен вред здоровью людей, а также соблюдается ряд дополнительных условий, вы можете обратиться за компенсацией ущерба непосредственно к своему страховщику - здесь работает так называемое . Кроме того, если ущерб имуществу не превышает 50 тысяч рублей, то нет надобности вызывать представителей ГИБДД - в таком случае используется Европейский протокол.

На рассмотрение заявок о выплате ущерба каждой страховой компании отводится 20 календарных дней, при этом установлено, что за каждый день просрочки страховщику придется выплачивать штраф в 1/75 от ключевой ставки Центробанка от суммы ущерба.

Ограничение верхней границы возможных страховых выплат по ОСАГО приводит к тому, что сумма страховки может не покрывать полностью размер причиненного вами ущерба. Если вы по дороге снесли автобусную остановку, рекламную конструкцию и въехали в витрину магазина, возмещать всю сумму свыше лимита по ОСАГО придётся из своего кошелька. Поэтому все страховые компании предлагают полисы на добровольное страхование гражданской автоответственности () - именно для того, чтобы вы сумели расплатиться в случае, если размер ущерба превысит верхнюю границу выплат по полису ОСАГО.

На первый взгляд кажется, что «подводных камней» в значительно меньше, чем в выборе и расчёте добровольного страхования каско. Даже если это так, не стоит халатно относиться к выбору страховой компании и доверять оформление полиса первой попавшейся. Степень надёжности страховщика никого кроме вас интересовать не будет, потому что став виновником ДТП, вы обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне - с помощью страховщика или без него.

Совет Сравни.ру: Если хотите сэкономить на ОСАГО, то выбирайте полис с ограниченным кругом лиц, вписанных в страховку.

В Российской Федерации страхование подразделяется на две категории: обязательное и добровольное. Как работает ОСАГО и что подразумевается под аббревиатурой? ОСАГО является обязательным страховщика. Приобретая полис ОСАГО, гражданин становится клиентом страховой компании, в которую он обратился. После заключения договора у собственника на руках остается полис бланка строгой отчетности либо документ, распечатанный на бумаге формата А4, заверенный печатями, а также квитанция об оплате. У страхователей остаются на руках копии документов, заявление. В заявлении указаны полные данные страхователя и всех вписанных водителей. Договор действует 1 год на всей территории РФ. Если клиенту нужно застраховать автомобиль на меньший срок, то есть возможность уменьшить период использования. При страховом случае собственник автомобиля может обратиться в любой офис виновника. Риском ОСАГО является автогражданская ответственность.

Документы

В процессе страхования клиент должен предоставить представителю страховщика документы: паспорт собственника или страхователя, паспорт транспортного средства или свидетельство транспортного средства, водительские удостоверения всех водителей, вписанных в страховку. Также, придя в офис, нужно взять с собой мобильный телефон. Во время оформления приходит код-пароль, без которого нет возможности сделать страховку.

Действия ОСАГО при ДТП

Как работает ОСАГО при ДТП? Пострадавшая сторона должна обратиться в страховую компанию виновника с его полисом для получения выплаты. Если ущерб больше лимита, то потерпевший имеет право взыскать оставшуюся часть в судебном порядке. Потерпевшими могут быть все физические лица, которым был причинен вред (жизнь, здоровье, порча имущества).

Как работает ОСАГО, если виноват ты? Виновник ДТП не может получить выплату для своего автомобиля, так как не является потерпевшим. Как работает полис ОСАГО для виновника? С его помощью виновнику не нужно покрывать основную сумму ущерба, причиненного потерпевшему. То есть нет надобности платить за свою и чужую машину. Для того чтобы получить выплату для себя, необходимо застраховать машину, используя добровольные виды страхования. Это КАСКО.

