Дидактические игры своими руками 5 6. Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками. Организация сюжетной игры «Банк»

25.04.2024 Вопросы

надежда гостева

b]Мастерим игры для детей своими руками.

Дидактическое пособие

А давай мы, поиграем…

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашёл время, побывать у меня в гостях! Сегодня я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное пособие.

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Предлагаю всем педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.

И так нам понадобиться:

Салфетки универсальные

Ножницы

Карандаш

Трафарет геометрических фигур

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…



Данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету) .

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры –

«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры.» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву.» - ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).

«Найди пару», «Найди такую же…» - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме,цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).










С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ! СПАСИБО ВСЕМ КТО ЗАГЛЯНУЛ КО МНЕ!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10».

Мастер – класс

«Развивающие дидактические игры своими руками.»

Выполнила Назарова Ю.И.

Гайский городской округ

2016г.

Тема: развивающие дидактические игры своими руками.

Сначала разберемся, что значит слово «игра»? Игра – вид культурно, человеческой деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Теперь посмотрим, что такое дидактическая игра – такая деятельность смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во вне учебное время.

В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Руководство дидактическими играми

В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во вне учебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

Младший возраст : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст : разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст : словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст : воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст : правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).

Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.

Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.

Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутствие.

Действие . В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило : деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры : результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Теперь покажу какие игры я сделала своими руками. Первая игра «кто, что ест?»

Материалы: Картон, ножницы, прищепки, клей или клей пистолет, грампластинка или другое твердое основание.

Сначала ищем в интернете картинки животных и чем они питаются. Распечатываем на принтере на картон понравившихся животных или рисуем сами.

Мордочки животных аккуратно вырезаем и приклеиваем на прищепки.

Основой для игры можно взять грампластинку, у меня крышка от круглой коробочки.

Ход игры: ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг таким образом, чтобы обозначить соответствие животного и вида пищи.

Еще одна игра «Мама и детеныш». Ищем в интернете домашних животных, распечатываем на картон или рисуем сами. Аккуратно вырезаем карточки. С одной стороны, проделываем отверстия дыроколом.

Подготавливаем шнурочки по количеству животных.

Ход игры: ребенку предлагается связать шнурочком маму животного и ее детеныша.

Складываем все в красивую коробочку (можно коробку от конфет обклеить самоклеящейся бумагой, можно просто цветной) пишем название игры. Готово.

катя шляхина

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют :

Развитию познавательных и умственных способностей детей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения , делать умозаключения.

- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

В своей работе я широко использую дидактические игры , которые создаю своими руками . Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них :

1Игра : "Бабушкин дворик".

Цель : способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.

Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.


2 ИГРА "Развивалочка".

Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.



3 ИГРА "Математическое табло".

Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры , как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.

Цель : Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой .




4 Игра ""Колючки для ежей".

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.



5 Игра "Накорми животных"

Развивающая игра на прищепках "накорми животных".Материал :прищепки;распечатанные картинки с интернета животных и их корм. Животных вырезаем и приклеиваем к прищепкам, на круг приклеиваем корм. Эта игра закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.


6 ИГРА "Угадай что внутри".

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.



7 ИГРА "Собери матрешки".

Цель :Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.



8 Игра "Геометрическое лото для маленьких"

Цель :

Развивать логическое мышление у детей.

Задачи :

Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике.

Формировать умение выделять основные признаки фигур : цвет, форма, величина.

Формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур по образцу.



Публикации по теме:

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и МАААМОВЦЫ! Хочу вам показать какие дидактические игры по развитию сенсорных способностей в нашей первой.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.

Дидактическая игра "Подбери лепесток"

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог, МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.

Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Подбери лепесток». Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Игру можно предлагать детям во время индивидуальной работы.
Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая память, внимание, мышление, речь. Дидактические игры как раз предназначены для того, чтобы ненавязчиво решать возникающие трудности в развитии ребенка.

Игра «Подбери лепесток»
Цель:
Обогащение словаря ребенка.

Задачи:
1.Учить правильно называть изображение на картинке,
2.Учить работать с символами, правильно употреблять в речи глаголы,
3.Развивать память, внимание, мышление,

4.Расширять кругозор,
5.Воспитывать любовь и уважение к окружающей среде.

Материалы для изготовления игры:
1.Картон для основы,
2.Самоклейка или цветной картон,
3.Выстриженные картинки из журналов,
4.Карандаш, клей, ножницы.

Для того, чтобы изготовить эту игру Вам понадобится плотный картон для основы. Я использую картон от пачек с крупами, это удобно и всегда доступно. Вырезаю прямоугольники нужного размера.


Конечно, можно использовать просто цветной картон, но он тонкий и не всегда яркий, поэтому я обклеиваю основу самоклейкой (цветная сторона картона остается без самоклейки, при желании ее можно обклеить белой бумагой).


Далее изготавливаем лепестки.


Также обклеиваем их самоклейкой.


Дальше приклеиваем вырезанные из журналов картинки на лепестки. Чем больше картинок, тем лучше. Картинки должны быть четкие, яркие, понятные.


Дальше работаем с основой, к которой в последствии будем подставлять лепестки. В центр прямоугольника приклеиваем картинку с символом, означающим какое - либо действие: «летает», «ходит», «плавает», «ползает», «пищит», «ныряет», "скачет", и т.д. Символ Вы можете придумать сами, но так, чтобы ребенок его смог сразу «схватить».


А дальше Вы можете начинать игру.
1. Педагог поясняет ребенку, что обозначают символы на прямоугольниках, ребенок самостоятельно повторяет.
2. Ребенок узнает символ в прямоугольнике.
3. Выбирает те лепестки, изображения которых могут выполнять заданное действие.



На основе игры с глаголами можно изготовить игру с прилагательными.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что представленная игра вам пригодится в работе.