Что такое часовня и чем она отличается от храма? Часовни в городской среде

16.01.2024 Одиночные

По рассказам местных старожилов, в начале XX в. из Рождественской церкви пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда д/о «Снегири». В этом овраге из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей. Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в том овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную кубическую одноглавую часовню возвели в 1904 г. и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом.

Часовня разрушена в начале 1930-х гг., колодец позже обвалился.

В 2011 г. найдено точное место часовни, расчищен её фундамент. На сегодняшний момент полностью вычищен источник и подходы к нему.



Мамаев С.Ю. Село Рождествено. История в очерках. - М., 2011. С. 49-50:
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX века из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей. Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь иконы Грузинской Богоматери.

Кирпичную часовню возвели в 1904 году и поместили в нее ту самую икону. Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца. Часовня была разрушена в начале 30-х годов XX века, колодец позже обветшал, но все равно верующие люди часто приходили к нему освежить лицо и глаза. Сейчас о существовании часовни напоминает лишь небольшой холм, образованный остатками фундамента.

http://istra-ltc.ru/chapel/rozhdestveno.htm

Кирпичная кубическая одноглавая часовня, построенная в 1904 на почитаемом источнике. Сломана в 1930-х, источник сохранился до наших дней.

http://svyatayarus.su/church/detail/45106/

НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Возведение часовни в Красном Октябре остановлено из-за нехватки денежных средств


Вот уже третий год пошел, как в посёлке Красный Октябрь Палласовского района Волгоградской области мало помалу ведётся строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, «строительство» - это, наверное, громко сказано. Пока сделано далеко не так много, как хотелось бы. Основная причина «долгостроя», пожалуй, одна - возведение храма ведется исключительно на пожертвования, причём не состоятельных предпринимателей, а, как говорится, «простых людей». На селе же они, особенно в последние несколько засушливых лет, материальным достатком похвалиться не могут.

Тем не менее, в феврале прошлого года на сельском сходе было решено возобновить строительство, которое замерло в 2009 году (по причине всё той же, финансовой). Помогли, по мере сил и возможностей, только человек семьдесят, на общую сумму около 50 тыс. руб. (Хотя, почему «только»? По нынешним временам, когда дела духовные, к счастью, перестают быть простой модой, реальная помощь нескольких десятков куда ценнее показного благочестия тысяч псевдоправославных россиян, едва научившихся осенять себя крестным знамением). Никогда не отказывают в поддержке глава Краснооктябрьского сельского поселения С. А. Сушков, председатель СПК «Племзавод «Красный Октябрь» В.Н. Фомин. И всё же, пока в активе лишь (помимо изготовления проекта и оформления документов на землю) заливка минувшим летом фундамента общей площадью 67,7 погонных метров. Обошлось это как раз в 40 тыс. руб., так что на счету, с учётом других мелких расходов, остались копейки.

Справедливости ради надо сказать, что помимо этого объекта, денежных вливаний требуют и часовня в Золотарях (см. заметку «Начать с малого» в рубрике «О приходе»), и только начинающееся строительство храма в Савинке, да и зданию церкви в самой Палласовске необходим ремонт. А самое главное, нельзя забывать о большом проекте строительства храма Рождества Христова в райцентре. Как бы там ни было, денег сегодня для дальнейших работ в Красном Октябре попросту нет. Не стоит забывать, что подавляющая часть населения посёлка - мусульмане. «К сожалению, - остаётся констатировать прихожанам так и не построенного пока храма, - районные и областные власти, а также депутаты областной Думы, к кому были неоднократно отосланы прошения, остаются равнодушными к проблемам строительства, и просьбы о материальной помощи остаются неуслышанными». Ясно, что средства муниципального или областного бюджетов на строительство культовых сооружений направлять нельзя, таков закон, но вот помочь в привлечении спонсоров власти вполне могли хотя бы попробовать. Пока лишь только один из депутатов областной Думы письменно пообещал рекомендовать «именно ваш объект» при общении с возможными спонсорами, а администрация района просто передала инициативной группе список «потенциальных спонсоров», который и так не является большим секретом.

И всё же строить надо. Уже сейчас нужно минимум 20 тыс. руб. для изготовления армированного пояса возводимого здания. Поэтому православные жители Красного Октября обращаются при помощи нашего сайта ко всем, кто мог бы оказать посильную материальную помощь в возведении часовни в этом посёлке. Быть может, кто-либо из числа их земляков, живущих сейчас за пределами своей малой родины или даже России, откликнется на эту просьбу. «Участвуя в строительстве православных храмов, вы делаете значительные шаги к спасению своей души и спасению России», - говорят члены инициативной группы. И верующим людям к этим словам стоит прислушаться.

Апостол Павел призывает христиан непрестанно молиться и благодарить Бога за все (1 Фес. 5: 17-18). Можно сказать, что часовня — это напоминание об этих словах, отображенное в камне. Где и зачем строят часовни, рассказывают иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице, Андрей АНИСИМОВ, главный архитектор Товарищества реставраторов, и Никита ГАЙДУКОВ, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ.

Часовня-памятник

В часовне, как правило, нет алтаря, и поэтому там не может совершаться литургия. Зачем же нужно здание, похожее на храм, в котором невозможно самое главное богослужение?

Часовня может быть памятником. В жизни христиан всегда происходили события, за которые хотелось особенно поблагодарить Бога. Это могла быть, например, победа в битве или завершение строительства. Одной из самых известных часовен-памятников является часовня «Крест» у Переславля-Залесского. Она построена на том месте, где, по преданию, в 1557 году родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор Иоаннович. В Москве известна часовня «Проща» (название происходит от слова «прощаться») Спасо-Андронникова монастыря - это место, где, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Часовни-столбы (часовня у въезда в селение, высокое и узкое сооружение, высота - 2-3 метра, площадь - 50 на 50 сантиметров) имеют значение освящения места. Когда освящают квартиру - ставят кресты на стенах, освящая деревню, часовни или кресты ставили вокруг нее», - говорит иерей Николай Петров.

В часовне могут храниться реликвии. Такая часовня-реликварий может находиться внутри храма: например, рака с мощами святого может быть оформлена как маленькое самостоятельное сооружение.

Часовни строят на местах разрушенных храмов, если нет возможности восстановить сам храм. О проекте такой часовни рассказывает главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов: «На пересечении Петровского переулка и улицы Большая Дмитровка был храм Преподобного Сергия Радонежского, сейчас здесь находится дом сотрудников НКВД. Восстановить храм на этом месте невозможно. Попечитель решил, что можно построить часовню и освятить ее в честь преподобного Сергия Радонежского, а внутри поместить поминальные доски с названиями всех взорванных храмов Москвы. Мы спроектировали эту часовню. Она будет приписана к Высокопетровскому монастырю, поэтому при ее строительстве мы выдержим стилистику монастыря».

Частичка храма

Второй вид часовен - приписные к храмам. Никита Гайдуков, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ: «На планах некоторых храмов видно, что к ним сделаны пристройки-часовни. Особенно это характерно для монастырей. Эти пристройки могли быть связаны с трапезой или с погребением. Со временем они “оторвались” от храма. Например, храм стоит посреди села, а на кладбище - часовня». На кладбище можно увидеть оба типа часовен: часовня для отпевания (приписная к храму) и памятник на могиле, выполненный в форме часовни, куда можно пригласить священника для совершения поминальной службы.

Наиболее распространенная функция таких часовен - погребальная. «В любой старой больнице Москвы есть и храм, и часовня. Отпевание умерших пациентов совершали именно в часовне, - утверждает Андрей Анисимов. - Сейчас в Клину мы реставрируем такую часовню конца XIX века. В московской больнице Святителя Алексия кроме двух храмов внутри, рядом с моргом стоит часовня». Иерей Николай Петров: «Сейчас эта часовня восстанавливается, там будет храм.

Но вообще-то при отпевании Престол не нужен, поэтому и строили часовни».

Часовня могла быть «оторвана» от храма для осуществления каких-то других функций. Иверская часовня на Красной площади - часовня у городских ворот, приписана к Казанскому собору.