Случаи невыплаты

Как работает страховка ОСАГО в различных случаях? Федеральный Закон «Об ОСАГО» включил исключения из покрытия, они указаны в статье 6:

  • если виновником является одно автотранспортное средство, а страховка оформлена на другое, выплата устанавливается только на машину, указанную в страховке;
  • упущенная выгода, моральный вред причиненные из-за дорожно-транспортного происшествия не являются страховыми случаями;
  • учебная езда в специальном месте, испытания, соревнования;
  • загрязнение окружающей среды;
  • ответственность грузоперевозчиков должна быть также застрахована, если вред произошел из-за груза;
  • жизнь и здоровье не возмещаются во время работы, если есть другие виды страховок;
  • не возмещается убыток работодателя из-за возмещения вреда работнику;
  • автомобиль виновника дорожно-транспортного происшествия невозможно покрыть с помощью страховки;
  • в процессе погрузки либо разгрузки груза;
  • нет возможности восстановить ценности с помощью ОСАГО.

Если повреждение произошло из-за вышеперечисленных обстоятельств, то выплаты не будет.

Примеры

Должна наступить гражданская ответственность застрахованного автотранспортного средства. Как работает ОСАГО при единственном участнике дорожно-транспортного происшествия (въехал в дерево, пенек, захлопнулась дверь гаража и т. д.)? Такие события не будут являться страховыми случаями относительно ОСАГО. Минимальное количество участников ДТП - два. У виновника наступит ответственность, а пострадавший будет иметь право на возмещение ущерба.

Повреждение автомобиля по неопознанным причинам (прокололи шины, поцарапали гвоздем, и т. д.) не страховой случай, так как виновник неизвестен и не владелец машины. Для этих случаев есть КАСКО.

Повреждение должно быть получено из-за эксплуатации транспортного средства во время перемещения. Например, вред автомобилю был причинен на стоянке другим авто, владелец открыл дверь и повредил другую машину. Это не страховой случай и выплаты не будет, ведь машина должна быть в движении.

Если у клиента два автомобиля, полис был у одного, а страховой случай произошел с другим авто, то выплаты не будет, так как полис привязывается к одной машине. Клиент обязан приобрести две страховки, по одной на каждую машину.

Электронное ОСАГО

С 2015 года у страхователей появилась новая возможность - оформление договора в любое удобное время, не выходя из дома. Как работает электронный полис ОСАГО? Клиент при помощи компьютера, подключенного к Интернету, может оформить самостоятельно договор, выбрав понравившуюся страховую компанию. Для этого необходимо ввести все запрашиваемые данные в базу, оплатить. Произвести оплату можно любым удобным для клиента способом: банковские карты либо вид электронных платежных систем. Далее полис придет на почтовый ящик, его нужно распечатать самому, так как во время передвижения на автомобиле нужен бумажный вариант. Такой полис представляет собой аналог страховки обычного полиса на листе А4. Где работает электронное ОСАГО? Официальный сайт государственных услуг дает возможность онлайн-оформления. Стоимость при заключении договора в офисе и на сайте не должна отличаться, так как база у всех страховых компаний одна. Дополнительно в офисе предлагают другие добровольные страховки, при желании клиента их оформляют.

Действия электронного полиса ОСАГО в зависимости от года выпуска транспортного средства

Как работает в зависимости от возраста машины? Перед тем как заключить страховку, собственник транспортного средства должен ввести все данные в бланк на сайте, поставить электронную подпись и дождаться ответа. Здесь может появиться отказ, ошибка. Клиент не понимает, почему не работает ОСАГО. Отсутствие технического осмотра транспортного средства не дает возможность заключить договор. Диагностическая карта является обязательным документом при оформлении полиса, если возраст машины более трех лет.

Ввод в базу ошибочной информации

После ввода всей информации нужно ее перепроверить, так как малейшая ошибка не даст оформить договор. Поэтому, чтобы не задаваться вопросом, работает ли ОСАГО, необходимо точно ввести данные. Если удалось оформить договор с ошибками, то при страховом случае может быть отказ при выплате, ведь ошибка - это предъявление неверной информации.

Сбой системы

Программы периодически обновляются, поэтому, если система длительное время не отвечает, нужно попробовать оформить договор на следующий день.

Мошенничество

Электронное ОСАГО порождает появление новых мошенников в Интернете. Соблюдение требований по продаже полисов регулируется Центральным Банком РФ. За прошлый год было удалено 840 доменов с поддельными продажами. Клиентам после оформления и оплаты на почтовый ящик не поступает документ, поэтому требовать от страховой компании возмещения ущерба не представляется возможным. Незаконно оформление договора за комиссию, а также, если у страховщика стоимость страховки окажется намного дешевле.

Существуют правила, с помощью которых клиент может избежать мошенников.

  1. Самостоятельное оформление без посредничества.
  2. Право страховщика продавать полис. На сайте ЦБ РФ нужно проверить, есть ли лицензия у компании. Страховая компания может иметь лицензию, но на другие виды страхования, поэтому нужно проверить лицензию на ОСАГО.
  3. Определение официального сайта компании. Чтобы выявить двойника сайта, нужно проверить, есть ли зеленый круг с галочкой и подписью «Реестр ЦБ РФ». Также в адресной строке фальшивых сайтов есть незначительные изменения.
  4. Сайты двойники зазывают клиентов подписями «быстро, просто, дешевле, помогу оформить». Стоимость подлинника не может быть дешевле в несколько раз и не меняется в зависимости от выбранной страховой компании, регулируется РСА.

Виды полисов ОСАГО

ОСАГО делится на несколько видов:

  1. Период использования автотранспортного средства: полная, применяется при страховании на один год; короткая, от трех месяцев.
  2. Численность водителей, которые допущены к управлению: ограниченная, указаны водители, имеющие право садиться за руль транспортного средства; неограниченная, может ездить любое дееспособное физическое лицо.

В законе нет информации по максимальной численности водителей, вписанных в страховку. Но в бланке указано всего пять граф. При ограниченной страховке можно ввести до пяти человек. Если нужно большее количество, то нужно выбрать неограниченную страховку. Такая страховка будет стоить дороже примерно в два раза.

Цена полиса

Стоимость страховки исходит от базового тарифа и поправочных коэффициентов. Тарифы регулирует Центральный Банк России, имеет право увеличить или уменьшить их один раз в год. Но так как стоимость автомобилей растет с каждым годом, соответственно, цены на запчасти также, то речь идет об увеличении. Как работает ОСАГО, исходя из территории регистрации? Существует определенный коэффициент, относящийся к территории, у каждой области он свой. Также есть система скидок для клиентов, класс водителя зависит от безубыточности, стажа вождения, возраста. Поэтому невозможно сразу ответить на вопрос, сколько будет стоить страховка. Программа сама выдает стоимость.

Действие полиса за границей

Как работает ОСАГО за границей? Полис дает право владельцу автотранспортного средства передать ответственность на страховую компанию только в пределах Российской Федерации. Перед поездкой за границу нужно будет купить похожую страховку, которая обязательна в других странах - зеленая карта (Green Card). Документ проверяют на таможне, приобрести его можно в страховых компаниях, иногда оформление происходит на границе. Тарифы стандартны для всех, но зависят от длительности: на один год стоимость составит в пределах 12000 рублей, 15 дней - 1300 рублей.

Обязанность приобретения страховки

На всей территории Российской Федерации использование автотранспортного средства возможно лишь со страховым полисом ОСАГО. После покупки авто в течение десяти дней собственник обязан застраховать ОСАГО. Страхователь и собственник транспортного средства могут отличаться. Страхователем может быть любое дееспособное физическое лицо, предоставившее все необходимые документы.

Отсутствие страхового полиса

При управлении автотранспортным средством без обязательного страхового полиса собственнику нужно заплатить штраф. Если же он становится виновником при ДТП, появляется обязанность самостоятельного возмещения ущерба пострадавшему.

В случае если действие предыдущего договора закончились, но автомобиль не будет использован длительное время, то не обязательно страховать его вновь. Штраф не предусмотрен для автомобилей, стоящих в гараже.

Сам полис ОСАГО не выступает гарантией получения выплат. Чтобы получить компенсацию при наступлении страхового случая, следует соблюсти установленный порядок оформления ДТП и собрать документы, подтверждающие необходимость назначения компенсации.

