История происхождения и толкование имени киша. Урок литературного чтения на тему "сказание о кише" Характеристика киша из сказания дж лондона

28.12.2023 Практика

У Полярного моря живёт тринадцатилетний мальчик Киш, вместе с матерью Айкигой. Братьев и сестёр у Киша нет, а его отец Бок погиб в схватке с полярным медведем, в которую он вступил, спасая людей от голодной смерти. Со временем люди забыли о подвиге храброго мужчины, как и про мать с мальчиком, живущих в самом бедном иглу.

В иглу вождя Клош-Квана собирается совет. Киш встаёт и говорит, что им с матерью достаётся положенная доля мяса, но зачастую оно старое и жёсткое. Своей речью мальчик ошеломляет всех, охотники поражены тем, что юнец говорит совсем как взрослый и бросает им в лицо такие дерзкие слова. Участники совета возмущены, они отправляют Киша спать со словами, что не может он учить взрослых мужчин. Тогда мальчик говорит своё последнее слово - он будет молчать на совете, пока его не попросят заговорить. Отныне он сам будет охотиться и делить мясо, и делёж его будет справедливым.

На следующий день Киш отправляется на охоту в одиночку. Проходит несколько дней, а его всё нет. Соплеменники уже считают его погибшим, а мать даже мажет лицо сажей в знак скорби, но он одним утром он объявляется, неся на плече часть туши убитого медведя. Он посылает мужчин по своему следу, и те находят на льду много мяса. Медведица с медвежатами оказалась не только убитой, но и освежёванной по всем правилам. У Киша появляется тайна.

Он ещё несколько раз выходит на охоту, не беря с собой никого, и возвращается с неизменным успехом. Делёж его неизменно справедлив. Киш просит людей, которые едят приносимое им мясо, выстроить ему новое иглу, попросторнее, что соплеменники и делают.

Суеверные люди начинают говорить о колдовстве. За Кишем посылают следить двух молодых охотников - Бима и Боуна. Они возвращаются через пять дней и рассказывают историю о том, как Киш встретился с медведем, злил его, привлекая внимание, но когда разъярённый хищник бросился к нему, он начал удирать и ронять на лёд маленькие шарики, которые медведь поедал. Через некоторое время медведь забыл про Киша, так как эти шарики наделали, по словам Боуна, много беды. Из-за боли медведь начал рвать себя когтями, пока не ослабел, после чего Киш добил копьём вконец измученного хищника.

По возвращении Киша за ним посылают гонца, приглашая на совет, но тот отвечает, что его иглу достаточно просторная, чтобы вместить всех. Любопытство мужчин так велико, что в дом к юному охотнику идут все во главе с вождём Клош-Кваном.

Киш объясняет, что придумал простой способ охоты. Он берёт китовый ус, заострённый с двух сторон как игла, скручивает его и заворачивает в шарики из тюленьего жира, которые выставляет на мороз, где они застывают. На охоте Киш бросает эти шарики медведям. Медведи проглатывают их, жир в желудке тает, а ус распрямляется, причиняет зверю страшную боль и изматывает его.

Так заканчивается повествование о Кише. Позже он становится вождём племени, и при его правлении у всех достаточно мяса.

Гриценко Елизавета

Научно-исследовательская работа. Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише».

Скачать:

Предварительный просмотр:

филиал Муниципального общеобразовательного учреждения

Средней общеобразовательной школы № 17 –

Средняя общеобразовательная школа № 3

Научно-исследовательская работа

Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише»

Выполнила:

Гриценко Елизавета,

ученица 5 а класса

Филиал МОУ СОШ № 17-СОШ № 3

Руководитель:

Толмачева Наталья Михайловна

учитель русского языка и литературы

г. Карталы, 2015 год

  1. Введение …………………………………………………………….3
  2. Основная часть
  1. Интересные факты из биографии писателя…………………... 4
  2. Термины: Образ, главный герой, сказание…………………….6
  3. Образ Киши………………………………………………………8
  1. Заключение…………………………………………………………10
  2. Список литературы………………………………………………..11
  1. Введение

Я только начала заниматься научными исследованиями и это моя первая работа. Но я с полной ответственностью могу сказать, что заниматься литературоведческим исследованием очень полезно по нескольким причинам:

  1. Расширяешь свой кругозор и получаешь новые знания.
  2. Возможно именно мы (молодые учёные) сможем найти что-то новое, что не заметили исследователи ранее. Ведь мы смотрим на произведения совершенно под новым углом.
  3. Мы (молодые учёные) сможем раскрыть образы героев изученных нами произведений, что поможет нашим одноклассникам сэкономить время и расширить кругозор не меньше нашего.