Сейчас в России большинство часовен приписные, даже если они построены в память о чем-то. Приписными являются и деревенские часовни: «В Псковской области, - рассказывает Никита Гайдуков, - почти в каждой деревне сохранились часовенки: шесть квадратных метров, четыре окошечка, две иконы. Дверь обычно не запиралась, можно было всегда прийти, поставить свечку. В праздник, на Пасху, священник после литургии объезжал часовенки в соседних деревнях и совершал молебны. По сути это были его маленькие приписные храмы. Не из каждой деревни и не каждый мог доехать до храма (хорошее крестьянское хозяйство нельзя бросить ни на сутки, ни на полсуток, если пять коров есть - две женщины на Пасху в храм точно не попадут)».

Какие еще службы могут совершаться в часовне? «Из самого названия “часовня” следует, что там читают часы, - объясняет Никита Гайдуков. - Древняя традиция предполагала, что каждый мирянин читал не то, что мы знаем как утреннее и вечернее правило, а часы, повечерие и полуночницу. Эти службы и совершались в часовне. В кладбищенских часовнях совершается только отпевание. В часовнях над источниками освящается вода. Могут совершаться любые службы, кроме Божественной литургии. В дальних деревнях в часовне совершали чины, близкие к литургии, обедницы: читаются определенные молитвы и причащают уже освященными Дарами».

Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм. Мне очень нравятся маленькие храмы в Греции, Сербии, Черногории. В этих храмиках руки расставишь в разные стороны - и он весь заполнен. У них даже главки нет, только колоколенка с крестом.

Но обязательно есть апсида, Престол, приставленный к стене, может быть даже совмещенный в жертвенником: единая мраморная доска, правая и центральная часть - Престол, левая - жертвенник, Царские врата и вместо дьяконской двери - завеса. Иногда даже на иконы места не хватает. На острове Санторин в Греции с населением 13 тысяч человек около 400 храмов (где-то треть - католические), большинство из них частные и просто миниатюрные. Храмы эти открыты круглосуточно, есть свечной ящик, можно поставить свечку, помолиться. Местный архиерей по их традиции обязан раз в год отслужить в каждом храме. То есть человек построил храм, называл его, например, в честь особенно почитаемого им святого и перед днем памяти этого святого зовет архиерея служить на престольный праздник».

Часовня может быть отнюдь не маленькой. Одна из самых больших - храм-часовня Архангела Михаила в Филях, построенная рядом с избой, где во время Отечественной войны 1812 года проходил совет в Филях. Часовня была заложена в 1910 году и освящена в 1912-м в честь архистратига Михаила - небесного хранителя русской армии и в память полководца Михаила Кутузова. Храмом-часовней она называется потому, что с 1920 году по просьбе местных жителей часовня была превращена в храм Архангела Михаила.

Крест во дворе

Если литургия и возможность ее совершения важнее, то зачем служить молебны и строить часовни? Иерей Николай Петров поясняет: «У человека есть какие-то нужды, и священник молится вместе с ним об этом. Раньше молебны служили перед каждым делом: перед посевом, перед сбором урожая, перед копанием колодца и при его освящении, перед постройкой дома. Сейчас молебнов осталось меньше. В основном благодарственные, об учащихся, о болящих и о путешествующих. Или чтобы почить какого-то святого. Конечно, литургия охватывает все, но выразить конкретному человеку поддержку в его нуждах - дело милости Церкви и, соответственно, священников».

Часовня может быть вынесенным на улицу красным углом. Рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «У нас есть часовня - современная интерпретация креста под сенью. Мы такие часовни строим, когда у заказчика ограничен бюджет, а он рассчитывает, что в часовне одновременно будет находиться много человек. В таком случае мы предлагаем поставить крест и сделать открытую часовню, как сень над крестом. Первую такую часовню мы поставили в воинской части. Вокруг часовни есть специальная благоустроенная площадка на небольшом возвышении, западная сторона этой площадки оформлена как солея и амвон. Слева от часовни - памятники павшим в Великую Отечественную войну, справа - в современных войнах. Часовня открыта круглые сутки, иногда приглашают священника. Вообще часовня - это хорошая церковная постройка в наше время. Многие люди хотят построить храм, но денег у них не очень много, хотя на часовню-столб или деревянный крест вполне хватает. Можно поставить дубовый крест с крышечкой, укрепить его на хорошей конструкции, повесить лампадку - все, уже место освящено. Человек идет мимо - вспоминает о Боге, молится. Место становится уже другим».

Достославный гетман Украины Пётр Дорофеевич Дорошенко – личность во многих отношениях незаурядная и замечательная. Отметить хотя бы то, что немногие из гетманов упоминаются в народных украинских песнях. Дорошенко такой чести удостоился, – «Ой, на горi та жнiци жнуть…».

О деяниях гетмана написано много и противоречиво. Историографы в своих трудах, наряду с изложением событий, непременно стараются навязать читателю свою точку зрения. Для одних – сторонников украинского национализма – он был славным патриотом, для других – великорусских шовинистов – подлым предателем.

Точно одно: Пётр Дорофеевич по воле Господа сыграл немалую роль как в истории Украины, так и России. Не будем давать субъективную оценку его деяниям, а коротко изложим факты.

Итак, П. Д. Дорошенко родился в 1627 году в Чигирине. В 1665 году был избран гетманом Правобережной Украины. Конечно, он желал видеть Украину великой, неделимой и независимой. Задача сложная: с одной стороны Польша, с другой – Турция, с третьей – Москва. И все – враги!

Кончилось тем, что в 1676 году Дорошенко сдался воеводе Ромодановскому. Вскоре его пожелал увидеть царь Алексей Михайлович, который предложил гетману пост вятского воеводы с окладом жалованья в 1000 рублей в год. Дорошенко согласился. На этом закончилась история украинского гетмана и началась история русского дворянина. На Украину он уже никогда больше не возвращался.

В 1684 году по выходе в отставку Дорошенко было пожаловано село Ярополец с присёлками, где 9 ноября 1698 года он предал свой дух Господу и «бысть положен здесь» – на высоком берегу Ламы в центре села. А вотчину свою разделил между сыновьями: северную часть Петру, южную – Александру.

А теперь маленькое генеалогическое исследование:
П.Д.Дорошенко – Александр Петрович Дорошенко – Екатерина Александровна Загряжская(ур. Дорошенко) – Иван Александрович Загряжский – Наталья Ивановна Гончарова (ур. Загряжская) – Наталья Николаевна Пушкина (ур. Гончарова).

Таким образом, Пётр Дорофеевич – прапрапрадед супруги А.С.Пушкина. В один из двух своих приездов в Ярополец Александр Сергеевич высказал брату Натальи (точно утверждать не могу, но, кажется, Дмитрию Николаевичу) мысль о том, что недурно было бы поставить над могилой пращура его жены часовенку, что и было сделано, то есть первая часовня была сооружена около 1835 года. В конце XIX века могилу гетмана пытались ограбить. Бытовала легенда, что он был похоронен с золотою булавою в руках. Они не знали, что гетманскую булаву, подаренную султаном, ещё двести назад присвоил князь В.Голицын.

Во время войны часовня была осквернена и разрушена.

Восстановили её при содействии Посольства Украины и администрации Волоколамского района в 1999 году, приурочив это событие к 200-летию со дня рождения Поэта.

Есть одна достопамятная деталь: на памятной табличке часовни в названии страны по ошибке пропущена одна буква, и получилось – «гетмана Украны». Некоторые посещающие Ярополец это замечают и спешат сообщить своё «открытие» сотрудникам местного музея.

Итак, часовня стала ещё одною достопримечательностью Яропольца, где проводят митинги и служат молебны.

Достославный гетман Пётр Дорофеевич Дорошенко не забыт. Так сложилась Судьба: по воле Господа он принадлежит истории двух народов – Украинского и Русского.

Бюст П.Д.Дорошенко работы скульптора Александра Триппеля можно увидеть в Ярополецком краеведческом музее, что в двух шагах от часовни. Насколько портрет достоверен, судить трудно, поскольку выполнен больше, чем через полвека после его кончины.

В. А. Глумов, январь 2005 г.