Какие правила обязательного страхования следует соблюдать, чтобы страховка оправдала себя? В каких ситуациях участник аварии не может претендовать на получение выплат? Узнайте из статьи.

Страховые компании существуют, чтобы взять на себя гражданскую ответственность за действия виновника дорожного происшествия. При наступлении страхового случая пострадавшая сторона получает компенсацию за нанесенный ущерб, а виновник избегает этих расходов, поскольку вовремя приобрел полис автогражданской ответственности. При этом не удастся за счет ОСАГО виновнику ДТП восстановить свой автомобиль — ремонтные работы придется оплачивать из своего кармана.

В случае положительного решения (при достаточном основании), компенсацию получит только пострадавшая сторона, в виде денег или в форме «натурального возмещения», т. е. на счет автосервиса-партнера страховой.

Что покрывает страховка

Что покрывает ОСАГО? Обязательная страховка ОСАГО покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП, который является клиентом страховой. Если у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, страховая не будет нести ответственности за действия не своего клиента (страхуется ведь именно ответственность, а не ТС и не здоровье). У пострадавшей стороны остается право обратиться в суд и в Российский союз автостраховщиков, чтобы взыскать компенсацию с виновника. Погашать нанесенный ущерб ему придется из собственных средств.

Также действие страхового полиса ОСАГО не распространяется на следующие случаи:

  1. Виновником оказался водитель, который не указан в страховом полисе. Страховую выплату получит потерпевший только если полис оформлен на неограниченное число лиц. Если на ограниченное и в списке нет водителя-виновника, страховщик выплатит компенсацию, но истребует ее с виновного.
  2. Страховая не покроет ущерб, если виновник так и не был установлен.
  3. Если вред нанесен людям, ТС или окружающей природе не водителем, а опасным грузом. Конечно, при условии, что владелец груза не застраховал риски, связанные с его перевозкой.

Пределы страховых выплат

Сумма будет зависеть от размера ущерба, но не превысит установленный законом лимит. Ст. 7 Федерального закона №40 от 25.04.2002 с изменениями от 26.07.2017 устанавливает:

  • максимально возможная сумма денег для покрываемого ущерба, нанесенного ТС – 400 т. р.;
  • для покрытия расходов, понесенных на лечение (погребение) – до 500 т. р.

Упрощенная процедура возмещения будет ожидать стороны при составлении Европротокола, т. е. без вызова сотрудников ГИБДД. Она применяется, если размер ущерба не составил более 100 т. р., в ДТП участвовали лишь два авто, а пострадавших нет.

В иных случаях назначается экспертиза, специалисты оценивают размер нанесенного ущерба транспортному средству пострадавшей стороны и людям, получившим травмы в результате аварии.

  1. Размер ущерба, нанесенного ТС, оценивается в соответствии со стоимостью ремонтных работ и необходимых для восстановления автомобиля запчастей.
  2. Размер ущерба, нанесенного здоровью, устанавливают в ходе судебно-медицинской экспертизы. Исследование запрашивает суд, следователь или прокурор, либо граждане самостоятельно обращаются к независимым экспертам, предоставив документацию. Сумма компенсации зависит от тяжести повреждений: от перелома ребра (10 т. р.) до установленной инвалидности (500 т. р. при 1 группе).

Если восстановление автомобиля нецелесообразно (на ремонтные работы уйдет 70-80% от её стоимости), страховщик потребует его ликвидации. Данный случай нежелателен, поскольку связан, как правило, с большими потерями. Но, согласно правилам страхования, компания должна дать пострадавшему предельно допустимую законом выплату (если, конечно, 70-80% стоимости авто превышает 400 т. р.), а также компенсацию за оставшиеся после ликвидации целые запчасти.

Что если страховой суммы не хватает

Что делать, если страховой суммы (400 или 500 т. р.) не хватает, чтобы покрыть весь ущерб, нанесенный виновником в результате ДТП? Оставшиеся средства можно взыскать с него через суд или с его страховщика, если удастся доказать, что компания намеренно и незаконно занизила размер компенсации.

Если ты не виноват и невиновность доказана, закон на твоей стороне. Но бремя доказательства своей правоты в суде несет именно заявитель — то есть дай суду доказательную базу и ты получишь желаемую сумму. А доказывать придется тот факт, что размер ущерба превысил лимит выплат по ОСАГО. Для этого в суд следует предоставить подтверждающие документы, показания свидетелей. Иногда бывает достаточно отчета независимого эксперта. Такая экспертиза позволит выявить недочеты в заключении, предоставленном страховой компанией, а значит наглядно продемонстрирует разницу в сумме.

Перед её проведением необходимо уведомить ГИБДД, страховщика и другого участника аварии. А после – попытаться решить спор в досудебном порядке (направить претензию компании с требованием возместить ущерб в полном объеме). И только тогда можно приступать к составлению искового заявления. Иначе суд может не принять в качестве доказательства отчет независимого эксперта.

Также могут понадобиться документы, подтверждающие денежные затраты на лекарства, реабилитацию, посторонний уход (чеки, медицинские справки, выписка из истории болезни). Судебные издержки можно возложить на ответчика. Если суд вынесет решение в пользу истца, он получит компенсацию за понесенные расходы (на юриста, на экспертизу).

Получение выплаты по ОСАГО

Пережив неприятное происшествие, нужно быстро взять себя в руки и обратиться к правилам страхования. Чтобы возместить вред и избежать отказа, в том числе случае ДТП на дороге или во дворе, на парковке, нужно:

  1. Соблюсти порядок действий при аварии, описанный в приложении к договору страхования. Не нарушать запреты, по возможности зафиксировать обстоятельства на фото и видео, взять контактные данные у очевидцев.
  2. Проследить, чтобы сотрудники ГИБДД заполнили документы и отразили всю необходимую информацию (в справке должно быть отражены сведения и о вменяемости).
  3. Ни в коем случае не подписывать пустые бланки и схемы, даже если сотрудник ГИБДД заверяет, что все оформит позже.
  4. Пострадавшему следует сообщить об аварии страховщику: по телефону, пока участники ДТП ожидают приезда сотрудников ГИБДД. После оформления происшествия необходимо в установленные сроки (5 дней) отправить страховой извещение (специальный бланк-приложение к договору, заполненный в соответствии с инструкцией). В свою страховую пострадавший обращается, если нанесен вред только ТС. В иных случаях стороны обращаются к страховщику виновника.
  5. Принести лично в офис заявление и пакет требуемых документов (перечень зависит от обстоятельств аварии). Если пострадавший не может по состоянию здоровья посетить офис компании, за него это могут сделать ближайшие родственники или законный представитель.
  6. В случае необходимости предоставить автомобиль для проведения экспертизы. Далее остается ожидать решения. По новым правилам на вынесение решения закон даёт страховой компании 20 дней.

В случае несогласия с решением страховщика или наличия претензий к ее действиям (бездействию), следует попытаться решить спор в досудебном порядке.

Действия участников после незначительного ДТП (Европротокол):

  1. Если в аварию попали водители двух авто, у них имеются полисы, участники могут составить Европротокол и обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. При этом следует сфотографировать место аварии и только после этого возможно перемещение транспортных средств.
  2. Заполнить извещение со схемой аварии.
  3. Сообщить о наступлении страхового случая, направив извещение (отправляет пострадавший своему страховщику).

Может ли виновник ДТП рассчитывать на выплату по ОСАГО

Компенсацию получает только пострадавший, виновник не имеет права на получение страховых выплат. Все расходы, связанные с восстановлением собственного ТС, поврежденного в результате ДТП, виновник несет самостоятельно.

Существует исключение из этого правила. Виновник может рассчитывать на страховую выплату, если доказана вина обоих участников ДТП. В этом случае страховщики сторон выплачивают друг другу по 50% суммы компенсации. Такой порядок действий описан в договоре страхования в отдельном пункте.

Итак, имея представление о том, что дает полис, как работает система ОСАГО при ДТП, зная, как действовать, чтобы получить компенсацию, вы сможете в полной мере реализовать свои страховые права и защитите себя от обмана.