Мой выбор пал на произведение Джека Лондона «Сказание о Кише», не только потому, что его интересно читать. Образ главного героя мне показался достаточно сложным и актуальным для нашего времени. Большинству ребят очень хочется повзрослеть, они стараются казаться взрослыми. Девочки начинают рано наносить макияж, а парни показывают свою мужественность в разговорах употребляя нецензурную лексику. По моему мнению, раскрытие образа главного героя поможет многим молодым ребятам понять, что значит быть взрослыми в столь раннем возрасте.

Степень изученности проблемы.

Я смогла найти только различные конспекты уроков по проведению «Сказание О Кише»: либо один урок, либо ряд уроков литературы с зарубежными авторами. Это позволяет говорить о том, что этому произведению мало уделялось внимания, а значит и тема моего исследования мало изучена. Из этого следует – она актуальна.

Цель моей работы : Раскрыть образ главного героя и при этом показать, каким образом можно в очень юном возрасте не просто казаться взрослым, а поступать, как взрослый человек.

Таким образом, задачами моего исследования стали:

  1. Выявить основные этапы взросления главного героя.
  2. Изучить его жизненную позицию.
  3. Ответить на главный вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш?

Объект исследования: Главный герой (Киши).

Предмет исследования: Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише».

Методологическая основа исследования . В ходе исследования применялись сравнительно-литературоведческий метод, биографический метод, а также принцип избирательности и принцип целостности.

  1. Основная часть

2.1 Интересные факты из биографии Джека Лондона

По моему мнению, Джек Лондон не только великий автор, но и очень интересный. В его честь назвали одно из озёр Дальнего Востока. Есть две версии названия этого озера.

Одна из версий говорит, что старожилы, проживающие близь этого озера, утверждают, что во время обнаружения озера, на берегу была найдена книга Джека Лондона «Мартин Иден» .

Однако есть и другая версия возникновения этого названия у озера. Существует версия, что многие геологи очень любили произведения Лондона. Есть убеждения, что целых два руководителя различных экспедиций хотели назвать какой-нибудь из географических объектов в честь этого автора. И в 1932 году геолог П.И. Скорняков, осуществил свою мечту и назвал в его честь одно из озёр северо-востока, дав ему имя Джека Лондона .

Как отмечает Лунина Ирина Евгеньевна в своей диссертации «Художественный мир Джека Лондона», «по данным проведенного в 1952 г. ЮНЕСКО исследования, Дж.Лондон был признан самым популярным писателем в Европе и России и самым «переводимым» писателем» .

Думаю, немало важно знать, что Джек Лондон – это его не настоящее имя. Настоящее - Джон Гриффит Чейни. Джек – это сокращение от Джона, так его называли самые близкие люди. Его мать вышла замуж за Джона Лондона, на тот момент малышу Чейни исполнился почти год. После замужества матери, Джона Гриффити Чейна все стали звать, как и его отчима, Джон Лондон .

Маленький Джек Лондон не понаслышке знал, что значит вести себя как взрослый. Работал мальчик не меньше взрослого мужчины. Он рано начал трудовую жизнь, которая была полна лишений. В начальной школе он продавал утренние и вечерние газеты. После окончания начальной школы стал работать на консервной фабрике простым рабочим, но работа оказалась слишком тяжёлой для мальчика, и он ушёл. После этого он нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско. После чего он был нанят матросом на шхуну, где впервые и побывал в море. Шхуна, на которую нанялся Джек была промысловой, она отправлялась к берегам Японии и в Берингово море.

Я считаю, что именно такая разнообразная и трудовая жизнь Джека Лондона позволила ему написать одно из самых замечательных произведений, которое я анализирую в своей работе – «Сказание о Кише».

Но если бы Джек Лондон был необразованным матросом, то мы бы никогда не смогли читать его произведения. Именно поэтому, я думаю, что в моей работе стоит рассказать об образовании этого писателя.

Он самостоятельно подготовился и сдал все экзамены для того, чтобы поступить в Калифорнийский университет. Однако после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти. Весной 1897 года он отправляется на рудники, в то время это называли «золотой лихорадкой». Он уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898. Лондон испытал все «прелести» северной зимы. Золотом он не был осыпан, зато судьба подарила ему огромное количество встреч, думаю, что именно там он и повстречал нашего героя Киши .

Таким образом, Джек Лондон был человеком, который:

Я считаю, что именно перечисленные мною события его жизни позволили создать Лондону образ «Киши».

  1. Термины: Образ, главный герой, сказание.

Рассмотрев термин образ в различных толковых словарях, я пришла к выводу, что в словарях под редакциями Ефремовой, Ожегова, Шведовой и Ушакова, есть общее и различное. Общим можно считать: облик, вид, подобие. Различным в этих толковых словарях – живое, отражение, идея, чувство, изображение, обобщение, отражение, тип, характер .

А в философском энциклопедическом словаре, на мой взгляд, даётся самое верное понятие образу: «результат отражения объекта в сознании человека» .

Таким образом, каждое определение дополняет и распространяет то общее, что дано в них. Я вывела своё определение образа, чтобы понимать, что я имею ввиду, говоря об образе Киши.

Образ – это результат отражения в сознании человека, облика, вида, подобия, которое является живым, обобщенным отражением идей, чувств и характера кого-либо.

Поскольку я рассматриваю не просто образ в произведении, а образ главного героя, то необходимо рассмотреть и дефиницию: главный герой.

Когда я искала определение этого термина, то столкнулась с проблемой. Именного этого словосочетания я не нашла. Очень часто встречается формулировка термина «герой», а также в литературоведческом словаре можно найти термин «литературный герой»: « одно из главных действующих лиц произведения искусства(в отличие от персонажа)» . По моему мнению, это определение можно приравнять к искомому понятию «главный герой». В толковых словарях в определения слова «герой» находится указание на литературного героя. Общим в толковых словарях под редакциями Ожегова, Шведовой и Ефремовой является: главный, действующий, подвиги, лицо; а различное: необычный, вызывает интерес, воплощает черты эпохи .

Таким образом, термины литературный герой и главный герой произведения можно считать тождественными. К термину в литературоведческом словаре «литературный герой», для полного понимая необходимо добавить то общее и различное, что есть в толковых словарях. Получаем следующую дефиницию: главный герой – это главное действующее лицо произведения, которое является необычным, благодаря тому, что воплощает черты эпохи, в связи с чем вызывает интерес.

Произведение, в котором я буду рассматривать образ главного героя является сказанием, это указано в самом названии произведения: «Сказание о Кише». Получается, что сам автор с самого начала подразумевает знание этого слова. Это говорит, что нам просто необходимо рассказать о значении этого слова.

Значение этой дефиниции можно искать только в литературоведческом словаре. Так в словаре под редакцией Фриче, Луначарского говорится, что сказание подразумевает под собой несколько видов: исторические, житийные, апокрифические, поучения и повести . Прочитав само произведение можно с точностью сказать, что оно относится к повести-сказанию. Повесть-сказание - это «обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести» .

Из всего выше сказанного следует, что в повести-сказании образом главного героя можно считать результат отражения в сознании человека вид, облик главного действующего лица в произведении.

2.3 Образ Киши

События, описанные в сказании, происходили у полярного моря, где жил главный герой. Он жил в игле. Иглу – это ледяной дом эскимосов, который имеет куполообразную форму .

Главным героем является мальчик Киши, которому 12 лет .

Его голос раздаётся на совете, несмотря на то, что таким маленьким было запрещено высказываться. Первый раз его голос раздался, потому что, когда они ели, мясо было жесткое старое и в нем было много костей. Потом голос Киша раздался в новь, потому что он гордился своим отцом. Мальчик отрыто, не боясь никого заявляет, что он сможет ходить на охоту и убивать медведей самостоятельно.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь.

Я составила таблицу доказательств, которые говорят о правоте охотников племени и обратные доводы и вот, что получилось:

Таким образом, читатель должен понять и мальчика, который говорит, как взрослый мужчина и мужчин племени.

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке толки о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, остался не вередимым, на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном .

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом .

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по честному, как и обещал, не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить» .

Я считаю, что Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

  1. Заключение

Проводя своё исследование с целью изучения образа главного героя произведения «Сказание о киши», я познакомилась с терминами: образ, главный герой, сказание, также я вывела дефиниции наиболее полные, охватывающие все стороны этих определений. Я познакомилась с произведением и изучила литературоведческую терминологию.

Целью моей работы было раскрыть образ героя так, чтобы показать, как должен поступать подросток, если хочет, чтобы к нему прислушивались взрослые и считали его равным.

Я считаю, что цель достигнута. Основополагающими чертами главного героя являются:

  1. Слова соотносятся с делом.
  2. Слова не бросаются на ветер.
  3. Идёт на тяжелый труд, на труд не соотносимый с возрастом.
  4. Труд должен быть не только физическим, но и умственным.
  5. «Справедливость» является ключевым понятием в словах.

Основными этапами взросления можно назвать следующие:

Первый: Смело выражает свою точку зрения на совете.

Второй: Решается пойти на трудное дело – охоту.

Третий: Начинает приносить пользу племени, принося хорошую добычу с охоты.

Четвёртый: Осознание того, что ему по статусу положено соответствующее жильё. Он не может построить его сам, так как постоянно занят охотой, его ему должны построить соплеменники, которые питаются за его счет.

Пятый: Легко раскрывает тайну своей удачной охоты, тем самым помогая другим охотникам приносить больше мяса племени.

Шестой: Становится первым человеком племени, а в последствии и вождём.

Таким образом, отвечая на вопрос: Киши кажется взрослым или он рано повзрослевший малыш? Можно смело сказать, что он повзрослевший малыш. Ему пришлось повзрослеть, потому что отец рано умер, а маме нужна была помощь, нужно, чтобы она хорошо питалась. Именно поэтому Киши проходит все этапы взросления.

Проведя это исследование, я смогу познакомить большое количество учащихся не только с терминами, но и с образом главного героя «Сказание о Киши». Я смогу донести до них свою мысль, что накрашенные лица девочек и ругательства из уст мальчиков не делают их взрослыми. Я смогу подтвердить это на примере двенадцатилетнего мальчика по имени Киши.

  1. Список литературы
  1. Диссертация доктора филологических наук. - Лунина, Ирина Евгеньевна. – Москва//Филологические науки. Художественная литература -- США -- Американская литература -- кон. 19 - нач. 20 в. (2-ая пол. 90-х гг. 19 в. - 1917 г.) -- Персоналия писателей -- Лондон Джек (1876-1916) - писатель -- Общая характеристика и значение творчества писателя. – 618 С.
  2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
  3. Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939.
  4. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. – М., 2005 г.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
  6. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004.
  7. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
  8. Электронный ресурс: Джек Лондон «Сказание о Киши» .

    Цель работы состоит в изучении содержания и своеобразия произведения Джека Лондона прежде всего в аспекте восприятия и художественного отображения им образа главного героя.

    В первой главе проекта говорится о Джеке Лондоне как об авторе книги «Сказание о Кише». Изучив биографические сведения об этом авторе были выделены следующие факторы, повлиявшие на содержание рассматриваемого текста:

    1. Испытал на себе, в раннем детстве, самую различную и трудную работу.
    2. Занимался самообразованием, так как получить образование в университете у него не хватило средств.
    3. Повстречал огромное количество народа, образы которых, по моему мнению, стали основой многих произведений.
    4. Побывал в Японском и Балтийском морях, а также на севере.

    Во втором параграфе проекта были рассмотрены термины, необходимые для литературоведческого анализа образа, а именно: главный герой, образ, сказание.

    В третьем параграфе раскрывается образ главного героя в произведении «Сказание о Кише».

    Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым. Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться ему.

    Киш вырастит хорошим мальчиком, раз в столь юном возрасте он думает не только о себе, а о целом племени.

    Рассказ о Киши учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать. Если ты хочешь быть взрослее, то будь готов совершать взрослые поступки. Будь готов, что в тебя не поверят. И только упорством и трудом можно добиться уважения среди взрослых.

    Полученные новые знания позволят мне не просто раскрыть образ героя, при обсуждении этого произведения на внеурочной деятельности, но и показать ребятам, что значит быть взрослым.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Гриценко Елизавета 5 а класс филиал МОУСОШ № 17 СОШ № 3

    «Образ главного героя в произведении Джека Лондона «Сказание о Кише »

    Спасибо за внимание!

«Сказание о Кише» главные герои рассказа Джека Лондона показывают пример поведения в сложный жизненных ситуациях.

«Сказание о Кише» главные герои

  • Киш -главный герой
  • Айкига -мать Киша
  • Клош-Кван -вождь племени
  • Массук -соплеменик
  • Ук-Глук -охотник племени
  • Бим и Боун -два молодых, лучших в поселке охотника

«Сказание о Мише» характеристика Киша

Черты характера Киша – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.

Главный герой 13-летний мальчик по имени Киш взял ответственность за свою жизнь и жизнь своей матери. Чтобы выжить, ему пришлось стать мужчиной уже в 13 лет, и отправиться на охоту.

«Справедливость» является ключевым понятием в словах Киша. Киш хотел добиться справедливости и равенства, несмотря на возраст. Он считал справедливо помогать своему племени, если ты можешь это делать и неважно сколько тебе лет. Справедливо, если каждому жителю города достанется хороший кусок мяса. Но мужчины племени считали несправедливо, если им будет указывать какой-то маленький мальчик, не повидавший жизнь

Покидая совет Киш испытывал злость, расстройство и досаду. Автор передаёт его чувства словами: «Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам…. он стиснул зубы и пошёл».

Кишу всё-таки удалось отстоять свою правоту, потому что он сумел доказать, что он может сам убить медведя без какой-либо помощи.

Удачная охота главного героя стала вызывать в посёлке слухи о колдовстве. Этому есть объяснение. Мальчик убил пятерых медведей, а на нем не было царапин. Вот почему жители считали его колдуном.

Киш не считал секретом или тайной свою удачную и лёгкую охоту. Он взял китовый жир и облепил смятый ус, концы которого были очень острыми и получился комок жира с китовым усом внутри. Эти комки жира приносили большую боль медведю и с ним можно было легко расправиться. Мужчины хотели получить тайну его охоты украдкой, но нужно было только спросить. Когда к нему пришел Клош-Кван и попросил рассказать, как он охотится. Мальчик не задумываясь рассказал об этом.

Из родителей у главного героя была только мама. Она жила не богато, жители города не обращали на неё внимание, ей доставалось плохое мясо, как и многим женщинам из племени. Жила мама Киши в маленькой игле. Но потом, когда Киш начал ловить медведей, на маму Киша и на него самого смотрели другим взглядом.

Несмотря на то, что его прогнали с совета, он не озлобился, он приносил мясо всему посёлку, кормил всех, делил всё по справедливости, и не забывал и о семье, о доме: «Я хочу построить себе новую иглу, — сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. — Это дожлна быть просторная игла, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить».

Киша можно назвать человеком честным, добрым, гордым и трудолюбивым.

Писатель объясняет нам почему Киш стал первым человеком в племени, а потом и вождём: Нужно думать и работать не только руками, но и головой, не нужно уповать на чудо, его смекалка помогла подняться, а не колдовство.

Рассказы Джека Лондона специфичны, они несут в себе заряд неистребимой веры в человека.

Писатель вошел в историю и литературу как настоящий гуманист и идеалист. Его убеждения очевидны для каждого читателя: мир к лучшему изменят сильные, добрые и справедливые мужчины-труженики. Таким был он сам, начавший зарабатывать на будучи еще ребенком. Продажа газет, изматывающий труд на консервном заводе, нелегкий труд моряка... легко читать: динамичный, с четко выделенными смысловыми деталями сюжет облегчает работу желающим написать по ним краткий пересказ. «Сказание о Кише» - не исключение. Это пересказ легенды о 13-летнем канадском эскимосе по имени Киш.

Рассказ - детям

Почему американский писатель выбрал главным персонажем своего рассказа не самого крепкого физически и вовсе не самого образованного охотника, а мальчика-подростка? Более того, излагаемые им события оторваны от духа времени, они относятся к седой древности. В ту пору вся жизнь эскимосов определялась родоплеменными отношениями. Джека Лондона, писателя по призванию и социалиста по убеждениям, подтолкнула к созданию сюжета идея социальной справедливости. Повествование об уме, отваге и доброте мальчика содержит наш краткий пересказ. «Сказание о Кише» знакомит читателя с нелегкой жизнью канадских эскимосов.

Место действия

Племя проживает у канадского побережья сурового Северного Ледовитого океана, за Полярным кругом.

На земле лежит такой слой снега, что передвигаться без лыж невозможно. Тягловой силой для нартов эскимосов служат собаки. Большую часть года занимает полярная ночь и Во главе племени стоит вождь Клош-Кван. Эскимосам суждено сообща жить и вместе противостоять холоду, голоду. Тундра - весьма суровая среда для жизни. Кормильцами племени считаются охотники. Печальна судьба племени, охотникам которого сопутствует неудача.

Подвиг охотника Бока, отца Киша

Юноша Киш гордится своим отцом, который был лучшим охотником и погиб славной смертью, достойной того, чтобы о ней помнили последующие поколения одноплеменников. При жизни он охотился за двоих, а когда добыча делилась между соплеменниками, Бок следил, дабы не обделенными оставались старые и немощные. Большое сердце имел этот человек. Когда настали тяжелые времена и лучшие охотники племени возвращались с охоты ни с чем, а старики, дети и женщины, казалось, совершенно потеряли надежду, он решился на отважный поступок. Племя, изнывающее от голода, остро нуждалось в пище. И самоотверженный охотник отважился сразить грозу снежной тундры - медведя.

Охота получилась весьма драматичной, как свидетельствует ее краткий пересказ. «Сказание о Кише» сообщает нам историю о подвиге измученного голодом человеке, схлестнувшемся в смертельном поединке с могучим зверем. Верна была рука Бока, сумел он нанести ему решающий удар своим верным копьем. Однако сила хозяина тундры значительно превышала человеческую. Даже последних сил хватило ему, чтобы подмять Бока и лишить его жизни.

Благодаря самоотверженности своего лучшего охотника племя тогда выжило...

Нечестный раздел провизии

Нелегкой оказалась дальнейшая судьба семьи погибшего: вдовы Айкиги и сына Киша. В сердцах их соплеменников проросли плевелы корысти и эгоизма: охотники племени после гибели Бока забыли о справедливом и равном разделе добычи и наделении всех достаточным количеством мяса.

Сытно жил род вождя Клош-Квана, семьи охотников: Уг-Глука и Массука. Но в то же время в племени недоедали такие, как Айкига и Киш, о чем повествует читателям краткий пересказ. «Сказание о Кише» - это история утверждения и становления нового вождя племени канадских эскимосов, твердо решившего положить конец этой нечестности и безобразию.

Врожденный ум и редкое даже для его взрослых соплеменников умение говорить отличали 13-летнего подростка.

Смелая речь Киша перед племенем

Однажды вечером, когда в самом большем иглу, принадлежащем вождю, племя собралось на совет, неожиданно для всех слово взял Киш. Его выступление было смелым до безрассудства. Он выступил против жадности взрослых мужчин-охотников, пребывая в меньшинстве (остальные соплеменники, очевидно, боялись). Вначале мальчик напомнил зарвавшимся охотникам о подвиге своего отца. Затем сформулировал главную идею своей речи: семьи, лишившиеся охотника-кормильца, также при разделе добычи достойны получить хорошие куски мяса, а не кости. Из слов Киша следовало, что не по совести поступали и опытный охотник Уг-Глук, и самый сильный мужчина племени Массук.

О том, что парня после таких слов практически выгнали с совета, рассказывает «Сказание о Кише». Краткое содержание произведения содержит сцену, когда корыстолюбивые охотники Уг-Глук и Массук попытались гневными криками смутить мальчишку, а присутствующих соплеменников убедить, что тот не имеет совещательного голоса.

Юный охотник уходит в тундру

Но Киш, к их удивлению, не испугался их, на поверку оказавшись «твердым орешком». Он вполне достойно и не по-детски им ответил. Его слова удивили мужчин твердой верой в себя и, опять-таки, недетской принципиальностью. Он,очевидно, ожидал поддержки обделенных и голодающих соплеменников. Но те испуганно молчали. Тогда Кишу пришлось идти ва-банк. Тринадцатилетний мальчик открыто противопоставил себя сложившемуся в племени праву сильного, когда лучшие куски доставались крепким мужчинам, а вдовы и старики оставались голодными, и пообещал их изменить. Как это прозвучало?

Он напомнил о справедливом разделе добычи своим отцом Боком, в прошлом лучшим охотником племени, подвиг которого зачинает рассказ «Сказание о Кише». Краткое содержание его речи можно охарактеризовать как утверждение принципиально другого социума.

Тогда, на совещании племени, слова мальчишки всерьез не принял никто. Вслед ему, выходящему из иглу вождя, неслись насмешки. Но его слова на поверку оказались не запальчивостью ребенка: на следующий день Киш, вооружившись охотничьими принадлежностями отца, сам отправился на охоту в ту сторону, где океанские льды смыкались с занесенной снегом сушей. Не остановила его и неожиданно низкая температура.

Сын оказался достойным своего отца

На третий день его отсутствия разразилась свирепая буря. Надежд, что парень выживет, практически не оставалось. И вот на утро третьего дня он появился в поселке, когда охотники племени собирались отправиться за его трупом, а его отчаявшаяся мать Айкига в предчувствии утраты рвала волосы и измазывала лицо сажей.

Эффект неожиданного действа сполна использовал автор рассказа Джек Лондон («Сказание о Кише»). Краткий пересказ произведения отображает главный аспект этого события. Киш вернулся из тундры с добычей (он нес на плече увесистый кусок, вырезанный из туши убитого им медведя). Он торжествовал, потому что оказался достойным преемником своего отца. Убитая им на охоте медведица с двумя медвежатами были добычей сверхсложной, которая была по плечу лишь выдающемуся мастеру охоты. Ведь кормящая медведица атакует любого, забредшего в ее владения, с невероятной жестокостью.

Главный добытчик племени

Обращаясь к мужчинам племени, подросток сообщил, что они могут привезти в поселок туши его охотничий трофей, если с нартами отправятся по его следам. Так охотники племени были посрамлены мальчишкой, обеспечившим в достатке всех соплеменников медвежьим мясом. Они недоумевали, ведь такая охота была им не по плечу. Для соплеменников обычный мальчик вдруг приобрел загадочность, таинственность.

Краткий пересказ рассказа «Сказание о Кише» подтверждает серьезность намерений главного героя, высказанных им ранее на совете в иглу Клош-Квана. Он доказывал свою правоту новыми охотничьими успехами. Охотники открыто завидовали мальчику, ставшему настоящим кормильцем для своего племени. Злые языки (а среди них первый - Уг-Глук) в открытую обвиняли юного охотника в колдовстве. Но их козни разрушались мнением других соплеменниов Киша. Ведь благодаря ему все, даже вдовы и старики, были теперь сытыми. Вслед за медведицей добычей юноши стали вначале молодой медведь, а затем и медведь действительно огромный.

Новое жилище

Однажды молодой, но уже признанный лучшим охотник заявил вождю, что хочет построить для себя и своей мамы новый просторный дом (иглу). Получив формальное «добро», Киш не ограничился этим. Он знал себе цену, а посему по праву главного добытчика племени потребовал, чтобы новый иглу ему построили соплеменники. Это действительно имело смысл, ведь охота требовала от мальчика полной самоотдачи, а, пребывая в поселке, он должен был восстанавливать силы. Зато теперь его мама, проживающая в самом просторном иглу племени, стала самой уважаемой женщиной. Поднялась ее самооценка, с ней начали советоваться женщины.

Опасения эскимосов

История действительно загадочна. Как соизмерить силу медведя и мальчика-подростка? Читатели рассказа заинтригованы, и вскоре эту тайну рассказывает им Д. Лондон («Сказание о Кише»). Краткий пересказ произведения сообщает нам о тайном совете охотников. Уг-Глук продолжал настаивать, что юный счастливчик пользуется колдовством и настаивал на том, чтобы тайно отправить вслед за Кишем, когда тот отправится на охоту, соглядатаев из лучших охотников племени. После бурных дебатов со старым охотником все же согласились. Присматривать за Кишем обязали умелых охотников Боуна и Бима. Они должны были следовать за мальчиком, но не попадаться ему на глаза.

Краткий пересказ сказки «Сказание о Кише» на данном этапе не следует ограничивать сухой констатацией событий сюжета, в нем должна прозвучать оценка героям. Дело в том, что в данном произведении есть конфликт, но нет отрицательных персонажей. В понимании эскимосов удивительные успехи мальчика граничат с чудом. Не зря осторожный Уг-Глук организовывает за Кишем слежку. Это вполне соответствует взглядам эскимосов на окружающий мир. Они убеждены, что колдовство является грехом, способным навлечь на все племя несчастья. Это недопустимо. Убедителен в своей логике повествования Джек Лондон («Сказание о Кише»). Краткое содержание рассказа в дальнейшем содержит убедительную разгадку побед мальчика над огромными медведями, свидетельствующую о его главном достоянии - остром уме.

Необычная охота Киша. Взгляд со стороны

Охотники Бим и Боун действительно пошли соглядатаями вслед за кормильцем племени. Они следовали за ним, как тень, и проследили за тем, как он сразил медведя. Его охота показалась им странной и загадочной. Вернувшись в поселок, они поспешили рассказать об увиденном.

Издалека Бим Боун заметили, как повстречавшийся Кишу медведь вообще не обратил на него никакого внимания и следовал своим путем. Однако мальчишка спровоцировал его громкими криками и преследованием. Хищник бросился за ним вдогонку. Тут Кишу понадобилась вся его ловкость и быстрота. Однако молодой охотник не просто улепетывал во все лопатки. На пути медведя он иногда бросал небольшие светлые шарики, и тот их тут же съедал в ходе погони.

Но зверю не было суждено настичь мальчика. Вскоре он взвыл от боли. Очевидно, роковыми для него оказались эти шарики... Медведь слабел на глазах, отставая от Киша. Вскоре он повернул назад, затем его следы стали путаться... Ослабевший великан стал реветь от боли и беспомощно кататься по земле. Тут его и настиг выверенный смертельный удар Киша...

Вместо заключения

Окончание рассказа чем-то напоминает завершающую сцену гоголевского «Ревизора» - всеобщее изумление. Краткое содержание рассказа «Сказание о Кише» в деталях показывает развязку сюжета.

Из рассказа Бима и Боуна эскимосы сделали вывод, что имеют дело с колдуном.

Но вскоре им пришлось изменить свое мнение. Когда толпа охотников во главе с вождем вломилась в иглу Киша, тот кушал. Приветствовав вошедших, он рассадил гостей по старшинству. Затем вождь объявил мальчику, что того обвиняют в колдовстве и потребовал объяснений.

Краткое содержание рассказа «Сказание о Кише» оригинально описывает ответ мальчика. Он наглядно показал им свое ноу-хау в Вначале Киш отрезал кусок китового уса и продемонстрировал зрителям его упругость и остроту. Затем взял его кусочек и свернул в кольцо. Потом мальчик вложил китовый ус в небольшую земляную ямку и залил его Получился шарик, нехитрое приспособление, который сначала таял в пищеводе у медведя, а затем поражал его.

После такого откровения соплеменники стали уважать Киша еще больше. Когда пришло его время, он сменил во главе племени Клош-Квана. Благодаря его уму, справедливости и мудрости соплеменники его не просто уважали, но и любили. Спустя сотни лет его имя помнят последующие поколения канадских эскимосов.