Как обслуживать автомобильный аккумулятор самому. Сервисное обслуживание аккумуляторов Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

30.10.2023 История

Как правильно проводить обслуживание автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор представляет собой источник электрического тока, работающий на основе протекающих в нём электрохимических реакций. Как и любое другое устройство, АКБ требует периодической диагностики и проведения профилактических работ. Сегодня распространено отношение к аккумуляторной батарее, как к «расходнику». В принципе, так оно и есть. Но ведь за счёт регулярного обслуживания можно увеличить срок службы автомобильного аккумулятора. Тогда вы будете покупать новую батарею не через 2─3 года, а через 5─6 лет. Как говорится, экономия налицо. Информация в этой статье поможет вам разобраться, как и с какой периодичностью нужно обслуживать автомобильную АКБ.

Обслуживание аккумуляторной батареи для автомобиля можно подразделить непериодические проверки её состояния и непосредственное проведение профилактики. Обслуживание автомобильного аккумулятора своими руками не будет вам стоить ничего и позволит сэкономить деньги. В то же время вы можете доверить профилактику специалистам в автосервисе. Но диагностику АКБ лучше научиться проводить самим. Тогда у вас будет понимание того, в каком состоянии аккумулятор, и нужна ли ему очередная профилактика.

Диагностическая проверка

  • При проведении диагностики автомобильной АКБ рекомендуется делать следующие действия:
  • Замер напряжения аккумулятора, снятого с автомобиля (со снятыми клеммами);
  • Замер напряжения подключённой к машине аккумуляторной батареи при работающем двигателе;
  • Контроль уровня электролита;
  • Визуальный осмотр на предмет загрязнений, повреждений корпуса и клемм.

Все эти действия нужно проводить постоянно, даже если проблем с работой аккумулятора не наблюдается. Все эти операции относятся к периодической проверке состояния автомобиля. Их можно проводить одновременно с проверкой уровня масла в двигателе, жидкости в омывательном бачке, проверки давления в шинах и т. д.

Периодическое обслуживание

  • Периодическая зарядка от сетевого зарядного устройства. Проводится раз в квартал лето, раз в месяц зимой. При необходимости проводился внеочередная зарядка, если аккумулятор сильно разряжен;
  • Тестирование АКБ на работоспособность нагрузочной вилкой. Можно проводить раз в полгода, чтобы оценить состояние батареи;
  • Замер плотности электролита. При необходимости делается корректировка. Проводится после плановой зарядки аккумулятора;
  • Профилактика десульфатации;
  • Измерение тока утечки.

Что вам потребуется для обслуживания аккумулятора автомобиля своими руками:

  • ареометр;
  • мультиметр (или вольтметр);
  • нагрузочная вилка;
  • сетевого зарядное устройство;
  • свежий электролит и дистиллированная вода;
  • прозрачная трубочка из стекла или пластика;
  • груша.

Не забывайте, что при обслуживании автомобильного аккумулятора необходимо использовать средства индивидуальной защиты. Электролит является водным раствором серной кислоты. Это едкое вещество, которое поражает слизистую и кожу. Поэтому обязательно защищайте руки перчатками, а глаза защитными очками.

Ниже подробно рассматривается, как выполнять описанные выше операции.

Как правильно обслуживать аккумулятор автомобиля?

Измерение напряжения

Для измерения напряжения АКБ будет нужен вольтметр или мультиметр. Эта операция выполняется для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи. Замер нужно выполнять на аккумуляторе в разомкнутой цепи. То есть, снимаете клеммы с батареи и щупами мультиметра касаетесь токовыводов. Красный на плюс, а чёрный на минус. В принципе, полярность можно не соблюдать. В этом случае абсолютная величина напряжения будет та же, только мультиметр его покажет со знаком минус. Советуем подробнее узнать о в указанном материале.



Полностью заряженный аккумулятор должен иметь напряжение 12,6─12,9 вольта. Если напряжение ниже 12 вольт, то эксплуатация такой батареи не рекомендуется. Её нужно заряжать. Работа автомобильной аккумуляторной батареи в разряженном состоянии приводит к ускоренной сульфатации и сокращению срока службы. Особенно чувствительны к разряду кальциевые аккумуляторные батареи. Глубокий разряд для них «смерти подобен». При каждом таком разряде они необратимо теряют часть своей ёмкости. По следующей ссылке вы можете подробно узнать о .

Контроль напряжения на авто при работающем двигателе

В этом случае также проводятся измерения напряжения на токовыводах АКБ. Но теперь аккумулятор подключён к бортовой сети и заведён. Для имитации реальных условий работы включается магнитола, обогрев стёкол, печка. В таком режиме напряжение на АКБ должно быть примерно 13─14,4 вольта.

Этот замер проводят с целью диагностики работы генератора. От этого напрямую будет зависеть, насколько хорошо автомобильный аккумулятор будет заряжаться при поездке. Если напряжение будет меньше указанного интервала, то АКБ будет плохо восполнять заряд. Если будет выше, то это будет вызывать активный гидролиз (разложение воды).

Это приведёт к сильному расходу воды из электролита. Поэтому если напряжение на работающем двигателе не соответствует норме, обращайтесь к автомобильному электрику. В статье о том, подробно описаны все причины.

Уровень электролита в банках

Контроль уровня электролита в банках можно выполнять на аккумуляторе, установленном на авто, или снятом с него. Обычно эта операция проводится по окончании зарядки. Открываете отверстия банок (если аккумулятор обслуживаемый). Измерять уровень можно стеклянной трубочкой. Можно трубкой из пластика. Подойдёт простой корпус от авторучки.

Поочерёдно в каждую банку опускаете трубочку до касания с пластинами. После этого закрываете верхний конец пальцем и вытаскиваете.

В трубке высота уровня электролита должна быть примерно 10─15 мм. При необходимости доливайте дистиллированную воду. Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобильный аккумулятор с оголёнными пластинами. Если трубочки для измерения нет, то просто визуально проверьте, чтобы электролит полностью покрывал поверхность пластин. Подсвечивайте внутрь с помощью фонарика.

Внимание! Никогда не используйте для подсветки спички или зажигалку. При работе аккумулятора под его крышкой накапливается водород. При попадании искры или открытого пламени произойдёт . Так, что меры безопасности, прежде всего.

Визуальный осмотр

Примерно раз в неделю перед поездкой рекомендуется осматривать АКБ на предмет загрязнений и повреждений. Протирайте с корпуса автомобильного аккумулятора масло, пыль, электролита. Очень хорошо протирать его раствором пищевой соды для нейтрализации электролита. Для этого разведите на чайную ложку соды в стакане воды.


Если хотите узнать, читайте материал по указанной ссылке.


Если на корпусе батареи будет грязь, подтёки электролита, пыль, то всё это способствует образованию токопроводящей плёнки и усиливает саморазряд. Чтобы не было окисления на токовыводах и клеммах, покрывайте их спреями или гелями против коррозии. Сейчас такой химии много продаётся в автомобильных магазинах.

Периодическая и внеочередная зарядка

Периодическую зарядку автомобильного аккумулятора следует проводить 1 раз в 3 месяца. Зимой, особенно в холодном климате, зарядку нужно делать раз в месяц. Точнее, этот процесс можно назвать не зарядкой, а подзарядкой.

В результате заряд АКБ доводится до максимума.

При частых кратковременных поездках в режиме городского цикла генератор не успевает полностью зарядить батарею (особенно в зимнее время года). Как правило, такую подзарядку проводят в режиме с постоянным напряжением.

Что это значит, и какие ещё есть режимы зарядки можно прочитать в материале под названием « ».

Контроль плотности электролита

Плотность электролита в АКБ нужно проверять после полного заряда аккумулятора. По показаниям плотности можно оценить степень заряженности. Для средней полосы следует поддерживать плотность электролита в интервале 1,27─1,29 гр./см3 на полностью заряженной батарее. Севернее плотность рекомендуется доводить до 1,3 гр./см3. Чтобы измерить плотность вам потребуется ареометр. Также у вас должен быть свежий электролит и дистиллированная вода для корректировки плотности, если потребуется.


Ниже приводится таблица заряженности электролита. По этим данным можно оценить степень зарядки автомобильного аккумулятора, температуру замерзания и плотность электролита.

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Аккумулятор – это источник электроэнергии автомобиля. Он обеспечивает запуск двигателя и работу оборудования, если машина находится без движения. От степени заряженности АКБ зависит успешный запуск мотора, поэтому необходимо следить за ее состоянием и выполнять регулярное обслуживание.

1 Виды аккумуляторных батарей – каковы отличия в их обслуживании?

В автомобилях устанавливают аккумуляторы двух типов: обслуживаемые и необслуживаемые. Срок их работы в среднем составляет до 5 лет. При должном уходе батареи могут прослужить и дольше. Работы по обслуживанию щелочных и кислотных АКБ зависят от их типа. Для обслуживаемых аккумуляторов они прописаны в инструкции по эксплуатации, прилагающейся к устройству. Необслуживаемые батареи, несмотря на название, тоже нужно периодически обслуживать, но набор операций немного меньше.

Многие водители отдают предпочтение необслуживаемым АКБ, так как уход за ними проще. В первую очередь нужно следить за внешним состоянием аккумулятора. При визуальном осмотре корпуса не должно быть выявлено повреждений, дефектов. Если обнаружена утечка электролита, ее нужно устранить. Нейтрализовать кислоту можно с помощью пищевой соды. Поврежденная аккумуляторная батарея подлежит замене.

Осмотрите дренажные отверстия: если имеются загрязнения, удалите их. Периодически проверяйте напряжение на выходах батареи, при необходимости заряжайте от сетевого зарядного устройства. После осмотра желательно смазать контакты, чтобы защитить их от разрушения.

Завершающей операцией, проводимой на необслуживаемом аккумуляторе, является проверка напряжения, которое обеспечивает генератор. При исправном оборудовании напряжение должно составлять 12,5-14,5 В. Если показания не отвечают норме, выполните диагностику генератора, выявите и устраните неисправность. В необслуживаемых АКБ у вас нет доступа к банкам. Поэтому при несоответствии уровня и плотности электролита нормам они признаются неисправными и подлежат замене.

Обслуживаемые аккумуляторы можно определить по наличию специальных отверстий, закрытых пробками. Через эти технологические проемы осуществляется уход за устройством. При необходимости откручиваются пробки, заливается жидкость. Операции по обслуживанию такие же, как и у необслуживаемой батареи, но есть отличия: в обслуживаемых АКБ есть возможность контролировать и корректировать плотность и уровень электролита.

2 Срок работы аккумулятора – от чего он зависит?

Чтобы грамотно обслуживать аккумуляторную батарею, нужно знать о факторах, которые влияют на срок ее эксплуатации. Обращая внимание на них, вы можете продлить срок службы аккумулятора.

Во-первых, это степень заряженности. В идеале АКБ должна постоянно находиться в заряженном состоянии. Она теряет часть заряда во время запуска двигателя, но работающий генератор подзаряжает аккумулятор до необходимого уровня. Современные авто оснащены большим количеством приборов, и генератор не успевает восполнять заряд АКБ, либо он неисправен. Способствует разрядке езда по городским дорогам, постоянные остановки на светофорах, простои в пробках. Если аккумулятор постоянно находится в состоянии разрядки, то снижается срок его службы, поэтому периодически его нужно подзаряжать с помощью зарядного устройства.

Во-вторых, климатические условия. Аккумулятор чувствителен к высоким и низким температурам. В сильные морозы могут выйти из строя электроды, снижается его емкость, возможно повреждение корпуса. Высокие температуры увеличивают скорость коррозийных процессов, способствуют быстрому испарению электролита, оголяются электроды, уменьшается срок их службы. Зимой допустимый показатель разряженности батареи – 25 %, летом – не больше 50 %.

В-третьих, коррозийные процессы. Чтобы побороть их, производители используют различные легирующие добавки, например сурьму, но она способствует увеличению расхода воды. Трудно найти оптимальное соотношение между расходом воды и борьбой с ржавчиной. Чтобы уменьшить коррозию, следует использовать при доливке качественный электролит и дистиллированную воду.

В-четвертых, исправность бортовой электросети. От ее состояния зависит, как долго будет служить аккумулятор. Если поломан генератор или регулятор напряжения, даже при надлежащем обслуживании АКБ долго не прослужит. Если напряжение в бортовой сети будет слишком высокое, это приводит к перезарядке АКБ и ее закипанию, кроме того, будут быстрее изнашиваться электроды. При напряжении меньше нормы аккумулятор постоянно будет в разряженном состоянии, об отрицательном влиянии разрядки говорилось выше.

И в-пятых, это сульфатация. При этом процессе сульфат свинца оседает на пластинах, наблюдается увеличение температуры и повышение плотности электролита. Регулярное обслуживание помогает снизить интенсивность сульфатации.

3 Как часто проводить обслуживание и что именно делать?

Работы по уходу за АКБ можно разделить на два вида: диагностику и сервисное обслуживание. Оба вида работ можно делать самому или обратиться на станцию техобслуживания. Диагностику лучше выполнять самостоятельно, и как можно чаще, чтобы ориентироваться, в каком состоянии находится аккумулятор.

Во время диагностики выполняем следующие операции:

  1. Проверяем напряжение на выводах сначала при отключенном от бортовой сети автомобиля аккумуляторе.
  2. Подключаем батарею к сети и снова проверяем напряжение на клеммах.
  3. На снятой с машины АКБ проверяем уровень электролита.
  4. Делаем визуальный внешний осмотр на предмет повреждений и загрязнений.

Диагностику нужно проводить, не дожидаясь возникновения проблем с АКБ. Проверку можно выполнять при очередном техническом обслуживании авто: смене масла, проверке уровней рабочих жидкостей, давления в шинах и т.д.

Обслуживание аккумулятора состоит из следующих этапов:

  • проверка и подтягивание креплений;
  • чистка клемм и проводов от грязи и продуктов окисления;
  • проверка плотности электролита и ее корректировка;
  • зарядка АКБ зарядным устройством, она может проводиться периодически или по мере необходимости;
  • тестирование батареи с помощью нагрузочной вилки;
  • проверка возможной утечки тока;
  • проведение профилактических работ по десульфатации.

При регулярном выполнении этих операций можно значительно продлить срок службы аккумуляторной батареи.

Для проведения диагностики и сервисного обслуживания приготовьте следующие инструменты, материалы и приборы:

  • набор ключей;
  • вольтметр (мультиметр);
  • зарядное устройство;
  • ареометр;
  • нагрузочную вилку;
  • стеклянную или пластиковую трубку;
  • электролит;
  • дистиллированную воду;
  • перчатки;
  • защитные очки.

При работе с электролитом надевайте средства защиты, ведь это едкое вещество, вызывающее ожоги при попадании на кожные покровы.

4 Контролируем уровень и плотность электролита и проводим десульфатацию

Для проверки уровня электролита откручиваем пробки на банках или снимаем крышку с аккумулятора, если она цельная. Проверяем уровень с помощью стеклянной или пластиковой трубки. Опускаем ее в электролит до тех пор, пока она не коснется пластин, закрываем верхний конец пальцем и вытягиваем трубку. Высота жидкости в трубке должна составлять 10-15 мм. Если нет трубочки, можно визуально проверить уровень электролита: он должен полностью покрывать пластины с некоторым запасом. При низком уровне электролита доливаем дистиллированную воду.

Проверку плотности электролита делаем с помощью ареометра в каждой банке. Она должна находиться в пределах 1,27─1,29 г/см 3 , и разница в показаниях между банками не должна превышать 0,005 г/см 3 . Корректируем плотность с помощью электролита и дистиллированной воды. В северных широтах плотность можно увеличить до 1,3 г/см 3 .

Если сульфатация пластин находится в начальной степени, то в список операций следует включить профилактические работы по десульфатации и проводить их регулярно. Существует несколько методов, с помощью которых можно растворить сульфат свинца. Например, контрольно-тренировочный цикл. Метод заключается в проведении ряда циклов заряда-разряда АКБ. Такую процедуру можно осуществить в гараже своими руками: для этого нужно полностью зарядить и разрядить АКБ несколько раз. Разрядку можно осуществлять с помощью лампочки 12 В, пока напряжение не упадет до значения 10,8 В.

5 Визуальный осмотр и проверка зарядки АКБ

При визуальном осмотре проверяется надежность креплений, чистота клемм, проводов, целостность и чистота корпуса. Крепления при необходимости нужно подтянуть. При обнаружении на клеммах и проводах продуктов окислительных процессов удалите их. Для поддержания корпуса в чистоте регулярно очищайте его от следов масла, электролита и грязи. Протирать корпус можно с помощью раствора из пищевой соды: чайная ложка разводится в стакане воды. Если корпус грязный и в подтеках электролита, то на нем образуется токопроводящая пленка, что способствует саморазрядке аккумулятора.

Проверка степени заряженности АКБ выполняется с помощью вольтметра или мультиметра, установленного в режим измерения напряжения. Для или отсоединить клеммы. Щупы прибора подключаются в АКБ соответственно с полярностью. До предела заряженная батарея должна иметь напряжение в интервале от 12,6 В до 12,9 В. Если оно ниже, то АКБ нужно зарядить. Не рекомендуется эксплуатация разряженного устройства, это сократит срок его службы.

При проверке напряжения в бортовой сети аккумулятор подключаем в сеть, запускаем двигатель и включаем электроприборы для создания имитации реальной нагрузки во время эксплуатации. Напряжение должно находиться в пределах от 13 В до 14,4 В. При значениях ниже нормы, АКБ будет разряжаться, при высоких показателях увеличивается расход воды. Если обнаружены отклонения от нормы, проверьте исправность генератора.

Утечка тока в элетросети авто может серьезно сказаться на эксплуатации АКБ. Даже при исправном аккумуляторе ток утечки будет постоянно разряжать его, АКБ не сможет восстанавливать заряд и будет находиться в разряженном состоянии. Для обнаружения утечки тока мультиметр выставляем в режим измерения тока и проверяем бортовую сеть. Если найдены причины утечки, их нужно устранить.

В обычных условиях эксплуатации и при ежедневных поездках зарядку АКБ с помощью зарядного устройства желательно осуществлять раз в три месяца.

Периодически аккумулятор заряжается от генератора во время работы двигателя. Необходимость внеплановой зарядки может возникнуть при полной разрядке батареи. В этом случае зарядку лучше проводить постоянным током под контролем, что позволит восстановить емкость АКБ после полной разрядки.

Аккумуляторная батарея (АКБ), как и любое другое устройство, имеет определенный срок службы, зависящий от нескольких факторов. Некоторые автолюбители считают процесс ухода за устройством обременительным и не занимаются им вовсе, что приводит к преждевременному выходу из строя аккумулятора. А зря, ведь при соблюдении простых рекомендаций срок службы устройства можно увеличить с трех до пяти лет и, как следствие, значительно сократить свои расходы. О том, как правильно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками мы и расскажем в этой статье.

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Чтобы понять, на что следует ориентироваться при выполнении профилактических работ, следует знать о процессах и факторах, негативно влияющих на устройство. К ним относятся:

Средняя степень заряда

В идеале аккумулятор в машине должен быть всегда полностью заряжен, то есть емкость, потерянная во время простоя, должна восполняться от генератора при работающем двигателе. Однако при большом количестве потребителей (фары, магнитола, кондиционер, телевизор), а также при частых пусках двигателя генератор просто не успевает восполнить потерянный заряд. Кроме того, более быстрой потере емкости способствует и низкая температура (об этом чуть ниже). В результате этих факторов батарея постоянно находится в недозаряженном состоянии, а чем ниже средняя степень зарядки, тем меньше АКБ «живет». Именно по этой причине необходимо периодически подзаряжать батарею при помощи сетевого зарядного устройства, или, как его называют в народе, «зарядка».

Температура, при которой эксплуатируется батарея

Температура окружающей среды сильно влияет на технические характеристики АКБ. Так, например, номинальную емкость аккумулятор выдает только при температуре больше двадцати градусов. Ее снижение на один градус ведет к падению емкости на 1 А ч. Это приводит к появлению трудностей при запуске двигателя в зимний период. Кроме того, если батарея полностью разрядится из-за низкой температуры, то электролит в ней вообще может замерзнуть, что обернется выходом устройства из строя.

С другой стороны, высокая температура ведет к закипанию электролита, по причине чего из состава начинает быстро выпариваться вода. А это влечет за собой падение уровня жидкости, оборачивающееся в дальнейшем окислением пластин. Чтобы избежать этого, необходимо периодически проверять уровень электролита.

Состояние бортовой сети

На эксплуатацию аккумулятора также влияет и состояние бортовой сети автомобиля, а именно: контактное соединение модулей, качество проводки, количество потребителей. Но самыми важными элементами являются генератор и регулятор напряжения. При их некачественной работе батарею придется менять очень скоро. При большом напряжении, подающемся на аккумулятор, электролит будет постоянно закипать, а при низком – устройство будет разряжаться. О негативных последствиях этих факторов было написано выше.

Процессы коррозии

К сожалению, полностью остановить коррозийный процесс не представляется возможным. Производители лишь замедляют его при помощи специальных добавок. В этой ситуации автомобилистам можно посоветовать использовать качественные расходные материалы (электролит и дистиллированную воду). Кстати, последнюю мы рекомендуем покупать в аптеке, а не в магазине автозапчастей, поскольку в этом случае есть высокая вероятность нарваться на воду из-под крана. В прочем, проверить ее качество вы можете самостоятельно. Для этого необходимо создать электрическую цепь из батарейки, нескольких проводов и лампочки. Проводником в цепи должна стать вода. Следует подсоединить провода к батарейке и опустить в воду. Аналогично поступаем с лампочкой и другой парой проводов. Если лампочка горит, значит, в воде много различных солей, следовательно, это не дистиллят.

При наличии соответствующих навыков и знаний можно самостоятельно сделать электролит, смешав в необходимых пропорциях серную кислоту и дистиллированную воду.

Важно! Серная кислота – агрессивное вещество, негативно воздействующее на кожу, слизистую оболочку и другие мягкие ткани. При работе с ней не забывайте использовать индивидуальные средства защиты.

Сульфатация

Сульфатацией называют процесс оседания сульфата свинца на пластинах АКБ, что приводит к снижению ее характеристик. Как и в случае с коррозией, это естественный процесс, замедлить который можно лишь при выполнении профилактических процедур, направленных на продление срока службы аккумулятора. Эти процедуры можно условно разделить на две большие группы – диагностические и сервисные.

Диагностические процедуры

К этой группе относят:

  • Проверку уровня напряжения в бортовой сети автомобиля.
  • Проверку уровня напряжения отключенного аккумулятора.
  • Внешний осмотр устройства.
  • Контроль уровня электролита.

Уровень напряжения можно измерить при помощи штатной электроники автомобиля (большинство бортовых компьютеров обладают такой функцией), либо с использованием мультиметра. Отметим, что штатными средствами можно измерить только напряжение подключенной АКБ. Для проверки мультиметром нужно просто переключить прибор в режим измерения напряжения до 20В, а затем подсоединить щупы прибора к соответствующим клеммам батареи. Нормальные показатели напряжения при отключенном аккумуляторе – 12,9В, а при подключенном – 14,2В. При серьезных отличиях в показаниях (более 1В) следует зарядить обслуживаемый аккумулятор.

Внешний осмотр устройства позволит выявить утечки электролита и электротока. Для устранения подтеков используйте раствор соды, которая нейтрализует электролит.

Уровень электролита можно измерить мерной трубкой. Откройте банку с жидкостью и опустите в нее мерную трубку. После чего зажмите ее верхний конец пальцем и вытащите. Нормальный показатель уровня находится в пределах 10-15мм. Корректируется он при помощи дистиллированной воды.

Сервисные процедуры

К этой группе относится:

  • Проверка и, при необходимости, корректировка плотности электролита.
  • Тестирование работы аккумулятора под нагрузкой.
  • Зарядка батареи при помощи ЗУ.
  • Проверку утечки тока.
  • Меры по замедлению сульфатации.

Измерение плотности электролита осуществляется при помощи ареометра. Нужно открыть банку с жидкостью и произвести ее забор при помощи «груши», имеющейся в комплекте с прибором. После того, как поплавок или палочки всплывут, посмотрите на показания. У заряженного аккумулятора нормальным результатом является плотность от 1,22 до 1,29 в зависимости от температуры и степени заряда. Корректировка плотности производится при помощи добавления дистиллированной воды, либо путем заправки АКБ новым электролитом. Плотность проверяется для каждой банки отдельно.

Измерение ареометром плотности электролита

Проводится посредством нагрузочной вилки, которая имитирует работу стартера. Также, как и в случае с мультиметром, следует подключить к аккумулятору нагрузочную вилку, запустить тест и сравнить показания.

Обратите внимание! Не следует нагружать АКБ больше пяти секунд – это приведет к выходу ее из строя. Нормальным показателем считается 10,2В.

Выполняется примерно каждые три месяца. Для этих целей необходимо купить ЗУ (желательно автоматическое, поскольку это сильно упростит процесс).

Утечку тока также следует проверять мультиметром. Необходимо подключить красный щуп к плюсу, а черным провести по местам появления подтеков. Если на приборе появились показания, значит, аккумулятор следует срочно отнести в сервис.

Замедление сульфатации заключается в проведении контрольно-тренировочного цикла, при котором батарею необходимо несколько раз зарядить и разрядить. Однако учтите, что кальциевый аккумулятор крайне чувствителен к полной разрядке. Цикл его разряда можно осуществлять при помощи специального устройства, или включив лампочку.

Подводя итоги

В заключение дадим несколько советов по эксплуатации батарей:

  • Перед установкой нового аккумулятора проверьте его по всем перечисленным пунктам и, при необходимости, зарядите. Даже если производитель заявляет о 100% готовности устройства после покупки, рекомендуется все равно заряжать новую батарею, ведь неизвестно, сколько времени после выпуска она лежала на складе и сколько заряда потеряла.
  • Не забывайте, особенно в холодное время года, отключать все потребители, когда выходите из машины. Очень часто батарея теряет емкость из-за невнимательности водителей – оставил фары включенными минут на 30 и АКБ потеряла 50% емкости.

Если батарея не имеет отверстий для контроля за электролитом, то ориентироваться придется на метки, установленные производителем. При низком уровне электролита в таком случае аккумулятор обслужить не удастся и придется покупать новый.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Существует несколько факторов, влияющих на работоспособность АКБ. Проводя самостоятельно регламентные работы, необходимо обращать внимание на каждый из них.

Уровень заряженности

Нормой для аккумулятора является заряженное состояние. Во время запуска двигателя расходуется часть электроэнергии, в дальнейшем восполняемая с помощью подзарядки от генератора. Городской режим с частыми пробками и остановками, использование большого количества приборов не обеспечивают полное восстановление зарядки. Частая и долговременная разрядка АКБ приводит к сокращению срока службы, поэтому следует периодически подзаряжать батарею с помощью зарядного устройства.

Справка! При длительном хранении автомобиля подключенная АКБ частично или полностью разряжается.

Температурный режим

При низких температурах плотность электролита понижается. В разряженном аккумуляторе это приводит к замерзанию жидкости и повреждению корпуса батареи. Высокие температуры увеличивают скорость испарения электролита. При пониженном уровне жидкости свинцовые пластины оголяются и подвергаются коррозии.
Допустимая степень разряженности аккумулятора зимой составляет 25%, летом - 50%. Несоблюдение этих норм приводит к быстрому выходу батареи из строя.

Справка! Идеальная температура эксплуатации аккумулятора - 15-20°C. Понижение на 1°C уменьшает емкость батареи на 1 А-ч.

Работоспособность бортовой системы

Исправность генератора и регулятора напряжения существенно влияют на степень зарядки и состояние батареи. Превышение нагрузки в бортовой сети приводит к перезарядке АКБ, закипанию и испарению электролита, износу электродов. При пониженном напряжении батарея всегда находится в разряженном состоянии.

Коррозийные процессы

Коррозия - постоянное явление в каждом аккумуляторе. Для ее понижения применяются легирующие добавки. Чтобы увеличить срок службы АКБ, рекомендуется доливать качественные жидкости.

Справка! Дистиллированную воду нужно приобретать в аптечных пунктах. Некоторые автомагазины торгуют обычной водопроводной водой.

Сульфатация

Как и коррозия, этот процесс неизбежен. Со временем на пластинах скапливается сульфат свинца, что влечет за собой увеличение плотности и температуры раствора серной кислоты. Своевременное обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками существенно снижает интенсивность процесса.

Частота обслуживания

Технический уход за аккумулятором делится на периодическое устранение мелких неполадок и диагностику. Можно проводить обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля своими руками или доверить специалистам СТО. Диагностировать батарею желательно самостоятельно. Таким образом можно контролировать ее состояние.

Диагностика

  • внешний осмотр на наличие повреждений, грязи, окислов;
  • замер напряжения на выводах батареи, отключенной от бортовой сети;
  • замер напряжения на выводах подключенной к сети АКБ при работающем двигателе;
  • контроль уровня электролита.

Периодическое обслуживание

Проводится по мере необходимости и состоит из нескольких этапов:

  • проверка надежности крепления;
  • чистка проводов и клем от грязи и окислов;
  • замер и корректирование уровня и плотности электролита;
  • зарядка батарей при помощи зарядного устройства;
  • тестирование нагрузочной вилкой;
  • контроль утечки тока;
  • десульфация.

Работа автомобиля напрямую зависит от состояния АКБ. Для этого следует неукоснительно соблюдать все этапы обслуживания аккумуляторной батареи.

Визуальный осмотр

Осмотр проводят не реже 2 раз в месяц. Если при диагностике обнаружена соль на корпусе или потеки электролита, их удаляют, используя щелочные растворы. Допустимо также применять для чистки пищевую соду. Она нейтрализует кислоту, удаляет грязь и пыль с корпуса.
Множественные потеки электролита могут быть спровоцированы микроповреждениями корпуса батареи. При отсутствии регулярной очистки и ремонта это приведет к саморазрядке аккумулятора и его поломке.

Измерение уровня заряда

Проводится с помощью мультиметра или вольтметра. Для этого от выводов АКБ отсоединяют клеммы бортовой системы автомобиля, на их место подключают датчики прибора. Приемлемым уровнем напряжения принято считать 12,6-12,9 В. Если показания прибора ниже стандарта, аккумулятор нуждается в зарядке от сети. Для проверки напряжения в бортовой сети клеммы соединяют, запускают двигатель, включают несколько электроприборов. Показатель напряжения должен быть 13-14,4 В.

Важно! Европейские приборы для измерения напряжения отличаются от Российских расположением клемм.

Проверка уровня и плотности электролита

На многих современных моделях на корпусе размещены панели, на которых отображается информация о плотности и уровне электролита. Если подобная функция отсутствует, можно произвести замеры самостоятельно.
Для этого не требуется демонтаж батареи. Снимают крышки с отверстий расположенных на банках и погружают в них прозрачную трубку из стекла или пластика. Когда она коснется пластин, ее вынимают и оценивают высоту оставшегося следа. В идеале он должен быть не менее 10 мм.

Справка! Замеры проводятся при полностью заряженном аккумуляторе и температуре не ниже 25 градусов.

Для измерения плотности электролита используют ареометр или денсиметр. Кончик прибора погружают в жидкость, следя, чтобы он не касался стенок батареи, после чего считывают показания.
Нормой принято считать результаты 1, 27-1, 29 гр/куб.см. Если результат неудовлетворительный, его корректируют, заливая в АКБ дистиллированную воду или электролит.

Измерение тока утечки

Проводят так же, как и заряд аккумулятора. Различие операций в том, что мультиметр выставляют в режим замера тока.
Утечка тока будет способствовать быстрой разрядке батареи и не даст ей полностью восстановить заряд. При обнаружении проблемы, необходимо выяснить причины утечки и устранить их.

Зарядка АКБ

В условиях регулярной эксплуатации зарядка батареи происходит от генератора. При использовании сетевого зарядного устройства речь идет о подзарядке. Такая процедура должна проводиться не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановая зарядка осуществляется, если батарея полностью разряжена. Такую ситуацию могут спровоцировать: длительное нахождение авто в гараже без движения, включенный дальний свет и музыкальный проигрыватель.
Проводят зарядку в режиме бесперебойного напряжения.

Справка! В зимний период, когда аккумулятор находится под постоянным воздействием низких температур, понадобится более частая зарядка.

Проверка состояния АКБ нагрузочной вилкой

Этот прибор дает нагрузку на аккумулятор, имитирующую ту, которая возникает при запуске двигателя. В нормальном рабочем состоянии напряжение не должно падать более 5 секунд.

Существует несколько действенных методик для тренировки АКБ. Они же используются для восстановления батарей, неиспользуемых в течении длительного времени.
Длительный заряд малыми токами проводят для батарей с небольшой сульфатацией. Для этого подключают заряд током нормальной величины до появления газов. Далее прерывают процедуру на 30 минут. После этого подключают заряд, уменьшив значение тока на 1%. Снова перерыв на 30 минут. Повторяют весь цикл 3-4 раза.
Глубокий заряд малыми токами применяют для аккумуляторов с наличием застарелой сульфатации. Метод основан на чередовании коротких циклов заряда токами стандартной величины с длительным зарядом малыми токами.
Заряд циклическими токами используют для увеличения срока службы аккумулятора. При этом подключают заряд малыми токами, после чего начинают разряжать аккумулятор и снова подключают заряд.
Метод постоянного напряжения основан на снижении силы тока. Для этого изначально устанавливают максимально возможную силу заряда, постепенно снижая ее до минимума.

Особенности ухода за АКБ

Для регулярно эксплуатируемых аккумуляторов важно своевременное и грамотное техническое обслуживание. Оно состоит из нескольких процедур.

  • Проверяется надежность креплений. При необходимости подтягиваются ослабленные болты и гайки.
  • Клеммы регулярно очищаются от окиси и обрабатываются смазкой.
  • При наличии подтеков электролита выравнивают плотность и уровень кислоты.
  • Обязательно регулярное проведения тестирований.

Обслуживание необслуживаемого аккумулятора автомобиля проще, чем обслуживаемого, и не составит проблем при регламентных работах.

Меры безопасности

  1. Все манипуляции с электролитом проводят в защитных перчатках и очках. Раствор серной кислоты при попадании на кожу или слизистые оболочки оставляет тяжелые химические ожоги.
  2. Все работы с аккумулятором проводятся только в хорошо вентилируемом помещении.
  3. Недопустимо использовать открытый огонь вблизи батареи.

Работы по обслуживанию АКБ можно провести самостоятельно, но только при наличии специализированных знаний и должной подготовки. В противном случае можно повредить батарею неумелыми действиями и тем самым нанести урон работе автомобиля.

Как и для других технических устройств, обслуживание автомобильных аккумуляторов играет немаловажную роль. Им обязательно требуется профилактика. Для начала необходимо определиться с термином дилеров «необслуживаемый» аккумулятор. За уровнем бензина в баке ведь тоже можно не следить, машина сама заглохнет, а вот будет ли поблизости АЗС - вопрос другой.

На сегодняшний день самыми распространенными видами АКБ являются:

  1. малосурьмянистые (обслуживаемые, содержание сурьмы меньше 5%);
  2. кальциевые (малообслуживаемые, с добавлением Ca в пластины);
  3. гибридные (обслуживаемые, одна пластина кальциевая, другая сурьмянистая).

Щелочные, соляные и прочие «экзотические» виды АКБ в качестве стартерных батарей практически не используются.

Диагностика и ТО АКБ

Проведение диагностики и обслуживание автомобильных аккумуляторов включает в себя:

  1. Проверку заряда АКБ и подзарядку его сетевым зарядным устройством.
  2. Проверку количества электролита (закрыты ли пластины) и его плотности (по сезону).
  3. Внешний осмотр состояния корпуса АКБ, удаление грязи, подтеков, зачистка клемм.
  4. Тестирование АКБ с помощью нагрузочной вилки.
  5. Проверка затянутости хомутов на контактных клеммах АКБ.
  6. Проверка электроцепи автомобиля на ток утечки.
  7. Проведение КТЦ (контрольно-тренировочного цикла).
  8. Проведение работ по десульфатации пластин.

Самой доступной по цене и неприхотливой является малосурьмянистая (свинцово-кислотная) АКБ. Она сможет перенести и глубокий разряд, и скачки напряжения в бортовой сети автомобиля. Летом её необходимо ставить на зарядку при потере 50% заряда, зимой при разрядке на 25%.

Инструменты для диагностики АКБ

Такая «неприхотливость» и долговечность службы достигается самым «трудоемким» обслуживанием из всех видов автомобильных батарей. Для проведения диагностики свинцово-кислотной АКБ понадобятся следующие инструменты:

  1. ареометр (денсиметр, плотномер);
  2. нагрузочная вилка;
  3. дистиллированная вода;
  4. широкая отвертка либо 2руб. монета для отвинчивания пробок;
  5. мультиметр;
  6. стеклянная трубочка;
  7. зарядное устройство.

В этом видео рассказывается с помощью каких устройств и как произвести правильную диагностику АКБ:

Как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов

Правильное обслуживание выполняется в следующей последовательности:

  1. . Сперва необходимо снять минусовую клемму (массу), затем снять плюсовой контакт. Постановка выполняется в обратном порядке. Отсоединенный аккумулятор следует занести в теплое (если это происходит в зимних условиях), проветриваемое помещение и дать ему 6-10 ч «отстояться», нагреться до положительной температуры, чтобы значения замеров тока были с минимальной погрешностью.
  2. При переносе АКБ следует пользоваться расположенными на нем рукоятками, не прижимая ее к одежде. Затем необходимо удалить грязь с корпуса АКБ, чтобы она не попала в электролит при откручивании пробок банок. Для удаления подтеков и грязи с корпуса АКБ можно использовать раствор соды.
  3. Зачистить клеммы необходимо с помощью наждачной бумаги или ластика, чтобы убрать слой окисла, на «пробой» которого будет тратиться лишняя энергия АКБ. Плохой контакт на клеммах не даст должного напряжения на стартер и помешает батарее нормально заряжаться.
  4. При помощи мультиметра (установленного на 20 V) проверяется аккумулятор на ток утечки «на корпус», путем присоединения одного вывода к клемме. Вторым выводом прибора необходимо провести по корпусу АКБ. В случае утечки мультиметр покажет наличие напряжения. Для бесконтактного способа определения используются токоизмерительные клещи. В их кольцо помещаются все провода, отходящие с положительной клеммы АКБ и проверяются на наличие напряжения.

Внимание! При обслуживании АКБ следует соблюдать меры безопасности, защитив глаза при помощи очков, а руки - резиновыми перчатками. При попадании кислоты на открытые участки тела её надо смыть водой. Ни в коем случае не пытайтесь нейтрализовать кислоту щелочью!

В этом видео рассказывается, как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов:

Уровень электролита должен быть одинаков во всех отделениях, пластины батареи должны быть закрыты полностью. Некоторые АКБ оборудуются глазками для визуального контроля уровня электролита. На практике эффективность таких глазков сомнительная, так как он замеряет уровень только в той банке, в которой расположен. Он представляет собой сосуд с находящимися в нем шариками различного цвета, которые всплывают и отражаются вверху в зависимости от плотности раствора. Затем замеряется плотность электролита при помощи ареометра.

Как правило, банка АКБ, ближняя к плюсовой клемме теряет влагу больше всех остальных. Если постоянно доливать её дистиллированной водой, то пострадает плотность электролита, поэтому можно пойти на хитрость, долив раствора из соседней банки. Выравнивать плотность электролита надо после зарядки батареи, когда в результате газовыделения он хорошо перемешается.

Электролит представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды 1 к 2 (35% к 65% воды). Его нормальная плотность для эксплуатации в средней полосе России составляет 1,27-1,29 г/см3. Для эксплуатации АКБ в холодном климате необходимо сместить точку замерзания электролита, подняв его плотность до 1,35 г/см3. Такой АКБ не страшен мороз и -50°С, но эксперименты с плотностью выше 1,35 чреваты разрушением активных пластин, так как серная кислота даже в такой концентрации очень агрессивная среда.

При замере плотности необходимо обратить внимание на прозрачность раствора. Серый или черный оттенок электролита указывает на то, что часть активного вещества пластин разрушена и выпала в осадок.

Это возможно или из-за использования некачественного электролита, или из-за постоянного перезаряда АКБ, когда она не успевает разряжаться. Причины перезаряда бывают разные: от неисправного генератора или реле-регулятора до зарядки АКБ дешевыми китайскими зарядными устройствами и использовании автомобиля в режиме «такси».

Перед постановкой на зарядку пробки банок нужно поставить на свое место, но не закручивать. Это обеспечит свободный выход газов и предотвратит разбрызгивание электролита.

Полезный совет. Во время работ с аккумулятором металлические предметы (отвертки, гаечные ключи) старайтесь не вертеть в руках по привычке, а держать подальше от АКБ.

Зарядка АКБ осуществляется или постоянной силой тока, или постоянным напряжением. При выборе зарядного устройства на дешевые китайские поделки, способные кипятить электролит, а не полноценно заряжать АКБ обращать внимания не стоит. Лучше выбрать устройство подороже, но с автоматическими регулировками, которое само проконтролирует процесс. Заряженный аккумулятор будет иметь напряжение 12,6 V и выше, при 12 V – потеря 40-50% заряда и полностью «севшая» батарея покажет 11,5 V и ниже.

Раз в год на малосурьмянистых и гибридных АКБ необходимо проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), состоящий из полной зарядки и контролируемого разряда. В процессе работы каждый аккумулятор подвержен явлению сульфатации, когда на активных пластинах оседает сульфат свинца, и эта их часть перестает участвовать в химической реакции. Исправить положение поможет десульфатация АКБ.

В этом видео показано измерение плотности электролита автомобильного аккумулятора с помощью ареометра:

Виды десульфатации АКБ

Существует 3 вида десульфатации:

  1. механическая очистка;
  2. химическое растворение сульфата;
  3. цикл зарядов/разрядов.

Механическая очистка пластин применялась на старых сурьмянистых АКБ, в новых придется разрезать корпус. Химическое растворение сульфата с использованием раствора «Трилон Б» слишком сложно для рядового автолюбителя.

Отрицательной стороной этих способов является то, что аккумулятор может быть полностью уничтожен. Доступный всем способ десульфатации - это цикл зарядов/разрядов при помощи специального зарядного устройства. Приобретение такой «зарядки» для одиночки-автолюбителя экономически невыгодно, поэтому можно добиться десульфатации с несколько худшими параметрами, используя обыкновенное зарядное устройство.

Особенности профилактики «необслуживаемых» АКБ

Стоит помнить, что для кальциевых АКБ напряжение 11,5 V и ниже влечет необратимую потерю емкости, и после 2-3 таких «глубоких» разрядов её можно будет использовать для балласта. По этой же причине на данном типе батарей не следует проводить КТЦ и десульфатацию. Для таких аккумуляторов манипуляции с электролитом невозможны, остальные же операции обслуживания и регулярная подзарядка необходимы.

Из-за того что технология изготовления таких батарей иная, алгоритм зарядки «кальциевиков» от сети будет несколько другой, как и зарядное устройство. В отличие от обычного «зарядника», где лишний вольтаж (выше 14,8-15,5 V) будет отсечен электроникой, для таких АКБ необходимо 16,1-16,5 V, и устройство должно иметь программируемый цикл.

При помощи этого цикла аккумулятору устраиваются своеобразные «качели» из чередующихся различных напряжений и силы тока, позволяющие зарядить его полностью. Из российских производителей с этой задачей справляется «Вымпел-55».

Проверка напряжения любого типа АКБ одинакова, а достоверно проверить емкость батареи возможно, только полностью разрядив его под нагрузкой. Заявленные для этих целей приборы «Кулон» позволяют только примерно рассчитать её, подав на батарею сигнал и определив площадь пластин. Когда АКБ обслужен и надежно закреплен на своем штатном месте (во избежание вибрации и осыпания пластин), проверяется затяжка контактных клемм.

В случае, если АКБ не имеет пробок для доступа к электролиту, или он содержится в виде геля, экспериментировать со спиливанием, высверливанием и т.д. не стоит.

Результатом может стать «убитая» на ровном месте АКБ, так как обычно такие батареи имеют «лабиринтные» крышки, предназначенные для возврата выкипевшей влаги обратно в банки и нарушение их герметичности ни к чему хорошему не приведет. Правильное обслуживание таких автомобильных аккумуляторов лучше доверить специалистам.

Длительный и стабильный срок службы автомобильной батареи зависит от стечения благоприятных факторов эксплуатации и мер профилактики владельца авто. Разберем каждый из факторов, чтобы точно узнать как продлить срок службы и не угробить дорогой аккумулятор раньше времени.

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от того, как долго он может держать заряд и способен к перезарядке. Как только он не может быть перезаряжен, он мертв. Существует ряд факторов, которые могут повлиять на батарею вашего автомобиля, в том числе влажность, температура и другие факторы окружающей среды.

Давайте предположим идеальные условия: нет высоких температур, нет чрезмерной влажности - словом, идеальный мир для вашего автомобиля. В этих условиях вы можете ожидать, что срок службы аккумулятора вашего автомобиля составит около 6 лет. В среднем автомобильный аккумулятор работает от 2 до 5 лет. Если вы живете в северной части Российской Федерации, срок службы аккумулятора вашего автомобиля будет ниже, потому что вы находитесь в холодном климате. Теплый климат имеет тенденцию уменьшать ущерб от холода, хотя он вызывает новую проблему - сульфатирование и потеря жидкости.

Уровень заряженности

Влияет не сама зарядка, а количество циклов зарядки. Чем больше их пришлось на короткий срок времени, тем меньше времени прослужит аккумулятор. Не нужно зарядить его, если заряд равен 50% или 25%. 10% или даже 5% - верный индикатор и сигнал для подзарядки аккумулятора.

Температура

Батарея не должна мёрзнуть. В этом случае она теряет заряд неестественным путём. Поэтому зимой и греют авто на простое, чтобы как модно дольше продержать аккумулятор в тепле. Автолюбители заметили, что в летнее время для запуска авто нужно не так много энергии, а зимой больше.

Если нет большой надобности брать автомобиль в мороз - лучше оставить дома, иначе придётся выделять деньги на ремонт или делать самому, что тоже занимает не 5 минут.

Состоянии электрической сети

Речь идёт о токах утечки, так как именно этот фактор снижает срок службы. Замерить токи утечки можно при помощи мультиметра. Возникают они из-за ошибок бортового компьютера и из-за неправильного подсоединения и отключения аккумулятора от автомобиля (если сначала снять положительную клемму).

Коррозийные процессы

Коррозия происходит в основном на сетке. Её описывают как «размягчение и выпадение» свинца с пластин. Этой реакции нельзя избежать, потому что электроды в свинцово-кислотной среде всегда реактивны. Потеря свинца является естественным явлением, которое можно уменьшить, но не устранить. Ограничение глубины разгрузки, уменьшение количества циклов, работа при умеренной температуре и контроль перезарядки являются профилактическими мерами для предотвращения коррозии.

Чтобы уменьшить коррозию на аккумуляторах с длительным сроком службы, производители сохраняют удельный вес на уровне 1,200 при полной зарядке по сравнению с 1,265 и более для высокоэффективных свинцово-кислотных аккумуляторов. Более низкий удельный вес уменьшает удельную энергию батареи.

Применение длительной перезарядки является еще одним фактором, способствующим коррозии сетки. Это особенно вредно для закрытых свинцово-кислотных систем. Хотя затопленная свинцовая кислота обладает некоторой устойчивостью к перезарядке, герметичные блоки должны работать с рекомендованным зарядом.

Сульфатация пластин аккумулятора

Сульфатирование происходит, когда свинцово-кислотная батарея полностью заряжена. Это характерно для аккумуляторов стартера в автомобилях, едущих по городу с дополнительным грузом. Двигатель в режиме холостого хода или на низкой скорости не может зарядить аккумулятор в достаточной степени.

Справка. Электрические инвалидные коляски имеют аналогичную проблему в том, что пользователи могут не заряжать аккумулятор достаточно долго.

8-часовой зарядки ночью, когда авто не используется, недостаточно. Даже солнечные элементы и ветряные турбины не всегда обеспечивают достаточный заряд свинцово-кислотных батарей, что может привести к сульфатированию. Результатом является короткое время автономной работы. Только периодическая полная разрядка может решить проблему.

Альтернативным решением является использование литий-ионной батареи, которая предпочитает частичную зарядку полной зарядке. Однако Li-ion более чем удваивает стоимость аккумулятора и редко используется в автомобилях.

В этом видео даются практические советы, как продлить работу аккумуляторной батареи в 2 раза:

Хороший уход продлевает срок службы батареи

Конечно, правильный уход за автомобильным аккумулятором может значительно увеличить срок его службы, и лучший способ обеспечить длительный срок службы автомобильного аккумулятора - всегда держать его полностью заряженным. Это означает, что вы должны стараться не оставлять фары включенными или оставлять аксессуары подключенными. Кроме того, убедитесь, что ваша батарея всегда проверяется во время регулярного технического обслуживания автомобиля.

Срок службы батареи зависит от двух основных факторов: где вы живете, и насколько хорошо вы заботитесь о батарее. Однако при надлежащем уходе вы должны использовать аккумулятор на несколько лет, предполагая, что у вас есть автомобиль с бензиновым или дизельным топливом. Если у вас есть гибрид или электромобиль, вы можете рассчитывать на невероятный восьмилетний срок службы аккумулятора, прежде чем подумать о его замене.

Подведём итоги, чтобы уберечь АКБ от порчи. Факторы, способствующие сокращению срока службы аккумулятора автомобиля:

  • Слишком много коротких поездок. Если вы едете на машине менее 20 минут за один раз, это может привести к разрядке аккумулятора, поскольку у генератора недостаточно времени для полной зарядки аккумулятора. Ограничение количества коротких поездок поможет увеличить время автономной работы.
  • Экстремальные температуры. Экстремальные температуры также влияют на срок службы батареи. Температуры ниже нуля затрудняют выработку достаточного количества энергии, а температуры ниже -15°С могут разряжать батарею, воздействуя на ее внутренний разряд.
  • Электрические гаджеты. Аккумулятор автомобиля также обеспечивает питание фар, купольных фонарей и аудиосистемы. Случайное включение фар вашего автомобиля приведет к разрядке аккумулятора. Точно также влияет прослушивание радио, когда автомобиль не заведён. Адаптеры могут помочь в питании мобильных телефонов и другой электроники. Многие новые автомобили имеют множество розеток для зарядки USB-устройств и даже могут питать электронику, которая потребляет 110 V. Если батарея заряжена неправильно, использование этих приборов может быстро разрядить батарею.
  • Коррозия. Коррозия накапливается на клеммах батареи с течением времени, и это препятствует нормальной работе батареи. Коррозия может быть очищена с помощью специального спрея.
  • Возраст. Батарея стареет, она также теряет потенциал. По окончанию срока службы её рекомендуется заменить.

Полезное видео

В этом видео наглядно показано полное обслуживание АКБ: