Исследование волевой саморегуляции. «Исследование волевой саморегуляции» А. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Замысел и ход эмпирического исследования по оценке волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях

11.01.2024 Путешествия

Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Процедура исследования

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Тест

  1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
  2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
  3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
  4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
  5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
  6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
  7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
  8. Я всегда «гну» свою линию.
  9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
  10. 10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
  11. 11. Я считаю себя терпеливым человеком.
  12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
  13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
  14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.
  15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
  16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
  17. Считаю себя решительным человеком.
  18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
  19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
  20. Испортить мне настроение не так-то просто.
  21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
  22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
  23. Переспорить меня трудно.
  24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
  25. Меня легко отвлечь от дел.
  26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
  27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
  28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
  29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
  30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов и интерпретация

Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

  • Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
  • «Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
  • «Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

Тест

Исследование волевой саморегуляции

Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана

Исследование стрессовых состояний

Обозначьте события жизни за последние пол года

События жизни Баллы
1. Смерть супруга
2. Развод
3. Расставание с партнером
4. Смерть близкого родственника
5. Травмы или болезнь
6. Свадьба
7. Потеря работы
8. Восстановление отношений (с партнером, супругом)
9. Отдых
10. Изменение состояния здоровья членов семьи
11. Беременность
12. Сексуальные затруднения
13. Увеличение семьи
14. Перемены на службе
15. Изменение финансового положения
16. Смерть хорошего друга
17. Смена профессиональной сферы деятельности
18. Изменение отношений с партнером (супругом)
19. Изменение меры ответственности на работе
20. Неприятности с новыми родственниками
21. Особенный личный успех
22. Окончание или начало учебы в школе
23. Изменение условий жизни
24. Изменение личных привычек
25. Трудности с начальством
26. Изменение времени работы или условий работы
27. Смена квартиры
28. Смена школы
29. Изменение деятельности в сфере церкви
30. Новая организация свободного времени
31. Изменение деятельности в общественной сфере
32. Изменение привычек сна
33. Изменение привычек еды
34. Отпуск
35. Рождество
36. Изменение количества посещения родственников
37. Незначительные нарушения законов

До 150 баллов – низкий уровень стресса

150-300 – средний уровень стресса

Более 300 – высокий уровень стресса

Инструкция испытуемому. «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (-).

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.



4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда "гну" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от О до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Методика направлена на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.

Опросник волевого самоконтроля содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Первоначально опросник волевого самоконтроля разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы.

Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая – отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили название «настойчивость» и «самообладание» соответственно.

Инструкция: опросник содержит 30 утверждений, которые позволят определить Вашу способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Если Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. В случае неуверенности в ответе можно выбрать любую альтернативу.

Текст опросника

1 Если что-то не получается, у меня нередко появляется желание бросить это дело. (-В, -Н).

2 Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией. (+В, +Н).

3 При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева. (+В, +С).

4 Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля. (+В, +С).

5 Меня трудно отвлечь от начатой работы. (+В, +Н, -С).

6 Меня сильно выбивает из колеи физическая боль. (-В, -Н).

7 Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить. (+В, +С).

8 Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

9 Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме. (+В, +Н).

10 Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами. (-В, -Н).

11 Считаю себя терпеливым человеком. (+В, +Н).

12 Мне трудно заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13 Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач. (-В, -Н, -С).

14 Если я отношусь к кому-либо плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему. (-В, -С).

15 При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16 Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку. (-В, -Н, -С).

17 Считаю себя решительным человеком. (+В, +Н).

18 С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие. (+В, +Н).

19 Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20 Испортить мне настроение не так-то просто. (+В, +Н).

21 Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу избавиться от него. (-В, -С).

22 Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим. (-В, -Н).

23 Меня не трудно переспорить.

24 Я всегда стремлюсь довести дело до конца. (+В, +Н, +С).

25 Меня легко отвлечь от дел. (-В, -Н).

26 Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27 Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. (+В, +Н, +С).

29 Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. (-В, -С).

30 Меня обычно сильно раздражает, когда передо мной захлопываются двери уходящего транспорта или лифта. (-В, -С).

Обработка результатов. При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом. Каждое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу. Те позиции, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (не приносят отрицательных очков). В результате такой процедуры суммарный балл волевого самоконтроля должен быть в диапазоне от 0 до 24 баллов, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16, по субшкале «самообладание» – от 0 до 13. Полученные баллы переводятся в стандартные с использованием шкалы нормированных показателей. Ключ опросника: «В» – общий индекс волевого самоконтроля, «Н» – настойчивость, «С» – самообладание.

Шкала нормированных показателей для юношей

Шкала нормированных показателей для девушек

Методика «Шкала совестливости»

Методика «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция: на бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак«+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»).

Опросник

1 Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2 Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3 Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4 Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5 Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6 Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7 Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

9 Меня раздражает, когда женщины курят.

10 Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11 Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12 Я человек твердых убеждений.

13 Я люблю лекции на серьезные темы.

14 Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка и интерпретация результатов: за каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.

Методика «Определение степени внушаемости»

Смысл методики для испытуемых обязательно раскрывается после ее выполнения. Поэтому без предварительного пояснения следует точно выполнить предлагаемую инструкцию.

Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера; не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются. Повторения заданий не будет; если не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее за ним. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово «пора!». Следом за этим словом почти немедленно диктуется следующее задание. Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.

Итак, внимание, – пять срочных заданий.

Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь», вообще любого писателя, – ПОРА!

Напишите любую короткую фразу, например «Лето наступило» (варианты), вообще любую фразу, – ПОРА!

Напишите название любого предмета, например «Стол», вообще любого предмета, – ПОРА!

Изобразите любой предмет, например треугольник, вообще любой предмет, – ПОРА!

Напишите любое число, например 9, вообще любое число, – ПОРА!

Обработка результатов: если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, – ставится 4 балла. Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла. Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла; и совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу. Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на 3:

В н = (О1 + О2 + О3 + О4 + О5)х 3 + 20 =...

Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны: 20-30 – пониженная внушаемость; 31-45 – средняя внушаемость; 46 и более – повышенная внушаемость.

Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций»

Предлагаемая ниже методика успешно используется психологами для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты.

Тест опросника

1 Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2 Взрослых детей раздражает забота родителей.

3 Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4 Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5 Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6 Больному человеку можно помочь даже словом.

7 Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8 Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9 Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10 Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11 Я равнодушен к критике в мой адрес.

12 Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13 Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14 Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15 Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16 Родители относятся к своим детям справедливо.

17 Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18 Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19 Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20 Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21 Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22 В детстве я приводил домой кошек и собак.

23 Все люди необоснованно озлобленны.

24 Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25 В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26 При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27 Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28 Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29 Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30 Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31 Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32 Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33 Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34 Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35 Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36 Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Интерпретация результатов: если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Методика «Уровень общительности учителя»

Инструкция: вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1 Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

2 Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3 Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4 Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилия, чтобы избежать этой командировки?

5 Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6 Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7 Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8 Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9 В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10 Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11 Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12 Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13 У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14 Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15 Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16 Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Интерпретация результатов:

Очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А.Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырём – пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

Если усреднённая оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряжённая и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижёр прекрасно распределяет своё внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвящённому может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обслуживания последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринуждённая атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос.

Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-30 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приёмами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживлённо, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствуют. Общение развивается по моделям дикторского или гиперрефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Методика «Уровень коммуникативного контроля»

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник

1 Мне кажется трудным подражать другим людям.

2 Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3 Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4 Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5 В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6 В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.

7 Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8 Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9 Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10 Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов: по 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

Инструкция: каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

1 Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2 Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.

3 Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Волгоградский государственный технический университет

Кафедра ««Теория и история культуры»»

Семестровая работа

по дисциплине «Психология»

на тему: «Исследование волевой саморегуляции»

Волгоград 2014

Введение

Воля - специфическая отражательная функция мозга, выраженная в том, что человек сознательно ставит цели, регулирует деятельность в направлении этих целей и намеренно преодолевает препятствия, стоящие на пути к цели. Понятие "воля" соответствует произвольному управлению поведением и деятельностью.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков .

Формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков.

Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир .

Понятие саморегуляции остается достаточно обобщенным, многозначным, часто «интуитивно-очевидным», несмотря на развитие других понятий с приставкой «само» - самооценки, самоотношения, самопознания.

Волевая саморегуляция является составной частью произвольного управления и реализуется через проявление волевых усилий.

воля психический саморегуляция

1. Волевая саморегуляция

1.1 Саморегуляция волевых актов

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Даже в раннем возрасте можно встретить высокое развитие воли. При этом уровень развитости воли выше там, где развиты творческие навыки. Например, у детей, увлеченных каким-либо творческим делом, у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая концентрацией внимания, упорством в достижении результата, систематической работой (рисованием, танцами, музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и распространяющихся на другие сферы жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Это, прежде всего, целеустремленность родителей, готовых дать ребенку всестороннее развитие, но при этом предъявляющих к нему достаточно высокие требования. Исследования показывают, что в таких семьях у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Важным моментом воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Роль родителей здесь очень высока, поскольку развитие у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения в обществе, но и формирует его внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности сдерживать и контролировать желания, сопоставлять их с возможностью реального воплощения в деятельности.

С другой стороны, несмотря на все старания родителей воспитать в ребенке волевые качества, может появиться проблема, описанная Ролло Мэй - проблема отсутствия воли. По его мнению, эта проблема - нечто много большее, чем просто этическая проблема: современный человек слишком часто убежден, что даже если он действительно станет напрягать свою волю - или то, что он подразумевает под этим - его действия все равно ни к чему хорошему не приведут. Именно внутреннее ощущение бессилия, разлад в самой воле и составляет нашу опасную проблему. Ролло Мэй говорит о кризисе воли и ее обратной стороне - протесте. Известна способность ребенка двух-трех лет занимать отрицательную позицию относительно своих родителей, и это важный показатель начала формирования воли. Но если воля остается сугубо протестующей, она сохраняет свою зависимость от того, против чего она протестует. Поэтому следует внимательно подходить к воспитанию волевых качеств у ребенка в семье, внимательно наблюдать за реакцией ребенка.

С возрастом, формирование волевых характеристик не прекращается; они развиваются в ходе самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, весь процесс воспитания человека определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности. И можно утверждать, что становление воли - это становление субъекта, способного к самоопределению.

Самодостаточная личность, обладающая помимо прочих личностных характеристик, развитой волей, это организм, которому под силу контролировать самого себя и свои поступки, ведь «воля на высших своих ступенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей» .

1.2 Волевые качества личности

Как добиться умения контролировать себя, свои эмоции и желания и делать правильный выбор? Перед каждым действием, человеку необходимо принять решение. Это решение означает дальнейшие изменения событий вокруг. Осознание того, что от последствий его поступка окружающий мир может измениться, а также понимание зависимости того, что может произойти от собственного решения, порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности. Сила воли - это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.

Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности .

Так как воля - это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических качеств, то, говоря о саморегуляции волевыми актами, индивиду необходимо развивать эти качества в совокупности. Чаще всего рядом с волей стоят такие качества личности, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. Сюда также можно добавить критичность, исполнительность и уверенность.

Развитие каждого качества в отдельности и в целом зависит от отдельно взятого индивида, его психофизиологических характеристик, темперамента, воспитанности и т.д.

Одним из важных качеств для выработки умения владеть своими чувствами и волей, можно выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному желанию, не дожидаясь указаний извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играют интенсивность и яркость побуждений; но и огромное значение имеют личностные интеллектуальные данные.

С другой стороны, инертная натура. Такой человек с трудом сделает и первый шаг. Хотя инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать начатое дело. Они не в состоянии сами что-то затеять, предпринять по собственной инициативе.

Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения, в умении не поддаваться влиянию препятствий, возникающих при достижении поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия поправки, основанные на советах более опытных людей.

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся при самом принятии решения. Решительность выражается в уверенности, и быстром темпе, «в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов» с которым принимается решение. Здесь также важно отметить наличие твердости в проведении решения. У нерешительного человека принятие решения похоже на колебания маятника то в одну, то в другую сторону. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

1.3 Самовоспитание воли

Воля, как и вышеперечисленные качества, формируются в ходе развития человека. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Значительно позднее начинают формироваться волевые, сознательные действия. Надо заметить, что первые желания ребенка очень неустойчивы, они спонтанно сменяют друг друга и часто носят неопределенный характер. Поэтому так легко можно переключить внимание маленького ребенка с одного предмета на другой, не опасаясь, что ребенок проявит какие-то волевые действия. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер. В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, в котором заложен моральный принцип, становится возможным для детей третьего года жизни, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Конечно, для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой - хотя бы небольшая сформированность моральных установок. И то и другое формируется под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянной игры, общения и взаимодействия со взрослыми. Бесспорно, какие моральные принципы будут заложены в том или ином ребенке зависит в большой степени от моральных установок взрослого.

В развитии воли у дошкольника выделяют 3 основных направления: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует хвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помогать при затруднении, а при неудаче - выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Главное заставить ребенка поверить в свои силы: Если могут все, значит, могу и я. Развитию воли способствую различные виды деятельности дошкольника и, прежде всего - игра. По мнению Светланы Пеуновой ребенку надо давать то, что мы хотим получить от него. Очень трудно любого человека заставить поступить так, как этого хотим мы. Даже у маленького человека есть чувство сопротивления, агрессии. Альтернативой в этой ситуации может служить такой подход к ребенку, когда он сам поймет и захочет выполнить то, что от него просят.

В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения могут возникнуть определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. Это уже не ребенок, но еще не взрослый. Сам подросток ярко ощущает первое, но взрослые в своем отношении к нему иногда особенно подчеркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в собственные руки подростка. На этом этапе важно помочь подростку осознать, что его собственная смесь импульсов и влечений не натолкнется на авторитарный и непререкаемый деспотизм принципов взрослых; что есть возможность и необходимость плодотворно сотрудничать обоюдным принципам для создания приемлемых, как личностью, так и обществом, принципов, выражающиеся в убеждениях. Роль взрослых, родителей, школы состоит в том, чтобы не переубеждать подростка на словах, а на собственном примере показывать, как необходимо поступать и каким принципам следовать.

Развитие воли подростков тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Мотивация поступка, в которой есть волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Хорошим примером такой деятельности может служить осознанно поставленная труднодостижимая цель, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

2. Практическая часть

Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Материал и оборудование: тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, бланк для ответов я ручка.

Процедура исследования: Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому:

"Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда "гну" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Я считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов:

Цель обработки результатов - определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

Каждый индекс - это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" - от О до 16 и по субшкале "самообладание" - от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции

Евдокимов

Коваленко

Холмуминов

Солодунова

Макарчук

Сулеменов

Овечкина

Харитонов

Копалкин

Об. шкала

Самооблад

Обработка результатов:

Подсчёт среднего значения:

«Общая шкала» = 13-выше среднего

«Настойчивость» = 8,25-выше среднего

«Сомообладание» = 7,25 -выше среднего

Анализ результатов.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" - 8, для шкалы "С" - 6.

Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы - спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Заключение

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Все успехи, совершенные на Земле, были результатом огромной воли их создателей, изобретателей, деятелей науки. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой остальные способности оставались бы пустым звуком.

Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Сила воли - это способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое человек преодолел на пути к поставленной цели, тем сильнее его воля. Воля возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать ее у ребенка надо уже с раннего возраста, когда при достаточном овладении моторикой рук и ног, ребенок учится выполнять требования взрослых на основе понимания их речи.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие этих процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как: а) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; б) приобретение человеком контроля над своим поведением; в) выработка волевых качеств личности; г) сознательная постановка перед человеком все более трудной задачи и достижение более отдаленной цели, что требует значительных волевых усилий на протяжении долгого времени.

Воля человека проявляется в совокупности таких черт характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, выдержка, самообладание. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

Волю необходимо развивать и совершенствовать. Через формирование положительных привычек семьи и общества можно ожидать, что ребенок, повзрослев, сам изберет жизнь здоровую и совершенную, сделает ее приятной и счастливой. Ни одна сложная проблема в жизни человека не может быть решена без участия его воли, без саморегуляции и свободного выбора. Саморегуляции, в отличие от спонтанной активности и деятельности, управление которой определяется другими людьми или обстоятельствами, предполагает активность самого индивида, осознание собственных умений и возможностей, причин их возникновения и способов изменения в будущем. Для этого индивиду необходимо наличие мотивации, постановки цели, продумывание плана действий и выполнение поставленного им же решения.

Поскольку развитие воли у каждого человека проходит индивидуально, то возможности саморегуляции личности ее адекватное реагирование на различного рода внешние воздействия, вызывают все больший интерес исследователей.

Список использованной литературы

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983, с. 271

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., 1983, с. 225

3. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск, 1979, с. 69

4. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во ИП РАН, 2003, с.318

5. Джемс У. Воля // Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 313-332, 351-354

6. Джейм У. Научные основы психологии. - Спб., 1902, с.363

7. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб., 2000, с.114-254

8. Калин В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал - Т. 10 - 1989 - № 2.

9. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. - Вопросы психологии. - 1995 - №5

10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971

11. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1999, с. 383

12. Левитов Н.Д. Общая психология. - М., 1986 (Воля: 385 - 400)

13. Маклаков А. Г. Общая психология. -- СПб.: Питер, 2001, с. 592

14. Павлов И.П. Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 343

15. Пеунова С.М. Учебник жизненных истин. Ч 1.- Самара, 2007, с. 256

16. Платон. Диалоги. М.: "Мысль", 1986, с. 42-48

17. http://www.psyoffice.ru/

18. http://nauka-pedagogika.com/

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. - СПб: Питер Ком, 2000 (Понятие о воле: c.182 - 211).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Природа воли. Волевой процесс. Патология и психология воли. Волевые качества личности. Участие воли в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Характеристика и основные функции воли как качества характера. Классификация волевых свойств личности. Признаки волевого акта. Смелость, настойчивость, целеустремленность, выдержка как характеристики уровня развития воли. Приемы самовоспитания воли.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Гетерономные и автономные (волюнтаристские) теории воли, их сущность и характеристика. Произвольные и волевые действия. Основные направления развития воли. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия и нарушения волевого контроля.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Основные принципы воспитания воли у подростка. Возрастные особенности и виды эмоций подростка. Советы, рекомендации и практические упражнения для снятия негативных эмоций. Как стать волевым человеком. Отдельные моменты воспитания и развития воли.

    научная работа , добавлен 25.02.2009

    Рассмотрение понятия, функций и характерных особенностей воли. Изучение основных признаков воли - решительности, самообладания, смелости и благородства. Ознакомление с тремя направлениями развития воли у дошкольника. Исследование самооценки терпеливости.

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Основные понятия воли и волевые процессы: стремление, влечение, желание. Волевые действия и их характер. Исполнение - переход решения в действие. Нервно-физиологическая основа волевых движений. Упражнения в волевой деятельности. Мышление и сознание.

    реферат , добавлен 31.10.2008

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте. Психологические особенности воли. Формирование волевых качеств. Признаки волевого акта. Содержание волевой регуляции (силы воли) в психологии. Лабильность как свойство волевого усилия.

Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана.

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция: "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от О до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13.

2.2. Анализ и интерпретация результатов.

Итак, в ходе нашего исследования для выявления взаимосвязи между показателями мотивации достижения и уровнем саморегуляции, мы использовали методики В.И. Моросановой, А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана, Ю.М. Орлова и Мехрабиана.

Для того, чтобы выяснить уровень сформированности данных психических процессов у наших испытуемых мы провели подробный анализ результатов каждой методики в отдельности.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования по методике В.И. Моросановой , для наглядности полученные данные представим в виде гистограммы (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Распределение испытуемых с

различными уровнями общей

саморегуляции

Из гистограммы видно, что у большинства испытуемых (65%) наблюдается средний уровень сформированности общей саморегуляции. Это свидетельствует о том, что такие люди достаточно активны, самостоятельны, способны вполне адекватно реагировать на изменение ситуации, могут хорошо планировать свою деятельность.

Высокий уровень сформированности общей саморегуляции наблюдается у 20% испытуемых. Им свойственны самостоятельность, активность, гибкость, они способны адекватно реагировать на изменение условий, осознанно ставить жизненные цели. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

У испытуемых с низкими показателями (15%) по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Таким образом, мы выяснили, что у большинства испытуемых саморегуляция сформирована на достаточном уровне, что будет способствовать в дальнейшем успешности их деятельности.

Методика В.И. Моросановой позволяет определить не только общий уровень саморегуляции, а также выяснить уровень сформированности различных регуляторных процессов таких как: планирование (Пл), моделирование (М), программирование (Пр), самостоятельность (С), гибкость (Г) и оценка результатов (Ор).

Полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2

Распределение испытуемых

с различными уровнями сформированности

основных регуляторных процессов

По шкале «Планирование» у 40% студентов наблюдается высокий уровень сформированности данного регуляторного процесса, что свидетельствует о наличии потребности в осознанном планировании деятельности. Низкий уровень по шкале «Планирование» наблюдается лишь у 15% испытуемых, что позволяет нам сделать вывод о том, что большинство студентов вполне способны к осознанному планированию своей деятельности и к постановке и достижению своих целей.

По шкале «Моделирование» наблюдается 25% высокий и 55% средний уровень сформированности данного процесса. Таким образом, большинство испытуемых способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. Низкий уровень данного процесса выявлен лишь у 20% испытуемых, что позволяет нам сделать вывод о том, что у некоторых из испытуемых наблюдаются трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование». Высокий уровень данного процесса представлен у 20% и средний у 70% испытуемых, что позволяет нам говорить о том, что у большинства студентов сформировалась потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей.

Шкала «Гибкость»: большинство студентов демонстрируют пластичность основных регуляторных процессов. В свою очередь, 25% испытуемых в быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни.

Шкала «Оценивание результатов» характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. В нашем исследовании 70% испытуемых показали средние результаты по данной шкале, что свидетельствует о достаточной развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов.

Из гистограммы видно, что наиболее часто у испытуемых встречаются трудности в оценке результатов и гибкости, что свидетельствует о некоторых сложностях в процессе адаптации к новым условиям и неумении адекватно оценивать результаты своей деятельности. Однако студентов с низким уровнем самостоятельности не встретилось совсем. Это свидетельствует об автономности в организации активности студентов, их способности самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Что является достаточно важным для условий обучения в вузе.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у большинства испытуемых на достаточно хорошем уровне развиты основные вышеперечисленные регуляторные процессы, которые обеспечивают наличие достаточно высокого уровня мотивации достижения.

Представим рассмотренные выше результаты распределения сформированности основных компонентов саморегуляции в сводной таблице (см. таблицу 1).

Таблица 1

Сводные показатели сформированности

основных структурных компонентов

саморегуляции у испытуемых, %

Таким образом, данная таблица позволяет нам одновременно увидеть как распределены общий уровень саморегуляции и структурные компоненты с низким, средним, высоким уровнем развития.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

В ходе исследования мы выяснили, что у 30 % испытуемых уровень волевой саморегуляции сформирован на высоком уровне. Это говорит о том, что такие люди лиц эмоционально зрелые, активные, независимые и самостоятельные. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий уровень показателя волевой саморегуляции наблюдается у 20 % наших испытуемых, что характеризует их как людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Перейдем к анализу результатов методики Ю.М. Орлова.

Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т.е. степени заряженности на успех).

В ходе исследования было выявлено, что низких показателей мотивации достижения не наблюдается ни у одного испытуемого (см. рисунок 3). Большинство студентов показали средние (85%) и высокие (15%) результаты по данной методике. Это позволяет нам сделать вывод о том, что большая часть испытуемых ориентированы на достижение успеха. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели.